Зевс
ЗЕВС - верховный бог греков, по имени тождественный с древнеиндийским и италийским богами неба (формула Zeus pater (отец З.) соответствует древнеинд. Dyaus pitar и лат. Deus pater - позднее Jupiter). Божество покрытого облаками неба, З. Первоначально мыслился восседающим на вершинах гор (в частности высочайшей горы Греции - Олимпа), откуда он и ниспосылал дожди и грозы. Молния - оружие З., орел - его вестник. Культ З. Был занесен в Грецию вторгшимися в нее с севера завоевателями и в силу этого приобрел первенствующее значение, вытесняя одни культы и устанавливая многообразные связи с другими, гл. Обр. С культами божеств земли. Эти процессы оформились в миф о том, как З. Сменил своего отца Кроноса, проглатывавшего рождавшихся у него детей из боязни потерять власть.
Спасенный матерью, Реей, при помощи хитрости, он отнял власть у Кроноса и освободил своих братьев и сестер, томившихся в желудке отца. Другие мифы рассказывали о борьбе, к-рую З. Должен был вести против древних божеств - титанов и детей Земли - гигантов. Многие богини были поставлены в родственную связь с З. В виде его жен (Гера, Лето и др.), детей и т. Д. Сопровождая завоевателей, с к-рыми связано образование эллинских государств исторической эпохи, З. Был главным божеством раннего греческого феодализма, блюстителем социальных установлений, права и нравственности. Все элементы греческой общественности, ее учреждения и идеологические основы находились под непосредственным покровительством З. Он охранял политическую самостоятельность государств и способствовал победам на войне.
Аристократические роды возводили к З. Свое происхождение, что породило многочисленные мифы о сочетаниях З. С смертными женщинами, и идеологи раннего феодализма, творцы эпических песен, распространяли эти мифы, равно как и самую религию З., по всем областям Греции. В эпической поэзии выработалось ставшее каноническим для всей позднейшей лит-ры представление об олимпийских богах, которыми правит могучий З. - «отец людей и богов». Так, у Гомера З. Управляет весьма строптивым семейством богов как первый среди равных, в силу своего большего могущества, наподобие царей эпохи феодализма. Как и земные цари, он подвержен многочисленным слабостям и страстям, и воля З. Не всегда совпадает с путями Рока. Начало распада феодализма и обострение классовой борьбы, потребовавшее обновления аристократической идеологии (религия «сына» З.
- Аполлона ), выдвинуло на первый план этические стороны З. Как блюстителя попираемой «справедливости» в смысле примирения классовых противоречий (особенно ярко в поэзии беотийского крестьянина Гезиода ), укрепляя тем самым веру во всемогущество З. (лирика эпох социальных переворотов VII-VI веков - Архилох, Алкей, Солон). В руководимой крупными собственниками консервативной афинской демократии первой половины V в. Идеологическое обновление религии З. Стремится итти в уровень с рационалистической критикой мифов и многобожия, исходящей из торговых городов Ионии, и с мистическими устремлениями религии Диониса . Вокруг З. Концентрируются монотеистические представления. У Эсхила З. Присущи атрибуты всемогущества, всеведения и премудрости.
Он - источник власти всех прочих богов. Противоречие между концепцией этического монотеизма и земной несправедливостью, равно как и древними мифами о З., Эсхил пытается разрешить в трагедиях о Прометее . В «Прикованном Прометее» дается жестокая критика деспотического правления З. («Зевс-тиран»), но в (недошедшем) «Освобожденном Прометее» конфликт разрешался повидимому в духе эсхиловского принципа «познания страданием». Прометей примирялся с З. Трилогия «Орестейя» также заканчивается торжеством этических принципов религии Зевса. Аналогичные тенденции наблюдаются у Пиндара и Софокла и находят воплощение в статуе З. В Олимпии работы Фидия (ок. 448). С окончательным разложением древнегреческой общественности в IV веке религия Зевса теряет идеологическое значение.
В эллинистических монархиях вводится культ царей, и в философской утопии Эвгемера Зевс изображается одним из обожествленных царей седой древности, а Каллимах пишет гимн З., придавая ему облик Птоломея II. Зевс начинает играть роль комической фигуры - героя бесчисленных любовных похождений, совершаемых тайно от ревнивой жены, бессильного владыки мира (Лукиан). Лишь стоики пытаются использовать имя З. Для идеи божественного мирового закона, и из этой концепции исходит Вергилий в своем образе Юпитера. Стоический образ З., преломившись в философии неоплатоников, повлиял на христианскую концепцию божества (между образами З. И Христа наблюдается и иконографическая преемственность), и Данте руководился правильным чутьем, называя Христа «распятым Юпитером» (Giove crocifissa).
В лит-ре нового времени З. (Юпитер) используется чаще всего в комическом плане (многочисленные «перелицовки» Вергилия, «Война богов» Парни, шутливая поэзия XVIII-XIX веков и т. П.). В трактовках мифа о Прометее (Гёте, Байрон, Шелли) Зевс неизменно противополагается Прометею как притеснитель человечества, как сила, враждебная личной и общественной свободе.Библиография. Diels, Zeus, «Archiv f. Religionswissenschaft», B. XXII. Wilamowitz, Zeus, Bibliothek Warburg, Vortrage, 1923-1924.
Дополнительный поиск Зевс
На нашем сайте Вы найдете значение "Зевс" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зевс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 4 символа