Зия Гёг-Алп

97

ЗИЯ Гёг-Алп (1876-1924) - турецкий мыслитель и поэт. Р. В г. Диярбекир, в семье чиновника. Учился в ветеринарной школе, откуда был исключен за участие в революционном движении студенчества и выслан абдул-гамидовским правительством. З. Был редактором младотурецкого журнала «Ени Мэджмуа» и профессором социологии в Константинопольском университете. З. Выступил на лит-ое поприще как идеолог младотурецкого национализма - пантуранизма.«Отечество турок, - читаем мы в одном его стихотворении, - не Турция, не Туркестан, отечество - это великая и вечная страна. Туран». Эту страну З. Представляет себе идеальной в смысле национальных особенностей. «В мечетях молятся по-турецки. Каждый крестьянин понимает смысл намаза и Корана». Эта основная черта мировоззрения З.

Является центральной идеей его поэтических и социологических произведений. Поэмы «Кызыл Эльма», «Ярадылыш», сборник поэтических произведений «Ени Хаят», проникнуты этой идеей. Герои З. - страстные борцы и проповедники абстрактного, утопического пантуранизма. Под влиянием роста национально-освободительного движения, во главе к-рого стояла анатолийская буржуазия, поддерживаемая широкими кругами крестьянства, З. Эволюционирует от пантуранизма к пантуркизму, от пантуркизма к паногузизму (идея политического объединения туркмен, азербайджанцев и Турции под руководством последней) и наконец к турцизму (тюркиячылык), т. Е. К кемализму. И почти в это же время в его философских взглядах наметился перелом. От позитивизма Огюста Конта он пришел к Эмилю Дюркгейму.

Социологическую систему последнего З. Своеобразно сочетал с буржуазно-национальным движением в Турции. В своих произведениях «Туркизм, исламизм и модернизм», «Основы туркизма» и «История турецкой культуры» и в ряде других исследований З. Развивает, уточняет эту своеобразно «евразийскую» социологическую концепцию.В своих исследованиях по вопросам религии и общественной эволюции З. Приходит к заключению, что развитие общественных форм, к которому сводится развитие человечества, определяется прогрессом коллективного национального разума. Применяя свою социологическую концепцию к практическому преобразованию Турции, З. Говорил, что эволюция ее в будущем будет протекать под знаком турецкой культуры, мусульманской религии и европейской цивилизации.

З. Создал универсальное учение буржуазного становления турецкой действительности. Он также создал целую методологическую школу в области исследования истории турецкой культуры, в частности литературоведения, талантливым представителем к-рой выступил Кепрюлю Задэ . Он выдвинул лозунг единства культур тюрко-татарских народностей.Для З. История человечества - это история борьбы и взаимоотношений наций, т. К. Единственная социальная реальность - это нация. Исходя из этого, З. Всю практику человечества разделяет на две части. Культура и цивилизация. Первая - национальна, т. К. Она создается нацией в целом, выражает и воплощает коллективный разум нации. Вторая - индивидуальна и следовательно международна, т. К. Она - продукт индивидуального мышления и практики.

Первая - стихийна. Вторая - искусственна. К культуре З. Причисляет. Религию, быт, язык, искусство, адаты, предания и т. Д., к цивилизации же - технику, точные науки и вообще науку. З. Против «культурного» сближения с Западом, т. К. Это сближение означает измену национальным принципам. А «цивилизацию», т. Е. Науку и технику, можно заимствовать у Запада. Она более вещественна, чем духовна.Во всех областях турецкой культуры З. Проповедует принцип национальной самобытности, и в этом отношении он близок к русским славянофилам.Признавая существование рабочего класса, З. Однако не считал его роль исторической. «Социализм в Турции немыслим, - говорил З., - потому что Турция страна не индустриальная, и развитие ее идет самобытным национальным, а не классовым путем».Несмотря на свою непоследовательность и на противоречивый характер социологической системы, З.

Был и остается самым выдающимся мыслителем и ученым Турции XX в. Наука, в европейском смысле этого слова, до З. Не существовала в Турции. Средневековье, изгнанное из внешней жизни, еще господствовало в сознании. З. Положил начало научному мышлению в Турции. Поэзию З. Объявил средством пропаганды, орудием национального самоутверждения. Популярность, простота были стилистическими особенностями произведений З.В научно-публицистических работах он пытался доказать необходимость единения всех классов и сословий Турции для осуществления национального могущества. В поэтических произведениях он призывал всех турок к выполнению этого социального долга.Идеалистическая и буржуазно-националистическая по существу, социология З.

Была теоретическим выражением развития турецкого капитализма XX в. И его политических тенденций. Поэтому она не ограничилась рамками одной Турции, а стала знаменем национально-буржуазных партий и группировок большинства тюрко-татарских народностей. Его лозунги и формулы получили свое дальнейшее развитие например у контрреволюционных муссаватистов (Азербайджан), у татарских, крымских, узбекских и др. Националистов. Еще до сих пор националистическая интеллигенция этих народов или пользуется учением З. Против марксизма в различных формах или стремится примирить их друг с другом.Учение Зия, несмотря на его исторические заслуги и революционную окраску в период национального движения в Турции, превратилось в реакционное, контрреволюционное учение благодаря тому, что оно стало орудием борьбы с рабочим классом и его идеологией в Турции, орудием пантуркистских группировок против коммунистической партии в нашем Союзе.

Нужно еще отметить, что в свое время учение З. Подвергалось критике со стороны бывших «теоретиков» турецкой коммунистической партии. Но эта критика страдала политической беспомощностью и примиренчеством, и противники З. В дальнейшем сами перешли в лагерь буржуазных профессоров «социологии».Библиография. I. Тюрклешмек, Исламлашмак, Муасырлашмак, 1918. Ени Хаят, Константинополь, 1918. Тюркчюлюгюн Эсаслары, Ангора, 1923. Тюрк Тересы, Кызыл-Эльма (поэма). Тюрк меденииэти тарихи, Стамбул, 1925.II. Сафеет-Урфи, Зия Гёг-Алп вэ мефкуре, Стамбул, 1923. Мехмед-Иззет, Мильлийэт назарийэлери, Стамбул. Исмаил Хабиб, История новейшей турецкой литературы, Стамбул, 1925. Исмаил Хикмет, История турецкой литературы XX в., Баку, 1926.

Значения в других словарях
ЗИФ

«ЗИФ» - см. Земля и фабрика. ..

Зия Абдул Гамид

ЗИЯ Абдул Гамид, паша (1827-1879) - турецкий поэт эпохи зарождения торговой буржуазии, начавшей борьбу против феодально-помещичьих классов страны. Р. В Константинополе, в семье чиновника. Был дворцовым чиновником, секретарем султана Меджида, послом, губернатором и т. Д.Творчество З. Выражает идеологию государственной бюрократии дореформенной Турции, к-рая в силу социальных противоречий страны была в оппозиции ко двору и к государственному режиму. До 60-х гг. Творчество З. Ничем не отличалось от..

Зияние

ЗИЯНИЕ - см. Гиатус. ..

Златовратский

ЗЛАТОВРАТСКИЙ Николай Николаевич (1845-1911) - русский писатель-народник. Р. Во Владимире, в семье мелкого чиновника. Окончив в 1864 гимназию во Владимире, З. В течение года состоял вольнослушателем Московского университета, после чего поступил в 1866 в Петербургский технологический институт. Но З. Не мог окончить курса. Тяжелая нужда и борьба за существование не давали ему возможности учиться. К этому времени относятся его первые лит-ые опыты - беллетристический набросок «Чупринский мир», напе..

Дополнительный поиск Зия Гёг-Алп Зия Гёг-Алп

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зия Гёг-Алп" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зия Гёг-Алп, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 11 символа