Голем
«ГОЛЕМ» (евр. «Goilom») - весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («Г.»), созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и гл. Обр. Для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения. Исполнив свое задание, «Г.» превращается в прах. Создание «Г.» народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Магаралу. «Г.» будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII в. Известны и другие «Г.», созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли.
В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием. В образе «Г.» как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона. Недаром «Г.» по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя». Искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека. Во всем этом - богоборческий смысл «Г.». Но богоборческое начало в народной фантазии не имеет самодовлеющего значения. Оно лишь разновидность протеста против социального и национального гнета.В зап.-европейскую лит-ру мотив «Г.» вводят романтики (Арним, Изабелла Египетская.
Реминисценции этого мотива можно указать у Гофмана и Гейне). Для них «Г.» - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему. В немецкой - роман Густава Мейринка - и в еврейской - драма Лейвика. «Голем» Мейринка по существу - социальная сатира на мессианизм. Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. «Г.» возбуждает народную массу своим трагическим появлением. Она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным чурбаном», жертвой своих порывов.
Человек, по Мейринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обреченный, как и «Г.». Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии. Более углубленно трактует «Г.» еврейский поэт Лейвик. «Г.» для него символ пробуждающейся народной массы, ее революционной, еще неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого. Ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом.
Лейвик в своем «Г.» вышел за пределы легенды, расширил ее, запечатлев в нем грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, к-рая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.Библиография. Bloch Chr., Der Prager Golem, 1919. Ludwig Albert, Der Golem, «Die Literatur», 1923-1924. Held Hans Ludwig, Das Gespenst des Golems, 1927.
Дополнительный поиск Голем
На нашем сайте Вы найдете значение "Голем" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Голем, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 5 символа