Гусев-Оренбургский
ГУСЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ Сергей Иванович (1867-) - писатель. Р. В Оренбурге, в купеческой семье. Учился в семинарии, после чего был священником в одной из мордовских деревень. Первый рассказ Г.-О. («Самоходка») был написан в 1893. После шестилетнего пребывания сельским священником Г.-О. Снимает с себя сан и окончательно становится профессионалом-писателем - изобразителем жизни провинциального духовенства и крестьянской бедноты. По формальному характеру своего творчества Г.-О. Является в значительной мере продолжателем бытописательской народнической традиции, к-рая впоследствии перемежается с более новыми и даже модернистскими влияниями. В социально-тематическом отношении Г.-О. Берет для себя отправной точкой рассказ Гл.
Успенского «Неизвестный» (история диакона, ищущего смысла жизни и постигнувшего несправедливость общественных отношений). «Добрым пастырем» открывается первый том его рассказов, а дальше этот образ пастыря варьируется и в ряде других произведений («Отец Памфил», сельский поп (в рассказе «Конокрад»), отец Гедеонский («Миша»), отец Илья («Капитан Кук»), рассказ «Идеалист»). Отрицательные стороны жизни духовенства Г.-О. Хотя и захватывает, но недостаточно широко. Произведения Гусева-Оренбургского из крестьянской жизни («Агасфер», «Сквозь преграды», «Где ветлы стояли», «Последний час» и др.) не вносят ничего нового после народнической беллетристики, посвященной жизни крестьян. Кроме того нередко изображаются деревенские персонажи в тонах сгущенного сентиментализма (рассказ «На родину»).
Лучшим произведением Г.-О., к-рым он обратил на себя внимание лит-ой критики и современных ему читателей, является повесть «Страна отцов», написанная осенью 1904 (напечатана в IV т. Сб. «Знание», СПБ., 1905), т. Е. В эпоху нараставшего революционного подъема. Здесь Г.-О. Изображает переживания попа Ивана на фоне широкой картины развивающегося хищнического капитализма в одном из крупнопромышленных центров восточной окраины. Крупный капиталист-хищник Широкозадов, озлобленное, ограбленное им, обнищавшее крестьянство, волнения рабочих города, готовых на стачку, рабочая демонстрация, - вот тот фон, на к-ром показан уход учащейся молодежи, детей алчных черносотенных попов - в стан борцов за права трудящихся. К сожалению и это произведение Г.-О.
Грешит не только публицистикой, призванной притти на помощь там, где нехватает силы изображения, но и риторикой, хотя и поданной с самыми благими намерениями. Процесс превращения попа Ивана - самодовольного кулака в рясе на первых страницах повести - в обличителя лживости духовенства и в человека, уходящего из этого лагеря лицемеров православия, - художественно слабо мотивирован. Но все же необходимо сказать, что в свое время повесть «Страна отцов» имела, хотя и временное, но большое общественно-агитационное значение. Минуя ряд произведений писателя, где указанные нами недостатки принимают еще более отчетливый характер, упомянем повесть «Призраки», полную искренности и правдивости. В 1923 Г.-О. Выпустил книгу о погромах во время гражданской войны на юге, ценную по богатству фактического материала.
В настоящее время Г.-О. Живет в Америке, где редактирует журнал «Жизнь».Библиография. I. Рассказы Г.-О., 3 тт., изд. «Знание», СПБ., 1903-1910. Собр. Сочин. Г.-О. (1893-1916), изд. «Жизнь и знание», тт. I-XIV. Кроме того т. XV («Борьба» и другие рассказы), изд. «Жизнь и знание», М., 1918. Страна отцов, Гиз, М., 1923. За свободу, Повесть в стихах, изд. Казанск. Губ. Ком. РКП, Казань, 1919. Багровая книга, Харбин, 1922. В Красной Москве, Пьеса в 4 д., Харбин, 1922. Книга о погромах на Украине в 1919, ред. И послесловие М. Горького, Гиз, М., 1923.II. Веселовский Ю., Замкнутый мир, «Вестн. Знания», 1903, IX. Коробка Н., Из глухого угла, «Образование», 1904, III. Неведомский М., О современном художестве, «Мир божий», 1904, VIII и X. Коробка Н., Страна отцов, «Вестн.
И библ. Самообразования», 1905, XV. Фриче В., Очерки современной литературы, Новая жизнь, «Правда», 1905, IX-X. Редько А., Литературные наблюдения, «Русское богатство», 1905, X. Богданович А., Годы перелома, СПБ., 1908. Луначарский А., О XXIII сб. «Знание», «Лит-ый распад», т. II, 1909. Львов-Рогачевский В., На диком мустанге, «Наша заря», 1910, V-VI (и в сб. Критич. Статей. Снова накануне, М., 1913). Гусев-Оренбургский, Писатели о себе, «Новая русская книга», 1922, VII.III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924. Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1928.
Дополнительный поиск Гусев-Оренбургский
На нашем сайте Вы найдете значение "Гусев-Оренбургский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гусев-Оренбургский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 18 символа