Карикатура

153

КАРИКАТУРА (от итальянского caricare - нагружать) - изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Особенно резкую К. Называют иногда шаржем (от того же слова, что и К., но в его французской редакции charger). Термин К. Применим ко всем искусствам, но наибольшей отчетливостью пользуется в области изобразительных искусств.Способы, при помощи к-рых достигается карикатурное искажение, весьма многообразны и могут основываться либо просто на чрезмерном подчеркивании имеющихся уже в натуре элементов, либо на приписывании изображаемому предмету признаков, в натуре ему не присущих. Наиболее распространенные из способов первой категории:а) гипербола, подчеркивающая имеющиеся в натуре признаки путем их чрезмерного преувеличения,б) комическая схематизация, подчеркивающая свойства натуры путем их обособления и отбрасывания всех остальных признаков,в) комическое остранение, заключающееся в полном игнорировании всех тех признаков, восприятие которых обусловлено целой сложной системой привычных, условных ассоциаций, - например в статье Толстого «Что такое искусство», где дано карикатурное изображение оперного спектакля, достигаемое путем полного игнорирования всех сценических условностей.Наиболее распространенные из способов второй категории:а) реализованная метафора, изображающая один предмет под видом другого, в чем-либо сходного с ним предмета, и наделяющая его признаками этого последнего.

Примером может служить крыловская басня «Щука и кот», карикатурно изображающая под видом щуки адмирала Чичагова и в соответствии с этим приписывающая ему ряд «щучьих» признаков - зубастость, наличие хвоста и пр. (реализованная метафора в подобных случаях часто сопровождается аллегорией);б) экземплификация, заключающаяся в том, что предмету приписывается какая-либо произвольно измышленная автором черта. Предмет изображается в произвольно измышленной ситуации, с целью наиболее яркого показа его характерных признаков и осмеяния всего предмета, - напр. Карикатурное изображение Чернышевского в повести Достоевского «Крокодил», где произвольно взятая ситуация дает целый ряд поводов для представления Чернышевского в самом нелепом виде.Даваемое в карикатуре подчеркнутое искажение действительности роднит карикатуру с гротеском, для к-рого подобное искажение служит главным определяющим признаком.

Тем не менее карикатура и гротеск понятия пересекающиеся, но целиком не совпадающие:1. Для гротеска не обязательно всегда присущее К. Осмеяние изображаемого предмета (так, сон Татьяны в «Евгении Онегине» - один из образцов гротескного творчества, но никак не может быть сочтен за карикатуру), романтический гротеск (напр. У Гюго, у Гофмана) особенно часто бывает совершенно лишен карикатурных заданий;2. Гротеск может рассматриваться только в качестве одного из многих средств карикатурного изображения, поскольку для К. Вовсе необязательна фантастически преувеличенная, чудовищная нелепость гротеска, а часто достаточно бывает лишь подчеркивания, слегка превышающего норму.Гротеск всегда создает иллюзию особого мира, нарушающего самые основные законы природы, и тем самым отображает психоидеологию общественных групп, выведенных из устойчивого состояния и потерявших веру в устойчивость самой действительности.

К. Же может ограничиться лишь частичной нелепостью как результатом намеренного допущения, как явной условностью, выполняющей служебную роль в осмеянии данного предмета, и применение К. Вполне совместимо с самой здоровой, самой устойчивой психоидеологией самых крепких общественных групп. Так, карикатурное изображение монахов у Бокаччо отнюдь не свидетельствует об упадочных настроениях торговой буржуазии эпохи Возрождения, а напротив, должно быть истолковано как симптом того, что буржуазия эта осознала необходимость бороться с пережитками феодального мировоззрения, затруднявшими ее рост.Если карикатура может отличаться от гротеска самым своим методом и целеустремленностью изображения, то от пародии она отличается лишь предметом изображения, так что К.

Может быть названа пародией на изображаемый предмет (особенно часто таким предметом может являться известная, привлекшая к себе по той или иной причине общественное внимание личность), а пародия - К. На воспроизводимый стиль. Способ же, при помощи к-рого осуществляется эффект, в обоих случаях один и тот же. Нарушение привычных соотношений, изображение в нелепом виде.Тесное родство между К. И пародией наглядно подтверждается еще и тем, что в лит-ой практике они постоянно переплетаются друг с другом, достигая так. Обр. Наиболее полного осмеяния своего предмета. Так, в «Письмах темных людей», созданных гуманизмом молодой буржуазии в борьбе с церковным пленом феодализма, даны одновременно и карикатура на обскурантов и пародия на их схоластический стиль.

Достоевский расправился с враждебной ему барственностью Тургенева двойным ударом карикатуры и пародии, дав в одном из героев романа «Бесы», писателе Кармазинове, карикатуру на житейский облик Тургенева, а в приписываемой тому же Кармазинову повести «Мерси» - пародию на тургеневский стиль, в частности на повести Тургенева «Довольно» и «Призраки».По своей целеустремленности К. Совпадает с сатирой и нередко поэтому бывает применяема с сатирическими целями. Но, во-первых, сатира пользуется, помимо К., и другими средствами осмеяния, среди которых одно из главных мест занимает ирония. Во-вторых, для К. Вовсе необязательна идеологическая заостренность сатиры, и карикатурное изображение не обязательно свидетельствует о социальном негодовании автора.

Можно представить себе беззаботную К., выполненную в тонах легкой насмешки. Таковы бытовые К. Раннего Чехова (напр. Мерчуткина в «Юбилее», действующие лица в «Свадьбе» и т. П.).Хотя сатирическое применение и необязательно для К., однако вне сатиры К. Всегда стоит перед опасностью превратиться в безответственную легкую шутку, к-рая не может претендовать на серьезное общественное значение. Поэтому к К. Так тяготеют всевозможные полемические жанры и журналистика. Поэтому наибольшее развитие К. Исторически совпадает с наибольшим расцветом сатирического творчества и отмечает моменты наиболее напряженной социальной ломки, наиболее обостренной идеологической борьбы. К. На Сократа в «Облаках» и ряд карикатурных ситуаций «Женщин в народном собрании» свидетельствуют о том, что Аристофан напряженно следил за обостренной идеологической и экономической борьбой своей эпохи и страстно защищал интересы аристократии.

Классовые противоречия средних веков оставили нам «Роман о Лисе», дающий в галерее К. Всю социальную иерархию феодализма, осмеянную с точки зрения угнетенной буржуазии. Возрождение, помимо сатирических К. Бокаччо, оставило нам целую серию так назыв. «макаронических» поэм , роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», насыщенный карикатурным материалом, - следы борьбы с наследием отжившего феодального миросозерцания. В XVIII в. К. Составляет одно из излюбленных орудий Вольтера , имя к-рого в сознании его современников накрепко связано было с представлением о так наз. «персифляже» (persifflage), т. Е. Комическом снижении «высоких» предметов (примером чего может служить его «Девственница», где Жанна Д’Арк, национальная героиня монархической Франции, изображена в нарочито грубых, подчеркнуто-вульгарных чертах).

Во вторую половину XIX и в начале XX вв. К. Находит себе применение в творчестве Анатоля Франса, изобразившего в романе «Восстание ангелов» в тоне злой насмешки целый ряд библейских персонажей во главе с богом. Развитие К. У А. Франса свидетельствует о том, что, подобно сатире, К. Может быть использована не только в борьбе с классово чуждыми явлениями, но и как орудие классового самобичевания. В советской литературе наиболее охотно пользуется К. Демьян Бедный в своих агитационных стихах, особенно в антирелигиозных. Применял ее и Владимир Маяковский, зло издевавшийся в «Мистерии-Буфф» и «150 000 000» над мировой и отечественной буржуазией.

Значения в других словарях
Кардуччи

КАРДУЧЧИ Джозуэ (Giosue Carducci, 1835-1907) - итальянский поэт и литературовед второй половины XIX в. Р. В Тоскане в семье врача, карбонара 1830. Воспитывался в атмосфере ненависти ко всему чужестранному и в духе либерального католицизма Мандзони и непротивленчества Сильвио Пеллико. В своей работе «A proposito di alcuni giudizi su Alessandro Manzoni» (1873) он подробно рассказывает о том, как навязанное ему отцом чтение «Католической морали» Мандзони, «Обязанностей человека» Сильвио Пеллико и ..

Кареев

КАРЕЕВ Н. И. - см. Метод эволюционный. ..

Карикаш

КАРИКАШ Фридьеш (Fridyes (Fritz) Karikas, 1893-) - венгерский пролетарский писатель. Член компартии с 1917. К. Начал писать лишь в эмиграции. По профессии - рабочий-металлист. Во время империалистической войны Карикаш в качестве военнопленного попал в Россию, служил затем, во время советской диктатуры в Венгрии, в венгерской Красной армии, после крушения советской власти эмигрировал в Вену, откуда снова попал в РСФСР, где стал красным директором одной фабрики. В своих рассказах Карикаш гл. Обр...

Карими

КАРИМИ Фатых (Каримов) (1871-) - татарский буржуазный публицист и писатель. Лит-ую деятельность начал в 1900 рассказом «Джиангир Махзум» (Сын муллы Джиангир).К. Является в татарской лит-ре пионером борьбы за новую светскую школу. Художественная ценность его рассказов невелика. Он больше резонер, чем художник. На яз. Его заметно сильное турецкое влияние. Как публицист К. Сыграл большую роль. Он организатор и редактор крупнейшей татарской буржуазной газеты «Вакт» (Время), органа оренбургских горн..

Дополнительный поиск Карикатура Карикатура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Карикатура" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карикатура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа