Дионис

85

ДИОНИС (Вакх) - греческое божество, воплощение жизненной силы. Древнейшие формы культа Д. Сохранились во Фракии, где они имели «оргиастический» характер. Участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза), разрывали на части и пожирали в сыром виде воплощавшее бога животное (чаще всего быка или козла), приобщаясь таким образом к божеству и достигая «богоодержимости» (энтузиазма), становясь «вакхами». При этом отождествляются. 1. Самое божество, 2. Растерзываемое животное и 3. Участники коллективного священного действа. Культ Д. Находится в тесном родстве с земледельческими культами умирающих и воскресающих богов растительности (Адонис, Озирис и т. П.), но отражает более ранние социальные отношения и более древний строй мысли.

Дионисийские обряды восходят к тому времени, когда общественное разделение труда было весьма незначительно, и первобытная группа совершала свои священные действа исключительно коллективно. Божество еще не представляется на недоступной высоте, и к нему можно приобщиться примитивным способом. Пожиранием растерзанного животного, в котором божество воплотилось. Самое представление о мире еще недостаточно дифференцировано, и Дионис объединяет в себе надземную и подземную сферу, жизнь и смерть в их нераздельном слиянии и отождествлении. Радения Д. Осуществлялись в значительной мере женщинами, которые в «богоодержимости» становятся «вакханками», «мэнадами» (т. Е. Исступленными). Они и терзают Диониса и одновременно пестуют его как воскресающего бога-младенца.

Эта преобладающая роль женщин объясняется тем, что в самые ранние периоды земледелия, когда радения возникли, оно находилось почти исключительно в руках женщин, совершавших таким образом магический обряд укрепления жизненной силы нового бога, от которого, по их верованиям, зависел новый урожай. Из Фракии почитание Диониса перешло в Грецию, где для религии Диониса существовала благоприятная почва благодаря распространению сельских культов и обрядов аграрной магии. Однако воспринятая крестьянским населением Греции фракийская религия с ее первобытным недифференцированным характером встретила сильное противодействие со стороны аристократии, идеология которой строилась на «благоразумии» и «умеренности», на уважении к установленным социальным граням (см.

Аполлон). Идеологическому центру греческого феодализма, дельфийскому святилищу Аполлона, удалось наконец овладеть новым религиозным движением. Дельфы приняли Диониса как божество, равноправное с Аполлоном, но оргиастические формы культа Д. Были значительно смягчены. Д. Был признан сыном Зевса, рожденным от фиванки Семелы (обычная форма ассимилирования чуждых божеств с олимпийскими богами. При этом в мифе сохранена архаическая черта двойного рождения, восходящая вероятно к первобытным обрядам «вторичного рождения» юношей при достижении ими зрелости. Семела гибнет от козней ревнивой Геры, и Зевс зашивает недоношенного Д. В свое бедро и вынашивает его до конца). В гражданском культе греческих государств Д. Уделяется место бога вина и опьянения, а также владыки душ умерших.

Ожесточенная социальная борьба VII-VI вв., сопровождавшая распад греческого феодализма, была благоприятна для религии Д. Пессимистические настроения аристократии облеклись в учение орфиков о греховности всех границ, всякого обособленного существования, греховности, от которой душа, заключенная в темницу - тело, может освободиться для слияния с первоединым божеством лишь путем аскетической жизни и приобщения к мистериям Диониса, растерзанного и вновь воскресшего (в орфическом мифе Дионис-Загрей растерзан и съеден титанами (лишь сердце Д. Спасает Афина и передает Зевсу, к-рый, проглотив это сердце, рождает нового Д.). Титанов Зевс испепеляет, а из их золы создает людей. Поэтому в людях соединено злое титаническое начало - тело - с дионисийским - душой).

С другой стороны, культ Диониса как владыки душ умерших усиленно выдвигался «тиранами», политическими вождями торгового капитала, в противовес аристократическому культу героев, мифических прародителей знатных родов. Оргиастический характер культа Д., где участвующие в священном действии считали себя перевоплотившимися в бога и его спутников (мэнад или лесных демонов-сатиров) и надевали соответствующие маски, создал специфические литературные формы. Таковыми являются. Культовая песнь дионисийских празднеств - дифирамб и драма - «действо». Д. Становится покровителем актерского искусства, и на грани VI-V вв. До христ. Эры, как один из элементов культа Д., впитавшего в себя аграрные магические обряды и поминальные моменты героического культа, создаются в Аттике трагедия и комедия .

В эллинистических государствах религия Д. Играла гораздо меньшую роль, но культ его продолжал существовать в течение всей древности. Орфические таинства временами привлекали широкие круги и в эпоху упадка античной культуры явились одним из источников неопифагорейской и неоплатоновской метафизики. Изображения дионисийского оргиазма в сохранившейся лит-ре встречаются очень редко (напр. «Вакханки» Еврипида). Для эллинистической, в особенности же римской, поэзии Д. Является исключительно божеством вина и опьянения. В этой форме образ Диониса переходит в литературу средневековой и новой Европы, и лишь учение Фр. Ницше о метафизическом противоположении двух начал - образного - «аполлоновского» - и беспредметного, музыкального - «дионисийского» (см.

Аполлон) вызывает в новейшей лит-ре интерес к исконным формам религии Д. Из русских писателей в этом отношении особенно выделяется Вяч. Иванов , символист и мистик, являющийся одновременно и поэтом и исследователем дионисийства.Библиография. Ницше Фр., Происхождение трагедии из духа музыки, СПБ., 1903. Вересаев В., Аполлон и Дионис (см. Собр. Сочин.). Иванов Вяч., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923. Фрэзер, Золотая ветвь. Freret Culte de Bacchus parmi les Grecs, 1756. Maass E. W. T., О”О№ОїОЅП…σОїП‚ О ОµОіО»ασОіОїП‚, 1887. Его же, Theokrites D. Aus einer Inschrift erlautert, 1891. Wiesler F., Ueber den Stierdionysos, Gottingen, 1881. Его же, Attribute und Symbole des D., 1892. Sittl C., D. Treiben und Dichten, 1898. Wheeler B. I., D.

And immortality, 1899. Quandt W., De Baccho ab Alexandri aetate in Asia Minore culto, 1913. Harrit I. R., Origin of the cult of D., 1915. Rohde, Psyche, 2 Bde, Tubingen, 925.

Значения в других словарях
Динамов

ДИНАМОВ Сергей Сергеевич (1901-) - литературовед. Член ВКП(б). Был текстильщиком и литографом, с 1919 по 1926 - в Красной армии, с 1926 - аспирант Института языка и литературы РАНИОНа. В данное время научный сотрудник и член коллегии Института, заместитель председателя подсекции западной литературы Комакадемии. Работает преимущественно в области английской и американской литературы XX века.Библиография. I. Четыре современных литературы. Американская, немецкая, французская, английская, написано ..

Динезон

ДИНЕЗОН Яков (1856-1919) - создатель сентиментального дидактического романа в еврейской литературе. Начав свою деятельность в эпоху расцвета еврейского демократического просвещенства, Динезон в своих художественных произведениях и довольно многочисленных публицистических статьях отстаивал идеи этого движения, вел активную борьбу против гебраистов за еврейский язык («идиш»).Его романы и рассказы проникнуты наивной верой в торжество добра и справедливости. Тема его произведений - острая напряженн..

Дионисиос

ДИОНИСИОС - см. Соломос. ..

Дипиррихий

ДИПИРРИХИЙ - см. Стихосложение метрическое. ..

Дополнительный поиск Дионис Дионис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дионис" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дионис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа