Карикатура
КАРИКАТУРА (от итальянского caricare - нагружать) - изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Особенно резкую К. Называют иногда шаржем (от того же слова, что и К., но в его французской редакции charger). Термин К. Применим ко всем искусствам, но наибольшей отчетливостью пользуется в области изобразительных искусств.Способы, при помощи к-рых достигается карикатурное искажение, весьма многообразны и могут основываться либо просто на чрезмерном подчеркивании имеющихся уже в натуре элементов, либо на приписывании изображаемому предмету признаков, в натуре ему не присущих. Наиболее распространенные из способов первой категории:а) гипербола, подчеркивающая имеющиеся в натуре признаки путем их чрезмерного преувеличения,б) комическая схематизация, подчеркивающая свойства натуры путем их обособления и отбрасывания всех остальных признаков,в) комическое остранение, заключающееся в полном игнорировании всех тех признаков, восприятие которых обусловлено целой сложной системой привычных, условных ассоциаций, - например в статье Толстого «Что такое искусство», где дано карикатурное изображение оперного спектакля, достигаемое путем полного игнорирования всех сценических условностей.Наиболее распространенные из способов второй категории:а) реализованная метафора, изображающая один предмет под видом другого, в чем-либо сходного с ним предмета, и наделяющая его признаками этого последнего.
Примером может служить крыловская басня «Щука и кот», карикатурно изображающая под видом щуки адмирала Чичагова и в соответствии с этим приписывающая ему ряд «щучьих» признаков - зубастость, наличие хвоста и пр. (реализованная метафора в подобных случаях часто сопровождается аллегорией);б) экземплификация, заключающаяся в том, что предмету приписывается какая-либо произвольно измышленная автором черта. Предмет изображается в произвольно измышленной ситуации, с целью наиболее яркого показа его характерных признаков и осмеяния всего предмета, - напр. Карикатурное изображение Чернышевского в повести Достоевского «Крокодил», где произвольно взятая ситуация дает целый ряд поводов для представления Чернышевского в самом нелепом виде.Даваемое в карикатуре подчеркнутое искажение действительности роднит карикатуру с гротеском, для к-рого подобное искажение служит главным определяющим признаком.
Тем не менее карикатура и гротеск понятия пересекающиеся, но целиком не совпадающие:1. Для гротеска не обязательно всегда присущее К. Осмеяние изображаемого предмета (так, сон Татьяны в «Евгении Онегине» - один из образцов гротескного творчества, но никак не может быть сочтен за карикатуру), романтический гротеск (напр. У Гюго, у Гофмана) особенно часто бывает совершенно лишен карикатурных заданий;2. Гротеск может рассматриваться только в качестве одного из многих средств карикатурного изображения, поскольку для К. Вовсе необязательна фантастически преувеличенная, чудовищная нелепость гротеска, а часто достаточно бывает лишь подчеркивания, слегка превышающего норму.Гротеск всегда создает иллюзию особого мира, нарушающего самые основные законы природы, и тем самым отображает психоидеологию общественных групп, выведенных из устойчивого состояния и потерявших веру в устойчивость самой действительности.
К. Же может ограничиться лишь частичной нелепостью как результатом намеренного допущения, как явной условностью, выполняющей служебную роль в осмеянии данного предмета, и применение К. Вполне совместимо с самой здоровой, самой устойчивой психоидеологией самых крепких общественных групп. Так, карикатурное изображение монахов у Бокаччо отнюдь не свидетельствует об упадочных настроениях торговой буржуазии эпохи Возрождения, а напротив, должно быть истолковано как симптом того, что буржуазия эта осознала необходимость бороться с пережитками феодального мировоззрения, затруднявшими ее рост.Если карикатура может отличаться от гротеска самым своим методом и целеустремленностью изображения, то от пародии она отличается лишь предметом изображения, так что К.
Может быть названа пародией на изображаемый предмет (особенно часто таким предметом может являться известная, привлекшая к себе по той или иной причине общественное внимание личность), а пародия - К. На воспроизводимый стиль. Способ же, при помощи к-рого осуществляется эффект, в обоих случаях один и тот же. Нарушение привычных соотношений, изображение в нелепом виде.Тесное родство между К. И пародией наглядно подтверждается еще и тем, что в лит-ой практике они постоянно переплетаются друг с другом, достигая так. Обр. Наиболее полного осмеяния своего предмета. Так, в «Письмах темных людей», созданных гуманизмом молодой буржуазии в борьбе с церковным пленом феодализма, даны одновременно и карикатура на обскурантов и пародия на их схоластический стиль.
Достоевский расправился с враждебной ему барственностью Тургенева двойным ударом карикатуры и пародии, дав в одном из героев романа «Бесы», писателе Кармазинове, карикатуру на житейский облик Тургенева, а в приписываемой тому же Кармазинову повести «Мерси» - пародию на тургеневский стиль, в частности на повести Тургенева «Довольно» и «Призраки».По своей целеустремленности К. Совпадает с сатирой и нередко поэтому бывает применяема с сатирическими целями. Но, во-первых, сатира пользуется, помимо К., и другими средствами осмеяния, среди которых одно из главных мест занимает ирония. Во-вторых, для К. Вовсе необязательна идеологическая заостренность сатиры, и карикатурное изображение не обязательно свидетельствует о социальном негодовании автора.
Можно представить себе беззаботную К., выполненную в тонах легкой насмешки. Таковы бытовые К. Раннего Чехова (напр. Мерчуткина в «Юбилее», действующие лица в «Свадьбе» и т. П.).Хотя сатирическое применение и необязательно для К., однако вне сатиры К. Всегда стоит перед опасностью превратиться в безответственную легкую шутку, к-рая не может претендовать на серьезное общественное значение. Поэтому к К. Так тяготеют всевозможные полемические жанры и журналистика. Поэтому наибольшее развитие К. Исторически совпадает с наибольшим расцветом сатирического творчества и отмечает моменты наиболее напряженной социальной ломки, наиболее обостренной идеологической борьбы. К. На Сократа в «Облаках» и ряд карикатурных ситуаций «Женщин в народном собрании» свидетельствуют о том, что Аристофан напряженно следил за обостренной идеологической и экономической борьбой своей эпохи и страстно защищал интересы аристократии.
Классовые противоречия средних веков оставили нам «Роман о Лисе», дающий в галерее К. Всю социальную иерархию феодализма, осмеянную с точки зрения угнетенной буржуазии. Возрождение, помимо сатирических К. Бокаччо, оставило нам целую серию так назыв. «макаронических» поэм , роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», насыщенный карикатурным материалом, - следы борьбы с наследием отжившего феодального миросозерцания. В XVIII в. К. Составляет одно из излюбленных орудий Вольтера , имя к-рого в сознании его современников накрепко связано было с представлением о так наз. «персифляже» (persifflage), т. Е. Комическом снижении «высоких» предметов (примером чего может служить его «Девственница», где Жанна Д’Арк, национальная героиня монархической Франции, изображена в нарочито грубых, подчеркнуто-вульгарных чертах).
Во вторую половину XIX и в начале XX вв. К. Находит себе применение в творчестве Анатоля Франса, изобразившего в романе «Восстание ангелов» в тоне злой насмешки целый ряд библейских персонажей во главе с богом. Развитие К. У А. Франса свидетельствует о том, что, подобно сатире, К. Может быть использована не только в борьбе с классово чуждыми явлениями, но и как орудие классового самобичевания. В советской литературе наиболее охотно пользуется К. Демьян Бедный в своих агитационных стихах, особенно в антирелигиозных. Применял ее и Владимир Маяковский, зло издевавшийся в «Мистерии-Буфф» и «150 000 000» над мировой и отечественной буржуазией.
Дополнительный поиск Карикатура
На нашем сайте Вы найдете значение "Карикатура" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карикатура, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 10 символа