Горбов

68

ГОРБОВ Дмитрий Александрович (1894-) - литературный критик, член ВКП (б). Считает себя марксистом, «учеником классиков марксизма», что не соответствует действительности. Даваемые им определения искусства противоречивы, неясны и по существу немарксистские. «Искусство есть противоречие. Оно призвано обнаруживать препятствия, недоступные взгляду поверхностному» («Поиски Галатеи»). «Искусство есть наиболее углубленное и полное выражение связи между субъектом и объектом». «Назначение искусства в том, чтобы истолковать для современников и последующих поколений внутренний смысл той эпохи, в которую это искусство творится». Лишь случайно и мимоходом оговаривается классовая обусловленность искусства. «Искусство есть познание действительности, разумеется классово преломленное» (там же).

Однако классовый характер искусства и его социальная обусловленность сейчас же ограничиваются или прямо отрицаются. «Искусство неизменно идет своими путями, если оно только подлинное искусство». «Все определения художника в его классовой замкнутости бессильны охватить его творчество» («М. Горький»). «Художник всегда в некотором разладе со своим классом». «Человек, пребывающий в полной внутренней гармонии со своим классом, никогда не познает его в образах искусства. Ему как художнику нечего будет сказать». Марксистское положение, что «произведение данного художника является показом его классового бытия», объявляется Г. «детской болезнью», к-рую надлежит «изжить». Между теоретическими положениями Г. И его критической практикой нет внутренней связи.

Заявляя, что его «позиция обязывает его в оценке каждого лит-ого факта подходить к нему диалектически как к единой системе, все части к-рой предопределены природой того общественного явления, которое создало этот факт, и тем самым соподчинены друг другу», Г. Нигде не подвергал такому анализу отдельные произведения или совокупность произведений того или иного из современных писателей. Вместо научного анализа с указанной правильной точки зрения то-и-дело господствует чистейшая словесность. Так «внутренний стиль» Л. Леонова характеризуется следующим ничего не объясняющим сравнением. «Это плавная и гибко-извилистая река центральной полосы России, послушно отражающая в своем чистом, прозрачном, но и глубоком потоке все разнообразие прибрежной жизни и изменчивость неба над ней».

Как критик Г. - преимущественно публицист. Сторонник Воронского , Г. Вместе с ним возглавлял лит-ую группировку «Перевал» , возникшую в противовес ВАППу. По мере обострения классовой борьбы на литературном фронте и наступления боевой марксистской критики против писателей буржуазного и специфически мелкобуржуазного направления Г. Сочинил особую теорию самоценности искусства как такового, независимо от его классового содержания, в статье «Поиски Галатеи». «Задача художника не в том, чтобы показать действительность, а в том, чтобы строить на материале реальной действительности, исходя из нее, новый мир - мир действительности эстетической, идеальной. Построение этой идеальной действительности и есть общественная функция искусства» («Поиски Галатеи»).

Если общественная функция писателя только в том, чтобы строить некий идеальный эстетический мир независимо от того, какова классовая и социальная направленность и наполненность этого идеального эстетического мира, то очевидно нет никакого основания бороться против вторжения в лит-ру буржуазных и антисоветских тенденций, раз они составляют органическую составную часть этого идеального эстетического мира.Статьи Г. Собраны в сборниках. «У нас и за рубежом» (изд. «Федерация», 1928), «Поиски Галатеи» (изд. «Круг», 1928). Кроме того Горбову принадлежит книга о Горьком («Круг», 1928) и о Беранже (Гиз). О нем и против него см. Статьи Долова и Беспалова (журнал «Культура и революция»), Авербаха («На лит-ом посту») и Ольхового («Печать и революция»).Библиография.

I. Жизнь и творчество Беранже, Гиз, М., 1925. И. Эренбург и современность, «Новый мир», 1925, IV. Итоги литературного года, «Новый мир», 1925, XII. Художественная проза в 1925, «Книгоноша», 1926, II. Мертвая красота и живучее безобразие, «Красная новь», 1926, VII. Дневник обнаженного сердца, «Красная новь», 1926, VIII. В поисках темы, «Красная новь», 1926, XII. «Перевал» и правый уклон в литературе, «Прожектор», 1927, № 9. 10 лет литературы за рубежом, «Печать и революция», 1927, № 8. Об Александре Яковлеве, «Красная новь», 1927, II. У нас и за рубежом, Лит-ые очерки, изд. «Круг», М., 1928. Путь М. Горького, изд. «Круг», М., 1928. Поиски Галатеи, статьи о лит-ре, изд. «Федерация», М., 1929.II. Беспалов И., Без компромиссов (Заметки о литературной критике), «Революция и культура», 1928, № 22.

Долов, Кривое зеркало нашей литературы, там же, 1928, № 12. Авербах Л., Долой Плеханова (Куда растет школа Воронского), сб. «Творческие пути пролетарской лит-ры», II, Гиз, M., 1929. Фриче B. M., Откровения мистера и миссис Бриттлинг об искусстве, «Печ. И рев.», 1929, № 4.

Значения в других словарях
Гораций

ГОРАЦИЙ Квинт Флакк (Quintus Horatius Flaccus, 65-8 до христ. Эры) - древнеримский поэт «золотого века» римской лит-ры. Его творчество охватывает революционную эпоху Рима конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Отец Г. - мелкий землевладелец, вольноотпущенник (бывший раб), сумел дать сыну солидное образование в школах Рима, откуда будущий поэт поехал для усовершенствования в науках в Афины. Там Г. Попал в среду республикански настроенной аристократической молодежи..

Горбачев

ГОРБАЧЕВ Георгий Ефимович (1897-) - современный критик-марксист и деятель пролетарского лит-ого движения. Р. В Петербурге, в мелкочиновничьей семье. В 1914 поступил на филологический факультет Петербургского университета, к-рый окончил в 1922. В 1917 работал в группе меньшевиков-интернационалистов. Просидел два месяца в тюрьме Керенского за участие в большевистском «восстании» 3-5 июля. С 1919 по 1921 - политработник Красной армии. С 1923 г. - доцент Ленинградского государственного университета..

Горбунов

ГОРБУНОВ Иван Федорович (1831-1895) - автор сцен из быта городского мещанства и крестьянства последней трети XIX в., рассказчик и актер. Биография Г., сына помещичьего дворового, тесно сплетается с разночинскими группами 60-х гг. Особенное значение имело для Г. Его сближение (1853) с «молодой редакцией» славянофильского «Москвитянина». Рассказы и сцены Г. Целиком входят в общий стиль мелкобуржуазного натурализма 60-х гг. Подобно многим писателям своего времени, Г. Преимущественно оперирует мате..

Горбунов-Посадов

ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ Иван Иванович (1864-) (Горбунов И. И.) - писатель, редактор и издатель книг преимущественно для народного и детского чтения. Сын инженер-механика. Первое стихотворение его напечатано в 1881 г. С 1884 Г. Стал последователем Л. Н. Толстого. Принимал активное участие в издательстве «Посредник» (брошюры-листовки для народа). К концу 80-х гг. Становится одним из главных работников, а с 1897 - главным руководителем этого издательства, расширяя его деятельность выпуском новых серий. «..

Дополнительный поиск Горбов Горбов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Горбов" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Горбов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа