Дружинин А. В.

75

ДРУЖИНИН Александр Васильевич (1824-1864) - критик и беллетрист. Р. В состоятельной чиновничьей семье, образование получил в Пажеском корпусе. Служил офицером в гвардейском полку, затем числился в канцелярии военного министерства. С 1851 окончательно оставил службу и отдался литературной работе. Стал широко известен повестью «Полинька Сакс» (1847), которая пользовалась исключительным успехом. Здесь выдвинут женский вопрос, правда, не как общественная проблема. Д. Интересует лишь право женщины на самостоятельность в области чувства. Фабулу и основные мотивы повести Дружинин заимствовал из «Жака» Жорж Санд. Затем следовали. «Лола Монтес» (1848), «Рассказ Алексея Дмитрича» (1848), «Жюли» (1849) и др.В темные годы русской лит-ры (период реакции после 1848) Д.

Занимал руководящее место среди западников, тем самым демонстрируя оскудение критики и публицистики. В «Письмах иногороднего подписчика» Д. Доходит до совершенного равнодушия к общественным вопросам. Подчеркивая, что он из «хорошего общества», часто распространяясь о «хорошем тоне джентльмена», он от русской лит-ры переходит к кухонным рецептам, затем опять возвращается к лит-ре и снова переходит к анекдотам из жизни охотника за львами. Весьма характерно и его «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам», которое печаталось в «Современнике» в 1850. Здесь пустое, подчас скабрезное, остроумие отражает непритязательный вкус автора. Характерна и речь Д. - бойкая и легкомысленная. Подъем лит-ой жизни во второй половине 50-х гг.

Заставил Д. Стать серьезнее. Выступая в этот период в качестве лит-ого критика, Д. Развивал «артистическую» теорию искусства, к-рую он и группа критиков (Анненков, Дудышкин) противопоставляли «дидактической», по Д., теории разночинцев (Чернышевского, Добролюбова и др.).Сущность ее сводится к немногим положениям. 1. Искусство должно быть свободно и не служить «минуте». 2. Оно выражает вечные идеи красоты, добра и правды. 3. Искусство не утилитарно. Но разночинец заставил эстета видоизменить свою теорию, пробил брешь в его воззрениях. В «артистической» системе появились под конец чуждые ей признания. «Теория независимого и свободного творчества вовсе не исключает здравого и даже современного поучения». Более того. «Здравомыслящий и практически развитой поэт, отдавшись дидактике, может произвести много полезного для современников».Д.

- сторонник чистого искусства - боролся за традиции художественной школы Пушкина, видя в ней идеальное выражение своих взглядов, и противопоставлял Пушкина гоголевскому направлению («натуральной школе»). Сатирическое направление школы Гоголя граничит с дидактизмом, а то и переходит в явный дидактизм. Но общественным интересам, по мнению Д., нет места в числе задач искусства. Оно ставит себе не временные, а «вечные» цели. Понятно после этого, как Д. Расценивал творчество писателей-современников. Тургенев для него «пленительный идеалист и мечтатель, слишком поэтичный, чтобы серьезно взяться за роль чьего-либо продолжателя». «В Толстом мы видим, - говорит Д., - правильное движение современной изящной словесности в сторону истинного понимания искусства».

Иначе расценивал критик Островского и тем более Салтыкова-Щедрина, к-рых считал представителями одностороннего «дидактизма».Так выступал в 50-е гг. Критик-эстет. Его система воззрений отражала вкусы аристократической верхушки дворянства. Эта группа, утратив прежнее положение в экономике, теряла силу и в лит-ре, и в критике. Свою эстетическую теорию она должна была дополнить чертами, вносившими двойственность в систему. В художественной литературе она не могла противодействовать дидактизму и гоголевскому направлению. Пытаясь пропагандировать Пушкина как свой идеал, пытаясь ликвидировать в критике Белинского и его последователей, ставивших утилитарные цели искусству, Д. И его группа не могли успешно бороться с дидактизмом, с разночинцем и были обречены на бессильный протест против той новой жизни, какая шла мимо них.

И понятен тот завет, который оставил Д. Писателю своей группы. «Для поэта может существовать только один протест - гордое молчание. Для художника нет мелкой войны и мелких страничек публициста. Пока слово его может раздаваться в сфере искусства, оно должно быть вполне независимо, в этом самом независимом слове и доля, и заслуга, и значение художника».Из критических работ Д. Следует отметить еще, кроме статей о русских писателях, его этюды по английской литературе (о Вальтер Скотте, Краббе, Ричардсоне, Шеридане, Дизраэли и др.). Дружинин известен и как талантливый переводчик Шекспира («Король Лир» и др.).В области лит-ой жизни Д. Оставил память как основатель «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым» - «Литературного фонда» .Библиография.

I. Собр. Сочин., изд. Под ред. Н. В. Гербеля, 8 тт., СПБ., 1865-1867. Критические статьи вошли в т. VII. В т. II - список сочин. Д., сост. Гербелем.II. Кирпичников А., Забытый талант, Очерки по истории русской литературы, т. I (неск. Изд.). Григорьев Ап., Сочин., I, История русской литературы, изд. «Мир», т. II, М., 1909. Венгеров, Сочин., т. V, СПБ., 1911. Бельчиков Н., П. В. Анненков, А. В. Дружинин и С. С. Дудышкин - в «Очерках по истории русской критики», под ред. А. Луначарского и Вал. Полянского, т. I, М. - Л., 1929.III. Кроме упомянутого выше списка сочин. Д. См. Еще. Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. V, СПБ., 1897. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. Включит., ч. 2, СПБ., 1902. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т.

II, СПБ., 1910. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1924.

Значения в других словарях
Дроздов

ДРОЗДОВ Александр Михайлович (1896-) - беллетрист. Несмотря на то, что произведения Д., написанные за рубежом и в СССР, полярно противоположны по тематической и идеологической установке, их все же роднит нечто общее - это стремление написать рыночно-рентабельную вещь. Эмигрантские писания Д. - посредственные вариации на темы о роковых женщинах, влюбленных гимназистках и студентах в косоворотках, рассчитанные на потребление мещанства. Поверхностный эстетизм Д. Достаточно выражают слова одного из..

Дросте-Гюльсгоф

ДРОСТЕ-ГЮЛЬСГОФ Аннетта, фон (Droste-Hulshoff, 1797-1848) - немецкая поэтесса и новеллистка. По происхождению принадлежала к родовитой рейнской земельной аристократии (католической). В своем творчестве противопоставила растущему промышленному городу идиллию дворянского поместья. Но, с другой стороны, намечающиеся глубокие противоречия эпохи, в частности оскудение дворянства, вызвали в ее творчестве раздвоенность между патриархально-дворянскими традициями и новыми веяниями бюргерской мысли, межд..

Дружинин П. Д.

ДРУЖИНИН Павел Давыдович (1890-) - современный поэт, член литературной группы «Перевал». Р. В крестьянской семье Пензенской губ. Отношение Д. К крестьянству может скорее всего быть охарактеризовано как любование отдельными моментами деревенской жизни. Традиционная тальянка, лубочная «любовь» парней и девушек, сермяга, лирический пейзажик, - вот тематика, характерная для творчества Д. Труд как мотив в поэзии Д. Почти отсутствует. Не чужд Д. И чисто народнического «жаления» крестьянина. Последнее..

Друиды

ДРУИДЫ (галльское druidae, древне-ирландское druid) - жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся с королевской властью. У галлов Д. Были хранителями героических преданий и мифологических поэм, к-рые они передавали молодежи изустно. Школы Д. Существовали и у островных кельтов. Однако у ирландцев и бриттов Д. Рано утратили свою функцию поэтов, а после введения христианства (IV-V вв.) быстро выродились в деревенских знахарей. Весьма возможно, ч..

Дополнительный поиск Дружинин А. В. Дружинин А. В.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дружинин А. В." в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дружинин А. В., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 14 символа