Клуссайс
КЛУССАЙС (псевд. Эрнста Эрнестовича Эфферта, 1889-1927) - латышский пролет. Писатель. Окончил Рижский политехническ. Ин-т, состоял преподавателем естественных наук в Мариенбургской гимназии, откуда был уволен за полит. Неблагонадежность.В партию социал-демократов (большевиков) вступил в 1914. В 1916 арестован и выслан в Туруханск. После 1917 избран членом Видземского совета и продовольственным комиссаром Совета депутатов Латвии, в 1919 - зам. Народного комиссара по просвещению Советской Латвии. После падения Советской Латвии занялся лит-ой работой, был преподавателем КУНЗМ, заведующим кафедрой лит-ры и яз. Основатель латышской лит-ой группы «Дарбдена». Умер от туберкулеза в 38-летнем возрасте.К. Вступил в лит-ру уже в зрелом возрасте (первые его беллетристические произведения появились в 1918) и быстро стал одним из наиболее популярных и любимых латышских пролетарских писателей.
В начальной стадии своего творчества автор еще находится во власти единичного, еще не умеет синтетически охватить явления в их целостном единстве. Мелкобуржуазная романтика нередко заслоняет революционную перспективу. Ощущение одиночества иногда сталкивается с устремлениями организованного коллектива (часть мелких рассказов переведенного на русский яз. Сборника «Бунтующий народ»). Его персонажи - одинокие, незаметные герои, к-рые выдвигаются лишь в критические моменты своей решительностью и беззаветной преданностью делу рабочего класса. Но К. Крепнет неожиданно быстро. Революционная целеустремленность находит все более адэкватное стилистическое выражение в каждом новом произведении («Женщина с винтовкой», «Пограничный уезд», «Земля святой Марии»).
Динамика действия устраняет рефлексию. Аналитическая изолированность отдельных частностей реалистического бытописательства сменяется синтетическим единством, пронизывающим каждую отдельную частность единой классовой устремленностью. Активно-синтетический реализм все больше побеждает черты романтизма и аналитического реализма.Образы К. Врастают своими корнями в социальную среду и отношения сельского батрачества и деревенской бедноты, отпечаток к-рых чувствуется во всем словаре и стилистике его произведений. Даже тогда, когда он переносится в городскую обстановку, в изображении автора мы не чувствуем ритма и динамики индустриального города. Изолированность, одиночество его персонажей также подтверждает отсутствие у изображаемых автором рабочих связи с городом.Клуссайс оказал значительное влияние на воспитание новых кадров латышских пролетарских писателей.
Будучи всесторонне образованным, он много писал в латышских периодических изданиях по вопросам общественным, естествознания, народного образования и т. Д. Особое внимание заслуживают изданные отдельной брошюрой «Заметки по истории идеологического развития в Латвии» - начало обширного марксистского исследования по истории развития латышской общественной мысли, к-рое ему не удалось завершить.Библиография. I. На русск. Яз. Бунтующий народ, Рассказы, перев. Э. С-на, со вступ. Ст. И. Эйдука, изд. «Прибой», Л., 1924. Тысяча девятьсот семнадцатый, Рассказ, изд. То же, Л., 1926. Женщина с винтовкой, Рассказы, перев. Э. С-на, вступ. Ст. Я. Эйдука «Э. Эфферт (Клуссайс)», изд. То же, Л., 1927.II. Цеплис Ал., Э. Клуссайс (Э. Эфферт), «На литературном посту», 1927, № 15-16.
Дополнительный поиск Клуссайс
На нашем сайте Вы найдете значение "Клуссайс" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клуссайс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа