Готье

86

ГОТЬЕ Теофиль (Theophile Gautier, 1811-1872) - французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков, сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в бравурных выступлениях романтической молодежи, в частности, в защите пьесы Гюго «Эрнани». Знаменитый «красный жилет» Г., его «меровингская» шевелюра и другие экстравагантности внешности характеризуют живописный быт романтических кружков (сенаклей). Кружок улицы Дуаннэ особенно близок молодому Г. (1883). Его друзья - Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль, Роже де Бовуар, Урлияк, Девериа и другие писатели и художники. Из их среды рекрутировались те писатели «Молодой Франции» (Les Jeunes-France), облик которых Готье нарисовал несколько сатирически в одноименном сборнике своих повестей.

Эта экстравагантная молодежь, вступившая в борьбу с «буржуазией» и «мещанским бытом», составляла в сущности аполитичную группу буржуазно-аристократической богемы, которую Жерар де Нерваль назвал «галантной богемой». Творчество Г. Первого периода - типично романтическая поэзия всего «необычайного», «чудовищного», «гигантского». Первый сборник стихотворений Г. Вышел в 1830 («Poesies»). Успеху его повредили политические события. В плане индивидуалистической юношеской поэзии Г. Были и стихотворные сборники - «Альбертус» (Albertus, 1832) и «Комедия смерти» (Comedie de la mort, 1838) и романы - «Мадмуазель Мопэн» (Mademoiselle de Maupin, 1835), «Фортунио» (Fortunio, 1838) и др. «Альбертус» - характерный образец вычурного романтического стиля.

Эксцентрический сюжет, утрированные метафоры и антитезы. Это любовная поэма в духе «Мардош» и «Ролла» Мюссэ. Герой ее - «дьявольский и фешенебельный» персонаж, в к-ром байронизм сочетается с легкомысленностью парижского бульварного фланера. Такой же тип денди-набаба - Фортунио, герой одноименного романа. В «Комедии смерти» много мотивов демонического романтизма, характерная кладбищенская тематика - могилы и лунный свет. Однако в указанных произведениях и в новеллах с экзотическими и фантастическими по преимуществу сюжетами встречаются необычные для романтиков пластические изображения пейзажа или предметов, зачастую переданные в различных живописных стилях. Среди романтиков Г. Особенно культивировал «живописное изображение».

Он стремился «показать» (faire voir) предмет. Уже в юности он увлекался живописью (учился в ателье художника Риуля). Все это облегчило переход Готье к парнасской поэтике, для к-рой особенно характерно пластическое изображение. Лучший стихотворный сборник Г. - с характерным названием «Эмали и камеи» (Emaux et camees, 1852) - относится уже к парнасскому периоду его творчества. Стихотворения этого сборника - мастерские пластические этюды - уголки пейзажа, натюрморт и т. П. Это - «этюды от руки», «симфонии в белом мажоре» и т. П. Отныне Г. Стремится к «оптическому ритму», пространственному принципу композиции, которые являлись обычными для парнасцев. Г. Называл себя «человеком, для которого внешний мир существует». Чувство вещи, характерное для Г., сказалось и в его авантюрном романе «Капитан Фракасс», - своего рода сюите эстампов о веке Людовика XIII, и в «Романе Мумии», где в изображении Египта за 1 000 лет до христ.

Эры Г. Отошел от фальшивой декоративности типично романтического восприятия исторических эпох. Парнасец с 50-х гг., Готье в своем декларативном стихотворении «Искусство» говорил о мастерстве, считая основным достижением искусства преодоление материала, устанавливая аналогию между поэзией и пластическими искусствами. «Ваяй, шлифуй, чекань медали. / Твои витающие сны / На вечной стали / Да будут запечатлены». Бодлер, посвящая Г. Свои «Цветы зла», назвал его «непогрешимым поэтом», «магом словесного искусства». Парнасская поэтика Г. Была им намечена и в предисловии к «Цветам зла» Бодлера. В нем он выступает против «поэзии сердца» романтиков, в защиту «бесстрастной поэзии», против романтической теории непроизвольного вдохновения и, отрицая искусственное возбуждение (гашиш, морфий и т.

П.), бывшее в моде у демонических романтиков 30-х гг., говорит о волевом начале поэтического творчества и принципе труда в искусстве. Г. Был одним из ярких представителей теории «искусства для искусства». Он боролся против «утилитаризма» в поэзии. «все, что полезно, - говорил он, - уродливо». Художественной реализацией культа искусства явился эротический роман Г., гимн красоте - «Мадмуазель Мопэн». Он прокламировал аполитичность, аморализм и крайний формализм в искусстве. Его любимой формулой было - «все исходит от формы». Принципы искусства для искусства Г. Совпали с требованиями объективности в поэзии у парнасцев, к которым принадлежали и писатели из радикальной республиканской буржуазной молодежи, даже социалистической, отошедшей от общественности после крушения революции 1848 (например Леконт де Лиль).

Но у Г. В его подчеркивании аполитичности поэзии («он ни красный, ни белый и даже не трехцветный. Он никакой, и замечает революцию, когда пули разбивают стекла» - предисловие к «Первым поэмам», 1832) сказывается общественный консерватизм и даже буржуазная реакционность. Этот юношеский тезис последовательно был раскрыт Готье во всем своем творчестве вплоть до дней Коммуны. - Враг буржуазной промышленной культуры, Готье вынужден был заниматься журналистикой в прессе, развивавшейся в то время в широкие капиталистические предприятия. Как профессионал-журналист (художественный критик) Г. Работал с 1836 по день смерти в «Прессе» Жирардена, затем во «Всемирном монитере» и в «Официальной газете». Он написал также несколько историко-литературных книг.

Самая оригинальная из них - «Гротески» (Grotesques) - посвящена забытым меньшим поэтам XV-XVII вв. Он дал яркие психологические образы, в духе критики Сент-Бёва, поэтов - Вийона, Сирано де Бержерака, Сент-Амана и др. Большой историко-литературный интерес представляет и его книга «История романтизма». Особое место в творчестве Г. Занимают его книги путешествий - путевые впечатления, красочно изображающие многообразный пейзаж и предметы искусства, которые ему приходилось видеть от Египта до России («Путешествие в Россию», «Путешествие в Испанию», «Италия», «Восток» и другие). Путешествия Г. Стоят в одном плане с экзотическими мотивами его творчества. «Экзотизм в пространстве и во времени» Г. Считал характерной чертой поэтов искусства для искусства.

Г. Писал также драмы и либретто балетов. Всего он издал при жизни более 60 книг.Библиография. I. Наиболее полное издание произведений Г. В 34 тт. Вышло у Шарпантье. Библиография произведений Г. Занимает два тома (Spoelberch de Lovenjoul. Histoire des Ouvres de T. Gautier, 1887). Переводов произведений Г. На русск. Яз. Относительно немного. Капитан Фракасс, СПБ., 1895. Милитона, СПБ., 1847 и СПБ., 1872. Спирит. Двойная звезда и др. Стихи Г. Переводили. Н. Греков (Новые стихотворения, М., 1866). М. Волошин (Стихотворения, 1910). Н. Хвостов (Огни и отражения, 1912). В. Брюсов (см. Его «Французские лирики XIX в.», СПБ., 1909 и «Собр. Сочин.», т. XXI, СПБ., 1913). Н. Гумилев (хороший перевод сборника «Эмали и камеи», СПБ., 1914) и др.II. Де ла Барт, Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908.

Гумилев Н., «Аполлон», 1911, IX. Плеханов Г., в ст. «Искусство и общественная жизнь», сборник «Искусство», М., 1922. Richet E., Theophile Gautier, l’homme, la vie et l’Ouvre, 1873. Feydeau, Theophile Gautier, 1874. Bergerat E., Theophile Gautier. Entretiens, souvenirs et correspondances, 1879. Spronk M., Les artistes litteraires, 1889. Du Camp M., Theophile Gautier, 1890. Cassagne A., La theorie de l’art pour l’art en France chez les derniers romantiques et les premiers realistes, 1906. Patch H. E., The dramatic Criticism of Th. Gautier, 1922. Boscgot A., Theophile Gautier meconnu, 1925. Largier Leo, Theophile Gautier (с богатой иконографией). Faguet E., XIX siecle. Brunetiere F., L’evolution de la poesie lyrique en France au XIX siecle.

Писали о Г. Также Барбэ д’Оревильи, Банвиль, Ш. Бодлер и др.

Значения в других словарях
Готтфрид Страсбургский

ГОТТФРИД СТРАСБУРГСКИЙ (Gottfried v. Strassburg, ?-ок. 1220) - один из крупнейших поэтов немецкого средневековья, автор куртуазного эпоса «Tristan», представляющего пересказ одноименной поэмы англо-норманского трувера Томаса Британского и образующего вместе с ней так наз. «куртуазную» версию знаменитого сюжета бретонского цикла - сюжета любви Тристана и Изольды . Характерными особенностями этой версии являются. Устранение всех черт старой, так наз. «жонглерской» разработки сюжета, противоречащи..

Готтшед

ГОТТШЕД Иоганн-Кристоф (Johann-Christoph Gottsched, 1700-1766) - известный немецкий писатель, критик, историк лит-ры и театра, культурный деятель, виднейший писатель и теоретик раннего Просвещения. Г. Издавал журналы. «Die vernrunftigen Tedlerinnen» (Разумные хулительницы, 1725-1726, 2 тт.), «Der Biedermann» (Честный человек, 1727) - по образцу английских «моралистических» еженедельников, затем «Beitrage zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit» (Статьи к критическ..

Гоуторн

ГОУТОРН Натаниель (Nathaniel Hawthorn, 1804-1864) - северо-американский писатель. Первый роман Г. «Fanshawe» был им издан в 1828 за собственный счет и оказался настолько неудачным, что писатель впоследствии уничтожил это издание. Г. Участвовал в различных журналах своего времени, в к-рых печатались его первые рассказы. «Похороны Роджера Мальвина», «Благородный мальчик» и др. Они были изданы под общим заглавием «Дважды рассказанные истории» (Twice told Stories, 1837). Позднее появились другие сб..

Гоуэлс

ГОУЭЛС Уильям Дэн (William Dean Howells, 1837-1920) - американский романист, поэт и критик, виднейший представитель школы так наз. «нежного реализма», основной принцип к-рого Г. Сформулировал в следующих словах. «наиболее оптимистический взгляд на жизнь есть в то же время и наиболее американский». Являясь художником консервативных слоев мелкой буржуазии в эпоху ее вытеснения крупной, Г. Во всех своих многочисленных произведениях неизменно проходил мимо социальных противоречий, действительность ..

Дополнительный поиск Готье Готье

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Готье" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Готье, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 5 символа