Дюамель

67

ДЮАМЕЛЬ Жорж (Georges Duhamel, 1884-) - современный французский писатель. Получил специальное медицинское образование. В 1906 принял участие в создании артели молодых поэтов и художников «Abbaye» («Аббатство» - см.). Через несколько месяцев сделался одним из руководителей и виднейшим критиком выделившейся из среды «аббеистов» литературной группы унанимистов , звавших «ближе к жизни», восстававших против книжности, «искусственности», натурализма и символизма. В 1907 Д. Дебютировал книжкой стихов - «Des Legendes, des Batailles» (О легендах, о битвах).Своему положению в лит-ре Д. Обязан не своим малосценичным пьесам и не стихам, в к-рых он, продолжая устремления Клоделя , старается дать лиризм «в чистом виде» - «освобожденным» от версификационных достижений.

Достижения Д. - в области художественной прозы. Первую серию его прозаических вещей образуют «свидетельства» о войне 1914-1918, в к-рой он участвовал в качестве военного врача. «Vie des Martyrs» (Жизнь мучеников, 1917), напечатана под псевдонимом Дени Тэвенен, «Civilisation» (Цивилизация, 1918) - получившая Гонкуровскую премию, «Sept dernieres plaies» (Семь последних язв, 1928). Эти книги - эпопея лазарета. Они проникнуты сочувствием жертвам войны, возмущением и печалью, вызванными сознанием, что помешать организованному истреблению людей невозможно. Центральной группой прозаических произведений Д., в которой он выступает как вполне сложившийся художник, являются повести о Салавене («Confession de Minuit» - «Полуночная исповедь», 1920.

«Deux Hommes» - «Двое», 1924. «Journal de Salavin» - «Дневник Салавена», 1926. «Le club de Lyonnais» - «Клуб на улице де Лионнэ», 1929), сборник новелл «Hommes abandonnes» (Покинутые люди, 1921) и повесть «Les Plaisirs et les Jeux» (Игры и утехи, 1922). Перед нами совершенно органически развивающаяся художественная проза, своим лирически окрашенным импрессионизмом примыкающая к манере письма Ш.-Л. Филиппа, утонченным анализом близкая прозе Пруста и Ж. Ромэна и связанная с прозой Достоевского стремлением взамен «линейной латинской психологии» французской литературы дать полную противоречий, подлинную внутреннюю жизнь человека. О Достоевском заставляет вспомнить и центральный персонаж прозы Дюамеля - конторщик Луи Салавен - образ современного европейского «человека из подполья».

Но как, бичуя «цивилизацию» милитаристов - творцов «великой войны», он до конца остается пассивным пессимистом, так и изображая разрушительное давление капиталистического общественного строя на личность маленького человека, Д. Не верит, чтобы и этой «жертве цивилизации» можно было помочь. К Салавену, оказывается, нужно относиться как к «геометрическому месту» всей человеческой сущности, взятому «вне времени и пространства». Существование Салавенов не следует связывать с условиями капиталистической социальной системы. Салавен просто - человек с больной психикой. Социальная категория подменивается биологической. Неустанная защита прав личности и пассивность, боязнь действия. Пессимизм и склонность успокаивать, утешать.

Боязнь толпы («Покинутые люди») и идеализация семейного очага, дружбы («Les Plaisirs et les Jeux» - «Игры и утехи», стихи). Возмущение перед войной и страх перед революцией - все это характеризует Д. Как писателя современной французской среднебуржуазной интеллигенции, в психологии которой гуманность сочетается с консервативностью. В связи с этими особенностями социальной психологии следует рассматривать и характерное для художественной манеры Д. Стремление к ясности, спокойствию, уравновешенности - стремление, верным которому писатель старается быть тем больше, чем неуравновешенней его герой Салавен. Только в связи с классовой природой творчества Д. Можно рассматривать и его философско-моралистские выступления, которые привлекли во Франции большое внимание, захватили большую аудиторию и непосредственным поводом для которых послужили военные бедствия 1914-1918 («Possession du Monde» - «Обладание миром», 1919.

«Entretiens dans le tumulte» - «Разговоры в сутолоке», 1919). Основным в проповеди Д. Является утверждение примата духовного над материальным, сочетающееся с недоброжелательным отношением к современной технической цивилизации и в конечном счете определяющееся психологией тех слоев средней буржуазии, которые оттеснены назад крупной финансово-промышленной буржуазией и сравнительно в незначительной степени участвуют в овладении материальными благами. Духовные блага (познавание людей, любовь, дружба, мечты) - единственно реальные для Дюамеля. Каждый может, обратившись к ним, овладев ими, притти к «обладанию миром» («Possession du Monde» - рецепт уничтожения «салавенизма»). Бедным и голодным, эксплоатируемым рабочим и ошалевшим от жадности дельцам рекомендуется «жить в мечте», сделать из «культа мечты» род религии.

Только так могут быть обеспечены спокойствие, счастье. Классовый характер этой проповеди совершенно ясен. Еще отчетливее становится он, когда «философ» выступает с призывом защитить «нашу древнюю цивилизацию» от варварских орд, будто бы надвигающихся из колониальных стран («Entretien sur l’esprit europeen» - «Беседа о духе Европы», 1928). Классовый инстинкт самосохранения заставляет даже этого чуждого буржуазной агрессивности художника переходить в маскируемое наступление.В 1927 Д. Вместе с Дюртеном посетил СССР. Об этой поездке Д. Очень подробно рассказал в книге «Voyage a Moscou» (Путешествие в Москву, 1927), к-рая была встречена во Франции с большим вниманием, как объективное сообщение о СССР человека незаинтересованного.

Конечно социализм для него - нечто неосуществимое (ссылка на «древний собственнический инстинкт»), но он признает «право русского народа устраивать свою жизнь по своему желанию» (ведь и во Франции была своя революция 1789). Особенно интересуясь положением и настроениями советской интеллигенции, Д. Приходит к заключению, что эта интеллигенция охвачена «советским патриотизмом» (так он определяет ее стремление сотрудничать с пролетариатом). Наконец он настойчиво предостерегает Запад против новой интервенции, к-рая может подготовить гибельное для него столкновение с азиатским миром. К этой мысли Д. Возвращается и в «Беседе о духе Европы», где советует «принять Советскую Россию в европейскую семью», - сделать из нее буфер между Европой и волнующейся Азией.Библиография.

I. Произв. Дюамеля кроме указанных в тексте. L’Homme en tete, 1909. Selon ma loi, 1910. Compagnons, 1912. Elegies, 1920. Театральн. Пьесы. La Lumiere, 1911. Dans l’Ombre des Statues, 1912. Le Combat, 1913. Lapoint et Popiteau, 1919. L’Ouvre des Athletes, 1920. Journee des Aveux, 1924. Quand vous voudrez, 1924. Художественная проза. Confession de Minuit, 1920. Prince Jaffar, 1924. La Pierre d’Horeb, 1926. La Nuit d’Orage, 1927. Критич. И лит-ые теоретические работы. Propos critiques, 1912. Les Poetes et la Poesie, 1913. Paul Claudel, 1913. Notes sur la technique poetique (в сотрудничестве с Ш. Вильдраком), 1920. Essai sur le Theatre, Essai sur le Roman, 1925. Guerre et Litterature, 1920. Размышления, опыты, очерки. La Musique liberatrice, 1921. Deliberations, 1925.

Lettres au Patagon, 1926. Lettres d’Auspasie, Suite Hollandaise и др. На русск. Яз. Перев. Стихи в перев. О. Мандельштама, А. Эфроса, «Современный Запад», №№ 3 и 1(5). Из худож. Прозы - все, кроме La nuit d’Orage (Грозовая ночь). Le club de Lyonnais, Sept dernieres plaies, изд. Под загл. Рассказы доктора Кошуа, «ЗИФ», 1929 (один расск. Выпущен). Из эссэ перев. Письма к патагонцу. Из лит-ых теоретич. Работ. Заметки о поэтич. Технике.II. Durtain L., Georges Duhamel, P., 1920. Santelli С., Georges Duhamel, P., 1925. Therive А., Georges Duhamel ou l’intelligence du cOur, P., 1925. Ecrivains et poetes d’aujourd’hui, Georges Duhamel, P., 1927. Ony A., Georges Duhamel, l’homme et l’Ouvre, P., 1927. Massis H., Jugements, p. 155. Dubeck L., Les chefs de file de la jenne generation.

Frank W., Georges Duhamel, «The Saturday Review», 1928. Ayguesparse A., Georges Duhamel, «Monde», 1929. Фрид Я., Дюамель, «Печать и революция», 1928, № 7. Песис Б., Откровения буржуазного пацифиста, «Революция и культура», 1928. Фрид Я., Миссионер призывает к оружию, «Новый мир», 1929, № 3. Локс К., Неореализм во Франции, «Новый мир», 1926, 8-9.

Значения в других словарях
Дю Беллэ

ДЮ БЕЛЛЭ Иоахим (Joachim Du Bellay, 1525-1560) - один из выдающихся поэтов XVI в., ближайший друг Ронсара главного руководителя поэтической группировки «Плеяда» . Принадлежал к католическому духовенству и занимал очень высокие посты. После встречи с Ронсаром отказался от церковной карьеры и всецело отдался поэзии. Ему принадлежит трактат «La defense et l’illustration de la langue francaise», пополненный впоследствии положениями из предисловия Д. К его сборнику «L’Olive». В этом трактате и были ..

Дю Кан

ДЮ КАН Максим (Maxime Du Camp, 1822-1894) - французский поэт, романист и публицист, бывший долгое время близким другом Флобера. Участник похода Гарибальди. В своих «Chants modernes» (Новые песни, 1855) является ярым сторонником урбанизма и культа естествознания. Впоследствии перешел в лагерь реакции и написал «Convulsions de Paris» - памфлет против Коммуны и коммунаров, вызвавший возмущение в передовых кругах. В 1880 Д. Избран членом Французской академии. Большой интерес представляют его «Souve..

Дюбуа А.

ДЮБУА Альберт (Albert Du Bois, 1872-) - бельгийский писатель, принадлежавший к школе исторических романистов, черпавший сюжеты из античной жизни. Эстет, с большим тяготением к мистицизму. В своих романах «Левконоя» (Leuconoe) и «Под вишневыми лаврами» (Sous les lauriers roses) стремится передать рафинированные переживания девушек античной эпохи. Д. Более известен драматическими произведениями. Из «Цикла двенадцати гениев» (Le cycle des douze genies) - вышел в 1911 - «Herodienne» имел значительн..

Дюбуа У.

ДЮБУА Уильям Эдуард Бурхард (William Edward Burghardt Du Bois, 1868-) - американский писатель, публицист и общественный деятель, профессор экономики и истории. Мулат по происхождению, Д. С ранних лет вошел в движение радикальной негритянской интеллигенции. За агитацию в пользу экономического и политического равенства черных и белых его изгнали из университета Атланты. Д. Был одним из организаторов «Национальной ассоциации для развития цветного народа», ее бессменным председателем и редактором р..

Дополнительный поиск Дюамель Дюамель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюамель" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюамель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа