Афродита
АФРОДИТА - богиня половой любви и красоты у древних греков. Культ А. Был широко распространен в Греции, М. Азии и на островах Средиземного моря, между прочим на Кифере («Киферея»), в Сицилии, в особенности же на Кипре («Киприда»). В ней смешались черты восточного божества с образами критско-эгейской культуры и некоторыми греческими божествами, напр. С Дианой , женской параллелью к Зевсу , к-рая в мифе иногда является матерью А., иногда с ней отождествляется. Образ А. Очень сложен и неясен. Из многочисленных оформлений его особо важны:1. А.-Урания - «небесная» - параллель к семитической «царице неба» (Иштар и т. П.),2. А.-Пелагия - «морская», покровительница мореплавания,3. А. - мать Эрота , богиня половой любви, а в небесной проекции - весеннего сочетания неба с землей в дожде.
Отсюда миф о любви А. К Адонису , юному богу весны (ср. Любовь Иштар к Таммузу).Все эти образы объединены в мифе о рождении А. В пене морской от упавших в море половых органов оскопленного Урана и в объяснении имени А. Как «пенорожденной». А. Не удалось проникнуть в земледельческие культы, где царили исконные божества земли, и она мало связана с социальными установлениями феодальной Греции. В гомеровском эпосе она не занимает выдающегося места среди богов, и поведение ее дает материал для «скандальной» хроники Олимпа. Но в этом же эпосе она подлинная виновница троянской войны. О ней повествуют III-V песни «Илиады». А. - излюбленный образ греческой лирики (см. Напр. Гимн к А. Сафо). Роковая сила А. - мотив греческой трагедии (у Софокла , Еврипида .
Особенно у последнего в «Ипполите»). Образ А. Легко поддавался истолкованию в духе монотеистических тенденций, сопровождавших в Греции рост торговых связей и создание больших политических объединений. Еще к эпохе господства аристократии относится А.-Пандемос - «всенародная», повидимому женская параллель к Зевсу, «всенародному» божеству государства, объединившего роды. А затем философы и поэты начинают прославлять А. Как космический принцип сохранения жизни (напр. Гесиод, Эмпедокл, Эсхил в «Данаидах»). С другой стороны, в эллинистической литературе и искусстве, проникнутых эротизмом, образ богини теряет уже всякие «возвышенные» черты, и А. Становится вульгарной красавицей. - Противоположение А. «небесной» и А. «всенародной» не имеет опоры ни в культе, ни в мифе.
Оно вложено Платоном в уста Павсания, одного из собеседников в диалоге «Пир». - Культ А. Был перенесен в Рим, где она почиталась под именем Венеры. В Риме поэт Овидий в «Метаморфозах» рассказывает об ее любви к Адонису и об его превращении в цветок. У Вергилия в «Энеиде» Венера - праматерь Рима, воспета и как владычица чувственной страсти. Лукреций, подобно Эмпедоклу и Гесиоду, придает ей значение философского символа (вступл. К поэме «О природе вещей»). В позднейшей литературе Венера-Афродита иногда изображается богиней любви и идеалом женской красоты, напр. У Шекспира («земная Венера»), Шиллера, Гете, Пушкина («подобный ветреной Венере» («Евгений Онегин»), «прелестный баловень Киприды» («К Юрьеву»), «крестница Киприды»).
Дополнительный поиск Афродита
На нашем сайте Вы найдете значение "Афродита" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Афродита, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 8 символа