Канцона
КАНЦОНА - буквально «песня», лирическая форма средневековой поэзии, возникшая первоначально в феодально-рыцарской лирике Прованса, откуда она была усвоена французскими и итальянскими подражателями. Последние придали ей наиболее разработанную форму, откуда и самое итальянское наименование жанра (итальянское - canzone, французское - chanson, провансальское canso). У трубадуров Прованса К. Являлась довольно неопределенным термином, к-рым обозначалось лирическое произведение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. По форме своей провансальская К. Очень разнообразна. Число строф неограниченно (обычно 5-7), чаще с особой концовкой (так наз. Tornada), равно как и число стихов в строфе (как исключение встречается 42 стиха) и самые стихотворные размеры.
Стихи связаны между собой рифмами в самых различных комбинациях (напр. «ababccdd» или «ababcdc», или «ababccd»), иногда даже так, что внутри строфы все рифмы различны, но в следующих строфах каждый стих рифмуется с соответствующим стихом первой строфы. Итальянские поэты, особенно представители городской буржуазной лирики XIII в., в том числе Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя и сам Данте, усиленно культивировали К., особенно в своих произведениях аллегорического и философского содержания. Уже Данте дал некоторую теорию построения К. (во второй книге своего трактата «De vulgare eloquentia»), согласно к-рой К. Должна состоять из двух частей. Вводной (fronte) и основной (sirima), каждая из к-рых в свою очередь может распадаться на piedi (первая) и volte (вторая).
Все части К. Соединены рифмой, также весьма разнообразной. Число стихов в строфе и размеры стиха свободны, но на практике чаще всего у итальянцев встречается так. Наз. Одиннадцатисложный стих. Обычно К. Сопровождается концовкой. Наиболее совершенной формы К. Достигает у Петрарки в XIV в., после чего этот жанр постепенно замирает и возрождается в последний раз у испанских петраркистов XVI века, как например у Боскана или Гарсиласо де ла Вега, чтобы потом выйти совсем из употребления.В немецкую литературу форму канцоны вводят романтики (А. В. Шлегель, Рюккерт, Платен), в русскую - символисты (Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов - «К даме» в его сб. «Опыты», М., 1918, стр. 142).Библиография. Floeck O., Die Kanzone in der deutschen Dichtung, Berlin, 1910.
Дополнительный поиск Канцона
На нашем сайте Вы найдете значение "Канцона" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Канцона, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 7 символа