Гурмон

76

ГУРМОН Реми, де (Remy de Gourmont, 1858-1915) - французский писатель. В 1889 основал и вплоть до смерти редактировал орган символизма - «Mercure de France». Гурмон - плодовитый и многосторонний писатель. Крупную роль во французской лит-ре сыграли его философские очерки и критические статьи. Философия Г. Адогматична и утверждает относительность всего сущего. Эстетические взгляды Гурмона - яркое выражение той тенденции к универсализму, к-рая возобладала во французской литературе конца XIX и начала XX вв. Позитивная наука и художественное творчество сливаются у Гурмона воедино. Ему грезится идеал слияния всех проявлений человеческого духа. Г. - один из создателей художественной критики как жанра, но не меньшую художественную ценность имеют его натурфилософские и биологические этюды («Le physique de l’amour», 1908), его лингвистические опыты («Le probleme du style», 1893, «L’esthetique de la langue francaise», 1899 и др.) и историко-литературные работы.

Он сочетает большую филологическую и историко-литературную эрудицию с популяризаторским дарованием. Являясь, в общем, по своему методу эклектиком, все же дал немаловажные для истории литературы труды («Le latin mystique», 1902. «Dante, Beatrice et la poesie amoureuse», 1909. Критические издания Теофиля де Вио, Сирано де Бержерака, некоторых средневековых памятников, как напр. «Aucassin et Nicolette»). Один из лучших знатоков средневековья, он извлекает оттуда все, что может быть как-либо воспринято эстетом-европейцем XX в. Его «Promenades litteraires» (Лит-ые прогулки, 1904-1914) представляют собой статьи о наиболее ярких лит-ых явлениях всех веков. Он пишет о «фейных сказках» и о Бодлере, о Вилье де Лиль Адане, Маллармэ и Шекспире.

Его «Livre des masques» (Книга масок, есть русский перевод) дает много портретов крупнейших деятелей современной ему литературы. «Новые веяния» 10-х годов XX века им уже не были затронуты. В области эстетических оценок Г. Остается верен своему адогматизму. Общественные движения и отражение их в литературе Г. Игнорирует. Убежденный сторонник искусства для искусства, он выражал взгляды чуждой общественных интересов верхушки буржуазной интеллигенции, материально обеспеченной и пресыщенной, ищущей утонченных впечатлений. Ей, гурманствующей, скользящей по поверхности всех эстетических впечатлений, и потребовалось легкое, утонченное и жизнерадостное мировоззрение, ни к чему не обязывающее, и эстетика, согласно которой искусство - только один из видов наслаждения.

Таким мировоззрением проникнуты и художественные произведения Г. И здесь в центре - ощущения. В своей лирике он чрезвычайно конденсирует гаммы цветовых и звуковых ощущений. Песенность, повторы, метафоры играют у него большую роль. Лучшим его лирическим произведением является «Le livre des Litanies» (1891), где сгущенная эротика сочетается с ярким пантеизмом. Стих Гурмона часто переходит в ритмованную прозу с «припевами». В его новеллах («Couleurs», «Choses anciennes», 1907) и романах («Les chevaux du Diomede», 1896, «Sixtine», 1896, «COur virginal», 1907) приемы стихотворного языка доминируют («prose artistique»), действие сосредоточено вокруг нескольких эпизодов, связанных с теми или иными ощущениями (как например цвета в «Couleurs»).

Чрезвычайно большую роль и здесь играет эротика, порою весьма рискованного свойства. Влияние Г. На лит-ру огромно, но он не создал школы. Его писания гораздо большее воздействие оказывали на пассивно воспринимающего читателя, нежели на писателей-символистов, для к-рых он был прежде всего организатором и философию которых выражал в своих этюдах.Библиография. I. Главнейшие произведения Г., кроме указанных. 1. Философия. La culture des idees, 1903. Le paganisme eternel (Вечное язычество), 1903. Promenades philosophiques, 1905. Epilogues. Reflexions sur la vie, 1909. Dans la tourmente, 1916. 2. Эстетика, критика, история лит-ры. Le chemin de velours, 1902. La poesie populaire, 1910. 3. Лирика. Hieroglyphes, 1886. Simone, 1907. 4. Новеллы и романы.

Merlette, 1889. Une nuit a Luxembourg, 1892. Le songe d’une femme, 1901. Proses moroses, 1903. Le pelerin du silence, 1908. Lettres d’un satyre, 1913. Русские переводы. Леда и Джиоконда, Интимн. Роман в письмах, перев. Под ред. А. Волынского, изд. «Посев», СПБ., 1909. Цвета, русский перев. Вилькиной, с предисл. З. Венгеровой, М., 1910 («Универ. Биб-ка»). Книга масок, под ред. М. Волошина, изд. «Грядущий день», СПБ., 1912.II. Г. А., Живое слово и клише, «Русск. Мысль», 1902, XI (по поводу статей Реми де Гурмона о стиле). Луначарский А. В., Реми де Гурмон, газ. «Киевская мысль», 1911, № 258. Его же, Гурмон и Крокан, газ. «День», 1915, № 302. Его же, Этюды критические, Зап.-европ. Литература, М., 1925. Coulon Marcel, La complexite de Remy de Gourmont, «Mercure de France», 1909.

Его же, Remy de Gourmont (ibidem, август, 1910). Escoube Р., La femme et le sentiment de l’amour chez Remy de Gourmont, 1923. Legrand-Chabrier, Remy de Gourmont et son Ouvre, 1926. Escoube Р., Remy de Gourmont et son Ouvre, 1927.III. Querlon P., de, Remy de Gourmont. Biographie, suivie d’une bibliographie, 1923.

Значения в других словарях
Гуриели

ГУРИЕЛИ Мамия (1836-1891) - грузинский писатель. Крупный феодал, князь Гурии (Западная Грузия). В 1853 поступил на военную службу и принимал участие в разных походах совместно с русской армией. В 50-е гг. Быстрое разложение помещичьего строя и развитие торгового капитала Грузии произвели резкий перелом в общественных отношениях. Г., воспитанный в феодальной среде и на отживающих традициях родовитой знати, не смог приспособиться к потребностям нового, буржуазного общества. Эти обстоятельства обу..

Гурло

ГУРЛО А. (1892-) - белорусский поэт-лирик. Р. В крестьянской семье, в г. Копыле, получил начальное образование. В 1911 поступил рабочим на завод «Вулкан» в Ленинграде. В 1917 вместе с ленинградским пролетариатом сражался на Октябрьских баррикадах, а в 1918, как красногвардеец, в одном из боев на Волге был неизлечимо ранен и потерял физическую трудоспособность. После этого он исключительно отдался лит-ре, журналистике и культурной работе.Выступив в 1909 в газ. «Наша ніва» как типичный крестьянск..

Гусев-Оренбургский

ГУСЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ Сергей Иванович (1867-) - писатель. Р. В Оренбурге, в купеческой семье. Учился в семинарии, после чего был священником в одной из мордовских деревень. Первый рассказ Г.-О. («Самоходка») был написан в 1893. После шестилетнего пребывания сельским священником Г.-О. Снимает с себя сан и окончательно становится профессионалом-писателем - изобразителем жизни провинциального духовенства и крестьянской бедноты. По формальному характеру своего творчества Г.-О. Является в значительной ..

Гусейн-задэ-Али-Бек

ГУСЕЙН-ЗАДЭ-АЛИ-БЕК - тюркский писатель, поэт и публицист. Родился в г. Салян, в семье крупного ахунда. Высшее образование получил в Петербурге. Г.-З. Является одним из первых деятелей печати и идеологом тюркской крупной буржуазии Азербайджана. Созданные им газета «Хаят» (Жизнь) и журнал «Фиюзат» сделались самыми влиятельными и организующими изданиями азербайджанской буржуазной общественности после революции 1905. В противоположность реалистически-народнической литературной школе, созданной Мир..

Дополнительный поиск Гурмон Гурмон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гурмон" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гурмон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа