Чехов Антон Павлович - Смерть Чиновника

226

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола". Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг. В рассказах часто встречается это "но вдруг". Авторы правы. Жизнь так полна внезапностей. Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось. Он отвел от глаз бинокль, нагнулся и. Апчхи. Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя. Не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем. Но тут же пришлось сконфузиться.

Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения. "Я его обрызгал. - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо". Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо. - Извините, ваше-ство, я вас обрызгал. Я нечаянно. - Ничего, ничего. - Ради бога, извините. Я ведь. Я не желал. - Ах, сидите, пожалуйста. Дайте слушать. Черняков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал.

- Я вас обрызгал, ваше-ство. Простите. Я ведь. Не то чтобы. - Ах, полноте. Я уже забыл, а вы все о том же. - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой. "Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал. Что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!.." Придя домой, Черняков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему. Она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов "чужой", успокоилась. - А все-таки ты сходи, извинись, - сказала она. - Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь.

- То-то вот и есть. Я извинился, да он как-то странно. Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать. На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить. Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова. - Вчера в "Аркадии", ежели припомните, ваше-ство, - начал докладывать экзекутор, - я чихнул-с и. Нечаянно обрызгал. Изв. - Какие пустяки. Бог знает что. Вам что угодно. - обратился генерал к следующему просителю. "Говорить не хочет. - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит. Нет, этого нельзя так оставить. Я ему объясню..." Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал.

- Ваше-ство. Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния. Не нарочно, сами изволите знать-с. Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой. - Да вы просто смеетесь, милостисдарь. - сказал он, скрываясь за дверью. "Какие же тут насмешки. - подумал Червяков. - Вовсе тут нет никаких насмешек. Генерал, а не может понять. Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном. Черт с ним. Напишу ему письмо, а ходить не стану. Ей-богу, не стану!" Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять. - Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать.

Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с. А смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться. Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам. Не будет. - Пошел вон. - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. - Что-с. - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса. - Пошел вон. - повторил генерал, затопав ногами. В животе Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся. Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и. Помер. 1883.

Значения в других словарях
Чехов Антон Павлович - Лошадиная Фамилия

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние - жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Ме..

Чехов Антон Павлович - Мальчики

- Володя приехал. - крикнул кто-то на дворе. - Володечка приехали. - завопила Наталья, вбегая в столовую.- Ах, боже мой. Вся семья Королевых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал..

Чехов Антон Павлович - Толстый И Тонкий

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем (1). Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.- Порф..

Чехов Антон Павлович - Хамелеон

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой (2) с решетом, доверху наполненным конфискованным (3) крыжовником. Кругом тишина. На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти. Около них нет даже нищих. - Так ты кусаться, окаянный. - слышит вдруг Очумелов. - Ребята, не пущай ее. Нынче не велено кусаться. Держи. А. А. Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и ви..

Дополнительный поиск Чехов Антон Павлович - Смерть Чиновника Чехов Антон Павлович - Смерть Чиновника

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чехов Антон Павлович - Смерть Чиновника" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чехов Антон Павлович - Смерть Чиновника, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 39 символа