Гораций
ГОРАЦИЙ Квинт Флакк (Quintus Horatius Flaccus, 65-8 до христ. Эры) - древнеримский поэт «золотого века» римской лит-ры. Его творчество охватывает революционную эпоху Рима конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Отец Г. - мелкий землевладелец, вольноотпущенник (бывший раб), сумел дать сыну солидное образование в школах Рима, откуда будущий поэт поехал для усовершенствования в науках в Афины. Там Г. Попал в среду республикански настроенной аристократической молодежи. В 42 до христ. Эры он, будучи сторонником республиканца Брута, принял участие в решительной битве при Филлиппах (в Македонии). После поражения республиканцев Г. Вернулся в Италию. Его имение было конфисковано в пользу ветеранов.
Не имея средств к существованию, он должен был стать писцом. С этого времени начинается его лит-ая деятельность. Вергилий вводит Г. В литературный кружок известного сотрудника Августа - Мецената , к-рый делается его другом и покровителем, представляет его Октавиану и даже дарит ему новое поместье (близ теперешнего Тиволи). Из республиканца Г. Становится приверженцем нового режима монархии, певцом Августа, в лице которого романтически настроенная интеллигенция, лелеявшая республиканский идеал, видела «восстановителя республики». И Октавиан старался приблизить Г. К себе как поэта-выходца из среды вольноотпущенников, - из той социальной группы, которая, богатея от торговли и вытесняя родовую аристократию, была надежной опорой нового режима и скоро приспособилась к нему.
Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Г. Приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, «золотую середину», умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Г. Начал рассматривать явления жизни. И в тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Г. На сатирический лад. Такая философия вызывала у него, как и у многих его современников, романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних римлян. Она же отчасти определила и форму его произведений - форму разговора по образцу так наз. Философской «диатрибы» - диалога с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются.
У Г. «диатриба» чаще видоизменяется в разговор автора с определенными лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его «Сатир» (по-римски - сатира - «смесь» (первая кн. Закончена в 35, вторая - в 30 г.). Г. Сам называет их - «Разговоры»). Это написанные гекзаметром беседы на разные темы, иногда в форме чистой «диатрибы». Они представляют собой сатиры в нашем смысле слова. Или моралистического характера (против роскоши, зависти и пр. О преимуществах деревенской жизни, с баснею о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной Ла Фонтеном), или инвективы нефилософские, или просто описания. «Разговоры» Горация - настоящие «causeries». В обстановке зарождающейся монархии в них нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия , последователем к-рого Г.
Себя считал. Параллельно с сатирами Г. (с 41 по 30) писал «Эподы» - стихотворения, близкие по духу к сатирам, но написанные большей частью ямбическим двустишием (есть и другие размеры). В нем длинный стих заключается более коротким «эподом» (отсюда и название). В одних эподах - резкие инвективы, напр. Нападки на римлян за продолжительную гражданскую войну, - в других отразилось романтическое бегство от современности (эп. 7 и 16), зов за океан «в страну блаженных» (эп. 16). Некоторые эподы чужды политики. В них поэт воспевает прелести деревни (эп. 2), откликается на текущие события (эп. 8 - гимн победе Октавиана при Акциуме и т. П.). К сатирам и эподам примыкают «Послания» - написанные гекзаметром письма разным лицам, с к-рыми Г.
Так же «разговаривает», как и в «Сатирах». В 1 кн. Развиваются любимые Г. Темы философского характера, иногда в форме «диатрибы». Интереснее лит-ые письма 2 книги. Среди них важно отметить «Послание к Пизонам» (Epistola ad Pisones), названное позднее «Ars poetica» (см. Поэтика). Несколько особое место занимают чисто лирические стихотворения Г. - оды (три первых книги изд. В 22, а четвертая - в 13). По форме они отличны от диалогов, обычных у Г. (хотя и среди них встречается диалог в III, 9). Это иногда очень изящные, написанные разными размерами небольшие стихотворения, то отражающие перипетии любви поэта, то посвященные льстивому восхвалению Августа и его деяний, то проповедующие все ту же мораль умеренности и квиетизма.
В 30 оде третьей кн. Г. Сулит себе бессмертие как поэту (ср. «Памятник» Державина и Пушкина). Г. В «Одах» подражает по форме, а иногда и по содержанию, греческим лирикам. Алкею, Анакреонту, Пиндару и др., но разрабатывает свои темы, как римлянин времен Октавиана. Сделавшись придворным поэтом Августа, Г. В 18 г. До христ. Эры написал по его заказу «Песнь столетия» (Carmen saeculare) для всенародного празднества, справлявшегося каждые 110 лет. Это - прославление Аполлона и Дианы и молитва о могуществе Рима. - Г. Далек от народной массы Рима. «Августов певец» (по выражению Пушкина), он «ненавидел невежественную чернь» (революция, как он сам сказал, заставила его презирать толпу). Г. Вполне проявляет себя в «Сатирах», «Эподах» и «Посланиях».
Это - публицист, предпочитающий форму беседы, и поэт-реалист, в духе буржуазии торгово-капиталистического Рима. «Сатиры» и «Послания» - это в сущности большей частью проза, облеченная в мастерскую форму стиха. Поэтичнее «Эподы», но и в них, подражая (не впервые в римской поэзии) ямбам Архилоха , Г. Значительно уступает этому греческому лирику в силе и безыскусственности. Своеобразно у Г. Лишь эподическое построение. И в «Одах», иногда высоко поэтичных, нет страстности греческой лирики. Г., писавший эти произведения в зрелые годы, несомненно ниже в этом жанре Катулла по силе чувства и порыва. В метрическом построении од у Г., благодаря влиянию на него современных ему метрических теорий, уже нет свободы трактовки, характерной для его греческих образцов.
В Риме Г. Читали в школах, составляли комментарии к его произведениям, ему подражали. У него учились, его переводили в средние века, во времена «гуманизма». Но культ Г. Начался с XVII в. Много заимствует из его «Ars poetica» для своей «Поэтики» Буало (1674). Ему подражает Гёте, им восторгается Байрон (см. Чайльд-Гарольд, Дон-Жуан), его изучают Лессинг и др. У нас подражал Г. В своих сатирах Кантемир . Увлекались им - Пушкин (перев. 7-й оды 2 кн. - «Памятник» и др.), Дельвиг, Майков и др.Библиография. I. Изданий и переводов Г. Огромное множество. Новое издание Heinze R., Lpz., 1921. Критич. Изд. Volmer F., Lpz., 1921. Указание перев. И изд. См. У Schanz M., Gesch. D. Rom. Liter., I, Munchen, 1927. Полный (с незначит. Проп.) русск. Перев. А. Фета, М., 1883 (изд.
2-е, СПБ., 1898), перев. Отдельных стихотв. В разных журналах (в «Гермесе» и др.). Лучший перевод всех од - Порфирова П. Ф. (изд. 2-е, СПБ., 1902). См. Указ. Русск. Перев. У Нагуевского Д. И., История римской литературы, т. II, Казань, 1925.II. Руководящие пособия. Благовещенский H. M., Гораций и его время, Варшава, 1878 (не устар. До сих пор). Ribbeck, Gesch. D. Rom. Dichtung, Stuttg., 1889. Stemplinger, Ed., Horaz im Urteil der Jahrhunderte, Lpz., 1921. Campbell A. V., Horace. A new interpretation, 1924.
Дополнительный поиск Гораций
На нашем сайте Вы найдете значение "Гораций" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гораций, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 7 символа