Бабель

181

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894-) - выдающийся новеллист. Родился в г. Одессе, в семье еврейского купца. Литературную работу начал в 1915 в журнале Горького «Летопись» рассказами из еврейского быта Одессы. После гражданской войны материалом первых его литературных выступлений послужил быт I Конармии, о котором у него были непосредственные впечатления. Первый рассказ его из серии «Конармия» появился в 1924. В дальнейшем творчество его, в отношении тематики, пошло по двум основным направлениям. С одной стороны, Б. Дал ряд новелл на материале Конармии, объединенных теперь в книгу «Конармия», - с другой - разрабатывал в форме новеллы, пьесы для театра («Закат», 1928) и кинематографического сценария («Беня Крик») - материал еврейского местечкового быта.

Новеллы на эту тему отчетливо распадаются на автобиографические («История моей голубятни» и др.) и эпико-романтические, главным персонажем к-рых является герой Молдаванки (предместья Одессы), сын одесского биндюжника (извозопромышленника), идеализированный герой еврейской бедноты, бандит и налетчик Беня Крик («Одесские рассказы», «Король», «Как это делалось в Одессе». К этой группе по теме примыкают пьеса и сценарий Б.). Все, до сих пор написанное Б. Вне этих двух линий - быта Конармии и местечкового еврейского быта - крайне немногочисленно и не может итти в сравнение с перечисленным в отношении художественного мастерства («Исусов грех», «Ты проморгал, капитан»). В настоящее время Б. Живет во Франции, продолжая работу в советской литературе.Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова.

Новизна материала, целиком взятого из революционной, еще не нашедшей отображения в художественной литературе, жизни, а также оригинальность выполнения не могли не сделать из новелл Б. О Конармии чрезвычайно значительных произведений. В лице Б. Молодая советская литература получила сильного художника, «попутчика» , с редкой по тому времени полнотой отдавшего свое дарование революционной тематике. Эта общественная заслуга Б. - крупного художника-пионера революционной тематики, ни в коем случае не может быть умалена и в настоящее время. Однако развитие советской художественной литературы и уровень, достигнутый ею в настоящее время, обязывают отнестись к литературным фактам прошлого (хотя бы и недавнего) с должной объективностью.

С этой точки зрения нельзя не признать, что новеллы Б. О Конармии явились не столько реалистическим отображением ее быта, сколько проявлением утонченного литературного мастерства Бабеля и раскрытием его собственного художнического миросозерцания на материале, почерпнутом из этого быта. При этом материал не мог не получить своеобразного истолкования, в гораздо большей мере характерного для социальной среды, из которой вышел художник, чем для того быта, который в его произведениях отображен. В одинаковой мере неправы поэтому были те критики, к-рые желали видеть в «Конармии» Б. Реалистическое произведение, адэкватно отобразившее действительную Конармию, и те, которые обрушивались на художника, видя несоответствие между его изображением и тем, что он, по видимости, пытался изобразить (между прочим сам т.

Буденный счел себя вынужденным выступить в защиту Конармии от искажений, к-рым Б., по его мнению, подверг ее облик в своей книге). Б. Не является реалистическим художником и задач реалистического воспроизведения действительности себе не ставит. В его лице наша литература имеет крайнего субъективиста. Можно с уверенностью утверждать, что именно связь писателя с мелкобуржуазной местечковой средой еврейского гетто в обстановке царской России, которая к этой среде поворачивалась самой жестокой и дикой своей стороной, - превратила Б. В скорбного, иронического романтика. Он не мог не сочувствовать искренне и глубоко освободительному движению рабочего класса, поскольку оно несло освобождение и всему еврейскому населению в царской России.

Но стремясь соблюсти некоторое расстояние между собой и тягостной действительностью, грозящей растоптать его личность (см. Напр. «История моей голубятни»), он отходит и от общественности, идет по пути индивидуализма, замыкается в иронию, скепсис. Отсюда чрезвычайно своеобразное сочетание в художническом миросозерцании Б. Несомненной тяги к общественности, к действию, активности (сказавшейся очень ярко во всех созданных им характерах, а также в тематике его произведений) и иронического тона повествования, проявляющегося в любви писателя к гротеску, в утрировке контрастов, в сочетании утонченного лиризма и намеренной, изысканной грубости. Отсюда же и эротизм Б.-художника, - черта, характерная для этого индивидуалиста.

Этим же противоречием мирочувствования Б., определяемого двойственностью его социальной природы, целиком объясняется своеобразный подход его к слову как к некой самодовлеющей реальности, управляемой не столько своим объективным смыслом, соответствием с тем жизненным материалом, который художник берется отобразить, а исключительно внутренним переживанием личности, ее восприятием этого материала. Субъективный облик Б. Выступает настолько отчетливо в каждой его новелле, что судить Б. Как реалиста, с точки зрения верности его зарисовок натуре, совершенно невозможно.Внимательной, кропотливой работой над словом можно объяснить крайнюю творческую скупость писателя, давшего очень немного чрезвычайно кратких новелл, один сценарий и пьесу, - некую эстетическую действительность, стоящую над реальной действительностью как ее романтически преломленное подобие.

Однако было бы глубокой несправедливостью к писателю и одновременно искажением фактов представлять произведения Б. Пародией на действительность, карикатурой на нее.Библиография. Буденный С., Бабизм Б., «Октябрь», кн. 4, 1924. Шкловский В., Б., «Леф», кн. 2 (6), 1924. Вешнев В., Поэзия бандитизма, «Молодая гвардия», кн. 7-8, 1924. Лелевич Г., На литературном посту, Тверь, 1924. Воронский А., Литературные типы, М., 1925. Его же, Литературные записи, М., 1926. Горбачев Г., Новеллы Б., «Два года литературной революции», Л., 1926. Лежнев, Вопросы литературы и критики, М., 1926. Воронский А., Искусство В. Полянской видеть мир (ст. Литературный двевник), М., 1928. Горбов Д., У нас и за рубежом (ст. Итоги литературного года), М., 1928.

Полонский В., О современной литературе, М., 1928.

Значения в других словарях
Баал

БААЛ - см. Ваал. ..

Баба-Бек-Мехребебанчу

БАБА-БЕК-МЕХРЕБЕБАНЧУ - см. Шакир-Баба-Бек-Мехребебанчу. ..

Бабич М.

БАБИЧ Михаел (Babits Mihaely, 1883-) - венгерский поэт и романист, один из наиболее выдающихся деятелей группы «западников» (см. Венгерская литература), редактор журнала «Запад». Сборники его стихов («Листья из венка Ирис», «Речитатив», «Остров и море» и т. Д.) начали выходить с 1911. Написал два романа («Калиф-журавль» и «Воздушный замок», имеются немецкие перев.) и ряд этюдов («Литературные этюды»). Его перу принадлежит много переводов из итальянской, французской и английской поэзии, из к-рых..

Бабич Ш.

БАБИЧ Шайхзада (1895-1919) - татаро-башкирский писатель-сатирик. Первоначально учился в родной деревне, а затем в г. Уфе в татарской джадидской медрессе «Галие». Начал писать в начале войны 1914-1918. Б. - индивидуалист и протестант. На творчество Б. Оказала сильное влияние к этому времени уже развившаяся татарская художественная литература, в особенности Тукаев . Одновременно Б. Много черпал из сокровищницы башкирской народной литературы. Благодаря этому его язык отличается ясностью, простотой..

Дополнительный поиск Бабель Бабель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бабель" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бабель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа