Иссакян

82

ИССАКЯН Аветик (1875-) - армянский поэт. Р. В Александрополе (ныне Ленинакан). Первоначальное образование получил в приходской школе, а затем в Георг. Академии. Некоторое время работает в рядах партии «Дашнакцутюн» в качестве пропагандиста. После революции 1905 И., преследуемый царским правительством, эмигрировал за границу, откуда вернулся лишь несколько лет тому назад. Проживает ныне в Советской Армении.Первая книга стихов И. «Раны и песни» вышла в 1898 в Александрополе, другой сборник - в 1903 в Баку. И. - лирик-романтик, свои образы и краски он нередко черпает из народной поэзии. Выходец из феодально-патриархальной среды, Иссакян писал в период обостренной борьбы феодальных традиций с новыми буржуазными веяниями.

Бешеная конкуренция и черствый эгоизм у людей слагающейся новой общественной среды, противоречия и язвы капиталистического общества вызывают в поэте недоумение, переходящее в возмущение и протест. Но в своем протесте И. Чувствует себя одиноким, заброшенным, «с раздавленным сердцем, в дорожной пыли». Мещанское восприятие мира мешало ему видеть рост самосознания пролетариата, он остался чужд классовой борьбе. Социальное неравенство с точки зрения поэта - не результат наличия классового общества, а какое-то фатальное зло, возводимое им в вечную истину.Чувством одиночества и беспомощности порожден безысходный пессимизм И. Разочаровавшись во всем и гонимый «роком», он весь уходит в себя, в мир грез и бесплодных мечтаний.

Этот уход символически выражен в превосходной по форме поэме «Абул Ала Маари» в виде каравана, удаляющегося из Багдада в далекую, безлюдную пустыню. «Абул Ала Маари» является синтезом его исканий и дум, обобщением всего пережитого. Здесь он отвергает все. Друзей, женщину, любовь, богатство, славу, родных, семью, народ, закон, справедливость, отчизну, право. И. Не только восстает против утверждающегося нового буржуазного порядка, идущего на смену феодального строя, но и против всякого общественного строя вообще. И. - выразитель мироощущения той части разоренной мелкой буржуазии, к-рая, очутившись между двумя борющимися классами и не примыкая ни к одной из сторон, не видит выхода. Не чужды его творчеству и национальные мотивы.

Ряд стихов И. Посвящен национальному движению армян. Характерно его стихотворение «Наша судьба», синтезирующее национально-шовинистические настроения поэта.В 1927 «Заккнига» выпустила новую книгу И. «Лилит» - восточные видения, стихотворения в прозе. В «Лилит» мастерство поэта доведено до совершенства. Что касается содержания, то оно ничего нового не добавляет к той жизненной философии, которая сложилась у поэта до появления упомянутой книги.В настоящее время И. Работает над большим романом «Уста Каро» (Мастер Каро), отдельные отрывки из к-рого опубликованы в периодической печати. Роман охватывает годы империалистической войны, период власти дашнаков, гражданской войны и советский строй.Библиография. I. На армянском яз.

Песни и раны, Александрополь, 1898. Стихотворения, Сб., Баку, 1903. Песни и раны, Сб., Баку, 1909. Абул Ала Маари, Поэма, Константинополь, 1910. Сасма Мпер, Эпос, Берлин, 1922. Лилит, восточные видения, стихи в прозе, Тифлис, 1927. Переводы на русский язык из И. «Современные армянские поэты», под ред. Уманца, М., 1906. «Армянская муза», под ред. Ю. Веселовского, М., 1907. «Цветы Араза», М., 1907 (с предисловием Макинциана, П.). «Сборник армянской литературы», под ред. М. Горького, П., 1916, стр. 195-201. «Поэзия Армении», Сборник под ред. В. Брюсова, М., 1916, стр. 365-386.II. Макинцян П., Предисловие к книге «Цветы Араза», М., 1907. Гнуни Ив., Мотивы армянской поэзии, Саратов, 1915, стр. 65-70. Брюсов В. Введение к сборнику «Поэзия Армении», М., 1916, стр.

79-80. Макинцян П., Очерк армянской лит-ры, к «Сборнику армянской литературы» под ред. М. Горького, П., 1916, стр. C-CI. На армянском языке. Рубени Алекс., журн. «Мурч», Тифлис, 1904. Манвелян Л., История литературы русских армян, вып. IV, Тифлис, 1911, стр. 115-129. Папазян В., История армянской литературы, Тифлис, 1911. Макинцян П., статья в альманахе «Гарун», М., 1912, стр. 316-369. Сурхатян, Армянская литература, Эривань, 1926, стр. 129-132. Дабагян Н., статьи в журн. «Гракан даркерум», №№ 3-4, Эривань, 1927, стр. 37-39.

Значения в других словарях
Исповедь

ИСПОВЕДЬ - см. Мемуарная литература. ..

Исса

ИССА - японский поэт-хайкист (см. Хайку) первой половины XIX в. После смерти родоначальника жанра хайку - Басё - хайкисты сосредоточили все свое внимание на стихотворной технике и превратились в виртуозов-экспромтистов, увеселяющих своим мастерством меценатов-купцов. Жанр хайку стал одним из видов изысканной салонной игры, а хайкисты - метрами поэтических фокусов. Творчество И. Диаметрально противоположно поэтической практике его ближайших предшественников и современников. В то время как все ха..

Историко-культурный метод

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МЕТОД - см. Метод культурно-исторический. ..

Историография литературная

ИСТОРИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ (определение и объем). Термин «историография» обычно употребляется в двояком значении:1. Как вся совокупность исследований и опубликованных источников по истории (в том или ином объеме) и2. Как изучение развития исторической науки (в целом, в том или ином периоде, в том или ином отделе или вопросе).В таком двояком значении термин И. Применяется и к литературной науке. В первом смысле можно говорить например о богатстве И. Русского былевого эпоса, о скудости И. Максима..

Дополнительный поиск Иссакян Иссакян

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иссакян" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иссакян, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 7 символа