Вязь

117

ВЯЗЬ - тип письма, в к-ром буквы сближаются или соединяются одна с другой. Различают В. Простую, сложную и узорную. Обычным приемом при работе В. Является лигатура - соединение двух или трех букв, имеющих общую (слившуюся) часть. По не слившимся частям (иногда впрочем изменяющим свою форму) можно видеть, какие буквы входят в состав лигатуры. В некоторых древних системах письма лигатуры многих буквенных сочетаний вошли во всеобщее употребление, являясь как бы сложными буквенными знаками для изображения определенных звуковых комплексов. К типам письма с многочисленными лигатурами относятся индийское письмо «деванагари» и угловатая (хорватская) «глаголица». Другими приемами связного письма являются. Уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между не уменьшенными буквами.

Написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой, а также двух или нескольких уменьшенных, одна под другой. Приемы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. В. Пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Codex Чудовского собр. № 13).Однако кроме целей делового характера В. Употреблялась - особенно у русских - и для эстетических целей. Элементы В. Сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. В этом, нередко трудно читаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.Орнаментальная В.

Сложилась в Византии еще в половине XI в., но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приемами. Византийская В. Легла в основу В. Южных славян, у которых к концу XIV века - времени южно-славянского влияния на русскую письменность - разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская В. Также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих ее частей. На Руси в продолжение XV-XVI вв. Орнаментальная В. Быстро эволюционировала. Строчные буквы В. Вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII в. Московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области В.

Происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.Вязь из лицевого летописного свода. Работа мастеров Грозного       Орнаментальная В. Имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси. Ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде и пр. Эволюция В. Зависела от развития и характера техники работы на разных материалах. Своеобразные отличия имеет В., писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве.

В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI-XVII вв. Объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной В. В XVII в.Библиография. Щепкин В. Н., Вязь, Древности, Труды Моск. Арх. О-ва, т. XX, стр. 57 и след. Его же, Cyrilische Ligaturschrift, «Arch. Fur Sl. Philologie», XXV, 109-189. Соболевский А. И., Славяно-русская палеография, 2-е изд., СПБ., 1908, стр. 73-74 и 109. Щепкин В. Н., Учебник русской палеографии, М., 1920, стр. 30-41. Карский Е. Ф., Славянская кирилловская палеография, Л., 1928, стр. 238-242.

Значения в других словарях
Вьеле-Гриффэн

ВЬЕЛЕ-ГРИФФЭН Франсис (Francis Viele-Griffin, 1864-) - французский поэт-символист. Сын генерала. Был учеником Маллармэ. В своих критических статьях, и особенно в своем художественном творчестве, В.-Г. - поборник так наз. «свободного стиха», процветавшего в 90-х годах во французской поэзии.В основе творчества В.-Г. - чистый эстетизм и культ красоты, но в противоположность парнасцам эстетизм В.-Г. Не безличен и не «мраморно-холоден». Его основной мотив - человеческая личность на фоне природы, сли..

Вяземский

ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич (1792-1878) - поэт и критик. Происходил из древнего княжеского рода. В ранней молодости остался единственным наследником большого состояния и занял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Служебную карьеру Вяземский начал в Варшаве (1819-1821), где присутствовал при открытии первого сейма, переводил речь Александра I, известную своими либеральными обещаниями, и участвовал в составлении Н. Н. Новосильцевым проекта конституции для России. Либеральная ат..

Вяткин

ВЯТКИН Георгий Андреевич (1885-) - поэт. Р. В г. Омске, в бедной семье сибирского казака. Одно время был народным учителем. После Октября - один из ярых противников большевиков. Работал в Сибири при правительстве Колчака. Вел широкую агитационную работу в пользу белогвардейцев. После победы Красной армии над Колчаком был сурово осужден советской властью, но затем помилован. Через некоторое время начал сотрудничать в советской прессе. Печатается В. С 900-х годов. В начале своей поэтической деяте..

Габашвили В.

ГАБАШВИЛИ Виссарион - см. Бесики Габашвили. ..

Дополнительный поиск Вязь Вязь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вязь" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вязь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 4 символа