Народные И Древнерусские Произведения - Евпатий Коловрат

334

И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые (1) на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную (2), и богатство рязанское, и сродников рязанских князей - князей киевских и черниговских - захватили.

А храмы божий разорили и во святых алтарях (3) много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.И некий из вельмож (4) рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем (5), и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро.

И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей (6) убитых и множество народа полегшего. Одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы (7) Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими.

Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно.И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать. "Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?" Они же отвечали. "Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать (8), и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую".

Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича (9) своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы (10) до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (11), - и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского.

И сказали царю приближенные. "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знаютони смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево. "О Коловрат Евпатий. Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.(1) Поганые - так автор называет захватчиков, некрещеных, иноверцев.(2) Имеется в виду истребление знатных людей и разрушение красивых строений в Рязани.(3) Алтарь - главная, восточная часть церкви, отделенная иконостасом.(4) Вельможа - родовитый, знатный человек.(5) Ингварь Ингваревич - князь Рязанский, брат великого князя Рязанского.(6) Государи - здесь.

Вельможи, князья.(7) Стан - военный лагерь, здесь. Войска.(8) Почествовать и с честью проводить, и честь тебе воздать - здесь насмешливо. Оказать тебе почтение.(9) Шурич (шурин) - брат жены.(10) На-полы - надвое, пополам.(11) За мурзами, и князьями, и санчакбеями - за татарскими вельможами..

Значения в других словарях
Народные И Древнерусские Произведения - Вольга И Микула Селянинович

Когда воссияло солнце красноеНа тое ли на небушко на ясное,Тогда зарождался молодой Вольга,Молодой Вольга Святославович.Как стал тут Вольга растеть-матереть,Похотелося Вольге много мудрости:Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,Птицей-соколом летать ему под оболока,Серым волком рыскать да по чыстыим полям.Уходили все рыбы во синии моря,Улетали все птицы за оболока,Ускакали все звери во темныи леса.Как стал тут Вольга растеть-матереть,Собирал себе дружинушку хоробрую:Тридцать молодцов да без ед..

Народные И Древнерусские Произведения - Два Ивана – Солдатских Сына (русская Народная Сказка)

Русская народная сказкаВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Прошло время - записали его в солдаты. Оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит:- Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди. Авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь - все равно сбереги деньги до возрасту. Станешь дочь выдавать замуж - будет у нее приданое. А коли бог сына даст да войдет он в большие года - будет и ему в т..

Народные И Древнерусские Произведения - Жена-доказчица

Жил старик со старухою. Сбили они на реке заезочек (1) и заложили по мордочке (2). Пошли домой. На дороге увидала старуха клад и давай всем рассказывать. Что с ней делать. Вздумал старик пошутить над старухою, пошел в поле, поймал зайца и отправился на реку морды смотреть. Вынул одну - а в ней щука попалась. Он щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох. Воротился домой и зовет старуху горох крючить (то есть снимать с поля).Вот собрались и поехали. Доро..

Народные И Древнерусские Произведения - Житие Александра Невского

Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия.Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего - кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк. Так говорит госпо..

Дополнительный поиск Народные И Древнерусские Произведения - Евпатий Коловрат Народные И Древнерусские Произведения - Евпатий Коловрат

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Народные И Древнерусские Произведения - Евпатий Коловрат" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Народные И Древнерусские Произведения - Евпатий Коловрат, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 56 символа