Готтшед

65

ГОТТШЕД Иоганн-Кристоф (Johann-Christoph Gottsched, 1700-1766) - известный немецкий писатель, критик, историк лит-ры и театра, культурный деятель, виднейший писатель и теоретик раннего Просвещения. Г. Издавал журналы. «Die vernrunftigen Tedlerinnen» (Разумные хулительницы, 1725-1726, 2 тт.), «Der Biedermann» (Честный человек, 1727) - по образцу английских «моралистических» еженедельников, затем «Beitrage zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit» (Статьи к критической истории немецкого яз., поэзии и красноречия, 1732), «Neuer Buchersaal der schonen Wissenschaften und freien Kunste» (Новая библиотека наук об изящном и свободных искусств, 1745-1754), «Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit» (Новое из области приятной учености, 1751-1762) - по вопросам эстетики и истории литературы.

Художественное мировоззрение Г. Носило узко рационалистический характер. В поэзии и лит-ре наибольшее значение он придавал поучительности. Он боролся с традициями Барокко, особое внимание уделяя реформе немецкой драмы, к-рую преобразовывал по французским классическим образцам. Готтшед был врагом всего вычурного, чрезмерно пышного, орнаментального. Он высказывался за ясность, простоту, «правдоподобность». Он изгнал из немецкой буржуазной лит-ры так называемые «Haupt und Staat-Aktionen», излюбленную драматическую форму Барокко, форму, перегруженную чисто зрелищными элементами. В истории немецкой лит-ры сыграла большую роль известная дискуссия между Г. И цюрихскими критиками Бодмером и Брейтингером по вопросам теории и направлений в искусстве.

Последние выступили в защиту творческой фантазии, оправдывали введение элементов чудесного в художественные произведения (Мильтон). В дискуссии Г. Потерпел поражение, к-рое было закреплено критикой Лессинга, позднее нападками деятелей периода «бури и натиска» на узко рационалистическую поэтику Г. Впрочем Лессинг, являвшийся крупнейшим немецким просветителем, во многом был близок Г., и только молодой Гёте, Гердер и другие «штюрмеры» окончательно подорвали его влияние в немецкой литературе.Библиография. I. Основные произведения Г., кроме упомянутых. Готтшедова немецкая грамматика, вновь исправленная, 2-е изд., СПБ., 1769 (3-е изд., СПБ., 1791). Ausfuhrliche Redekunst, 1728. Grundlegung einer deutschen Sprachkunst, 1748.

Versuch einer kritischen Dichtkunst fur die Deutschen, 1730. Deutsche Schaubuhne, nach den Regeln der alten Griechen und Romer, 1740-1745 (6 тт., содержащих образцы драматических произведений. Оригинал - самого Г., его жены, Шлегеля, и др. И перев. - Расина, Корнеля, Мольера, Гольберга и др.). Драма «Der Sterbende Cato», 1732 (пользовалась большим успехом). Gesammelte Schriften, hrsg. Von Eugen Reichel, Berlin, 1901.II. Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877 (биография и перев. К. Случевского стих. «Языческий мир»). Wolf E., Gottscheds Stellung im deutschen Bildungsleben, 1895-1897, 2 в. Waniek, Gottsched und die deutsche Literatur seiner Zeit, 1897. Reichel E., Gottsched, 1908-1912, 2 Bde.III. Reichel E., Kleines Gottsched-Worterbuch, 1902.

Его же, Gottsched-Worterbuch, I В., 1909.

Значения в других словарях
Государственное издательство

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО(Госиздат, Гиз) РСФСР было по постановлению ВЦИКа от 21/V 1919 образовано при Наркомпросе путем слияния крупнейших ведомственных и кооперативных издательств как «единый государственный аппарат печатного слова». На него, помимо осуществления чисто издательских функций, положение, утвержденное ВЦИКом, возлагало также регулирование и контроль над деятельностью «всех ученых и лит-ых обществ, а равно и всех прочих издательств».В этот первый период своего существования (19..

Готтфрид Страсбургский

ГОТТФРИД СТРАСБУРГСКИЙ (Gottfried v. Strassburg, ?-ок. 1220) - один из крупнейших поэтов немецкого средневековья, автор куртуазного эпоса «Tristan», представляющего пересказ одноименной поэмы англо-норманского трувера Томаса Британского и образующего вместе с ней так наз. «куртуазную» версию знаменитого сюжета бретонского цикла - сюжета любви Тристана и Изольды . Характерными особенностями этой версии являются. Устранение всех черт старой, так наз. «жонглерской» разработки сюжета, противоречащи..

Готье

ГОТЬЕ Теофиль (Theophile Gautier, 1811-1872) - французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков, сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в бравурных выступлениях романтической молодежи, в частности, в защите пьесы Гюго «Эрнани». Знаменитый «красный жилет» Г., его «меровингская» шевелюра и другие экстравагантности внешности характеризуют живописный быт романтических кружков (сенаклей). Кружок улицы Дуаннэ особенно близок молодому Г. (1883). Его дру..

Гоуторн

ГОУТОРН Натаниель (Nathaniel Hawthorn, 1804-1864) - северо-американский писатель. Первый роман Г. «Fanshawe» был им издан в 1828 за собственный счет и оказался настолько неудачным, что писатель впоследствии уничтожил это издание. Г. Участвовал в различных журналах своего времени, в к-рых печатались его первые рассказы. «Похороны Роджера Мальвина», «Благородный мальчик» и др. Они были изданы под общим заглавием «Дважды рассказанные истории» (Twice told Stories, 1837). Позднее появились другие сб..

Дополнительный поиск Готтшед Готтшед

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Готтшед" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Готтшед, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа