Вельтман

98

ВЕЛЬТМАН Александр Фомич (1800-1870) - романист, поэт, археолог. Сын офицера - смотрителя Московской долговой тюрьмы, учился сначала в Благородном пансионе при Московском университете, затем в Петербургском пансионе братьев Терликовых. С 1816 служил в армии, участвовал в турецкой войне 1828-1829. В 1831 вышел в отставку в чине подполковника. К этому же году относится начало его литературой известности. В начале 40-х гг. Пристрастился к археологии. В 1842 получает место помощника директора Оружейной палаты, а после смерти Загоскина назначается ее директором (1852) и занимает эту должность до смерти. Состоял членом обществ. Истории и древностей российских и Любителей российской словесности. Редактировал издание «Древностей Российского государства».

Исторические и археологические работы В. («Начертание древней истории Бессарабии», «Достопамятности Московского кремля», «Московская оружейная палата», «Индо-германе или сайване», «О свевах, гуннах и монголах», «Атилла и Русь IV-V в.» и др.) отличаются необузданной фантазией, свойственной романтизму, и серьезного научного значения не имеют.Своей литературой известностью, несмотря на то, что он является автором ряда стихотворений и повестей в стихах, Вельтман обязан исключительно своей прозе, к-рая и определяет его значение в истории русской литературы. В 1831 он выпускает первые три части «Странника», поставившего его сразу в ряд первостепенных прозаиков. «Кащей бессмертный» (1833) имел уже исключительный успех, встретил всеобщее одобрение критики и упрочил за В.

Репутацию «замечательнейшего романиста». Из его следующих произведений следует отметить. «Святославич, вражий питомец» (1835), «Александр Филиппович Македонский» (1836), «Сердце и Думка», два сборника «Повестей» (1836 и 1843), «Новый Емеля или превращение» (1845) и романы из цикла «Приключения, почерпнутые из моря житейского». «Саломея» (1848), «Чудодей» (1849), «Воспитанница Сарра» (1862) и «Счастье-несчастье» (1863).Хотя последние романы В. Вышли в 60-х гг., он уже начиная с конца 40-х гг. Сходит с литературной авансцены. Временем исключительной его популярности являются 30-е гг. Один из талантливейших и ярких представителей литературных исканий 30-х гг., отличавшихся напряженным интересом к вопросам формы, В.

Свою литературную родословную ведет от Стерна и Ксавье де-Местра , что особенно сказалось на первом его прозаическом произведении - «Страннике». Стиль В. Характеризуется всеми признаками «стернианства» - подчеркиванием повествовательных приемов, игрой с формой. Авторской болтовней, каламбурами, нарочитым торможением сюжета разными отступлениями, разбросанностью конструкции, фрагментарностью, сюжетными перестановками. Проблему литературного яз., одну из основных для русских писателей 30-х гг., В. Разрешает, вводя в свою лексику элементы древнерусского яз. (особенно в своих исторических романах), наряду с Далем, к-рый обновляет литературный яз. Простонародными и диалектическими речениями. Разработанная В. Своеобразная языковая система сближает его с Лесковым.

Причудливый гротеск, живая фантазия, занимательность, смешение фантастики с реализмом сделали В. Любимцем публики и критики 30-х и начала 40-х гг. С конца 40-х гг., когда перед литературой ставятся задачи разрешения разного рода идейных и психологических проблем, эти особенности стиля В. Навлекают на него упреки в бедности содержания. Его последний роман - «Приключения, почерпнутые из моря житейского» - проходит почти незамеченным. «В наше время романы пишутся, чтобы поставить разные вопросы, - и вдруг среди них наивнейший роман тридцатых годов» («Библиотека для чтения», 1863).Имя В. Сходит со страниц журналов и забывается настолько основательно, что даже в больших курсах по истории литературы оно упоминается лишь вскользь.

И только в наше время, с обновлением литературой науки, возобновляется интерес к В. Наряду с выяснением его роли в выработке литературных форм и яз., современные исследователи (В. Ф. Переверзев) стремятся выяснить его место в истории литературы. Как и Даль, Полевой, Греч, Павлов, Погодин, В. Является одним из первых представителей того стиля в русской литературе, социальные истоки которого восходят к городскому мещанству, мелкобуржуазной интеллигенции. Высшей точкой развития этого стиля было творчество Достоевского. С Достоевским Вельтмана сближают не только композиционные приемы. Сюжетная перестановка, стремительность и запутанность действия, создающие «занимательность» и повышающие читательскую заинтересованность, что отводит Вельтману почетное место в истории русского авантюрного романа.

Самый характер его гротеска, стирание граней между фантастическим и реальным, психологические черты его героев, особенно «Приключения из моря житейского» (мотив двойничества, истеричность, этическая неуравновешенность) - все это дает основание В. Ф. Переверзеву считать В. «предтечей Достоевского».Творчество В. Еще мало исследовано, но и все вышесказанное позволяет отвести В. Заметное место в истории русской литературы.Библиография. Переверзев В., Предтеча Достоевского, «Московский понедельник», 1922, сентябрь. Жирмунский В., Байрон и Пушкин, Л., 1924 (романтич. Поэмы Вельтмана). Переверзев В., Достоевский, Л., 1925. Русская проза, сб. Статей «Academia», Л., 1926, статьи Риболи Г. И Бухштаба В. «Русский романтизм», сб. Под ред.

А. Белецкого, Л., 1927. Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. V (подробные био-библиографические сведения), СПБ., 1899.

Значения в других словарях
Вельгавен

ВЕЛЬГАВЕН - см. Вельхавн. ..

Вельзевул

ВЕЛЬЗЕВУЛ - см. Сатана. ..

Вельхавн

ВЕЛЬХАВН Иоган Себастиан (Johan Sebastian Welhaven, 1807-1873) - видный норвежский поэт, философ и историк литературы. Стоял во главе консервативной партии, ратовавшей (после отделения Норвегии от Дании в 1814) за продолжение связей с датской культурой. Противоположная партия, национально-норвежская, возглавлялась Вергеландом , чье имя неразрывно связано с именем В. Имел большое влияние на политическую и литературную жизнь Норвегии 30-х гг. Особенно велик был авторитет В. Среди академической мо..

Венгеров

ВЕНГЕРОВ Семен Афанасьевич (1855-1921) - критик, историк литературы, выдающийся библиограф и редактор (мать В. - немецкая писательница, П. Венгерова). Печататься начал с 17 лет. Деятельно сотрудничал в «Неделе», «Русском мире», «Русской мысли», «Русском богатстве», «Вестнике Европы» и др. Журналах. Редактировал журнал «Устои» (1882), литературный отдел как 82-томной Энциклопедии, так и «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, «Библиотеку великих писателей» того же изд-ва, Библиот..

Дополнительный поиск Вельтман Вельтман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вельтман" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вельтман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа