Квитка

87

КВИТКА Григорий Федорович (лит-ый псевдоним Грыцько Основьяненко) (1778-1843) - украинский писатель. Дворянин по происхождению, К. Не был связан с поместьем и почти не имел собственных крепостных крестьян, жил на проценты с капитала и жалование. В классовом отношении К. Явился типичным представителем обуржуазившегося дворянства, связанного культурой и традициями с дворянством, а экономическими интересами - с буржуазией. Отсюда сочетание реакционности его политических взглядов с передовыми (по сравнению с массой коренного имперского поместного дворянства) его взглядами на украинский яз. И лит-ру.В истории украинской лит-ры К. Занимает почетное место «отца украинской прозы». Своими «Малороссийскими повестями (1834-1837), рассказываемыми Грыцькой Основьяненко», оказал сильное влияние на всю последующую украинск.

Лит-ру. Старая украинская националистическая народническая критика (Ефремов) объявила Квитку «певцом закрепощенного, подневольного крестьянства», писателем, к-рый впервые ввел в мировую литературу крепостного как определенный лит-ый тип. На самом же деле К. В своих украинских повестях почти ни единым словом не упоминает о крепостном праве и мало касается экономического положения крестьянства. Его крестьянские типы по преимуществу принадлежат к так наз. Вольному казачеству, государственным крестьянам, которые пользовались значительными привилегиями (вплоть до права иметь собственных батраков) и с дальнейшим развитием города постепенно переходили в мещанское сословие. В жанровом отношении К. Дал образцы сентиментальной повести («Маруся», «Искренняя любовь»), пародийно-сатирической повести («Конотопская ведьма»), юмористического рассказа («Солдатский портрет») и т.

Д. Выдержанные преимущественно в сказовой манере, они имитируют стиль народного рассказа.К. Писал также и на русск. Яз. В 1816 появился ряд его стихотворений и юмористических фельетонов в харьковских журналах «Украинский вестник», «Харьковский демократ». Позднее (в 1829-1830) появились две части его комедии «Дворянские выборы», к-рую некоторые современники (С. Аксаков, Н. Полевой, К. Ушаков) считали образцом русской самобытной комедии. Комедия была запрещена к постановке. Несколько комедий, написанных одновременно с «Дворянскими выборами», успеха не имели. Одна из них - «Приезжий из столицы», - напечатанная лишь в 1840, по своему сходству с «Ревизором» Гоголя давала повод к неоднократным сравнениям обоих произведений и попыткам установить между ними генетическую связь.

В течение 30-х гг. К. Пишет задуманный весьма широко сатирический роман «Похождения Пустолобова», однако под влиянием цензуры К. Постепенно выхолащивает сатирическую суть романа, пока наконец не убивает ее совершенно. Появившись в 1841, роман был встречен с недоумением и успеха не имел. Расцвет литературной деятельности К. Приходится на 1838-1843, когда успех украинских повестей писателя дал повод к авторизованным русским переводам. Громадным успехом пользовался роман «Пан Халявский», давший в сгущенно юмористических тонах описание украинской старосветской жизни. Роман этот до последнего времени выдержал 22 изд., и собственно лишь благодаря ему имя К. Сохранилось в памяти русского читателя. Из других русских произведений К.

Можно отметить ряд историко-бытовых очерков и статей («Головатый», «Панна Сотниковна», «Украинские дипломаты», «1812 год в провинции» и т. Д.).В последние годы жизни писатель неоднократно пытался писать в духе натурализма («Знахарь», «Ярмарка» и т. Д.). Современная критика относила К. К числу непосредственных предшественников Достоевского («Бедные люди»).Особо следует упомянуть о деятельности К. Как украинского драматурга. Большой популярностью пользовались его пьесы «Шельменко, волостной писарь», «Шельменко-денщик», «Сватання», до последнего времени ставящиеся на украинской сцене в провинции. Имя героя первой из них - пройдохи Шельменко - стало нарицательным. Следует также отметить драму К. «Искренняя любовь» (Щира любість) - была переведена Островским и ставилась на петербургской сцене.Влияние К.

Наиболее сильно сказалось на творчестве ближайшего к нему поколения писателей 50-60-х гг., представителей так наз. «этнографической школы». Творчество А. Стороженка, М. Номиса, отчасти П. Кулиша и др. Непосредственно связано с творчеством К. Позднее эта связь становится менее заметной, хотя и не исчезает совершенно.Библиография. I. Повісті Григорія Квітка (Основьяненка), 2 тт., СПБ., 1858. Драматические сочинения Григория Квитки (Основьяненка), 2 тт., СПБ., 1862 (оба изданы под ред. П. Кулиша). Собр. Сочин. Квитки, изданное харьковским губернским земством под ред. А. А. Потебни, 6 тт., Харьков, 1887-1894 (драматические произведения сюда не вошли). Твори, под ред. В. Бойко, тт. I, III, Киiв, 1918. Вібрані твори (Избранные произведения), под ред.

А. Шамрай, 2 тт., Киiв, 1928. В настоящее время Гиз Украины издает под ред. И. Айзенштока первое полное собрание произведений К., со вступительными статьями и примечаниями.II. Данилевский Г. И., Украинская старина, Харьков, 1866 (первая полная биография писателя, не утратившая и в настоящее время характера первоисточника). С. Р. (Ускова), Григорий Квитка, Биографический очерк при IV т. Его сочин., под ред. А. А. Потебни, Харьков, 1894. Плевако М., Г. Квітка-Основьяненко, Харьков, 1916. Бойко В., Життя та літературна творчість Г. Квіткі-Основьяненка, «Твори», т. I, Киiв, 1918. Срезневский В. И., Г. Ф. Квитка и И. И. Срезневский, «Sertum bibliologicum в честь проф. А. И. Малеина», П., 1922. Айзеншток И., Г. Ф. Квітка. Поговіп М. П., «За сто літ», кн. II, ДВУ, 1928.

Плетньов П. О., «За сто літ», кн. V, ДВУ, 1930. Главнейшие историко-литературные работы о Квитке. Сумцов Н. Ф., Г. Ф. Квитка как этнограф, «Киевская старина», 1893, № 8. Богалей Д. И., Исторические повести и статьи Г. Ф. Квитки, там же. Горленко В., Живописец малороссийской старины, «Русский архив», 1895, № 4. Волков Н. В., К истории русской комедии. I. Зависимость «Ревизора» Гоголя от комедии Квитки «Приезжий из столицы», СПБ., 1899. Лященко А. И., «Ревизор» Гоголя и комедия Квитки «Приезжий из столицы», сб. «Памяти Л. Н. Майкова», СПБ., 1902. Батенов Н., Г. Ф. Квитка как вдохновитель Н. Гоголя. К вопросу о литературном заимствовании, Харьков, 1916. Плевако Н., О стиле и языке повести Г. Ф. Квитки «Маруся», Харьков, 1916. Айзеншток И., К вопросу о литературных влияниях (Г.

Ф. Квитка и Н. В. Гоголь), «Изв. Отд. Русск. Яз. И словесности Акад. Наук», т. XXIV, кн. I, П., 1919. Шамрай А., Шляхи квітчиноi творчости, «Вібрані твори», т. I, Киiв, 1928, Айзеншток I. Проти традиціи (Новій Квітка), «Критика», 1928, № 10. Фінкель Ал., Майстерність «Конотопскоі відьмі», «Плуг», 1928, № 11. Зеров Микола, Квитка и пізніша украiньска проза, «Життя й революция», 1928, № 12, Айзеншток І., До соцілогіi повістей квітчиних, «Червоний шлях», 1928, № 12. См. Также предисловие И. Айзенштока к изд. «Пана Халявского», Харьков, 1928. Итоги изучения Квитки подводит сб. Института Тараса Шевченко «Квітка-Основьяненко», Харьков, 1929.III. Баженов Н. М., Г. Ф. Квитка-Основьяненко (Библиографический указатель), «Изв. Отд. Русск. Яз. И словесности Акад.

Наук», т. XV, кн. I, СПБ., 1910. Тарновский Вадим, Г. Ф. Квитка-Основьяненко (1778-1928), Киев, 1928.

Значения в других словарях
Кац

КАЦ Моисей Абрамович (1885-) - еврейский журналист-фельетонист, член ВКП(б).С 1901 - член евр. Нац. Соц. Партии (С. С). Журналистикой занимается с 1905. С 1906 по 1912 писал гл. Обр. По вопросам профдвижения, в 1907 редактировал журнал «Profesionele Bawegung» в Вильне. Напечатал несколько рассказов и переводил на еврейский яз. Рихарда Демеля, Гейне. При царском режиме был 9 раз арестован. В 1913 эмигрировал в Америку, где занимался лит-рой.В 1917 вернулся в Россию, редактировал газету «Nay zait..

Кашак

КАШАК - см. Кассак. ..

Квитко

КВИТКО Лейб (Leib Kwitko, 1895-) - современный еврейский поэт. С детства трудовая жизнь, полная нужды и скитаний. Ранние стихотворения К., вошедшие в его первую книгу «Trit» (1919), проникнуты романтическими настроениями, но и тут уже ярко проявляются пробуждающиеся в поэте, но еще не осознанные революционные устремления. Поэт сам называет себя «сыном плебса». По словам еврейского критика поэт воплощает в себе «силу недифференцированного плебса, еще не знающего на ком и ради чего испытать ее» (..

Кеведо и Вильегас

КЕВЕДО и ВИЛЬЕГАС Франсиско (Francisco de Quevedo y Villegas, 1580-1645) - испанский писатель. Р. В Мадриде в близкой ко двору аристократической семье.К. - яркий выразитель идеологии деградирующего феодального дворянства, цепляющегося за остатки «доброго старого времени». Психоидеологией этой классовой группы обусловливается, с одной стороны, его тяготение к изысканному яз. И стилю, сделавшее его одним из крупных представителей прециозной поэзии , с другой - сатирическое жало, направленное прот..

Дополнительный поиск Квитка Квитка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Квитка" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Квитка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа