Купала

89

КУПАЛА Янка (1882-) - псевдоним выдающегося белорусского поэта Ивана Доминиковича Луцевича. Р. В семье мелкого шляхтича. Отец К. Занимался земледелием на арендованной у помещика земле. Учиться К. Начал на польском яз., русскому яз. Научился у своей няни. Впоследствии учился в сельском народном училище и частной школе в Минске. Пятнадцати лет окончил народное училище. До 1901 вел самостоятельное крестьянское хозяйство, затем работал чернорабочим и одновременно принимал активное участие в белорусской национал-либеральной газете «Наша нива». С 1909 по 1913 К. Учится в Петербурге на общеобразовательных курсах Черняева. С 1911-1915 редактирует газ. «Наша нива» в Вильно. С 1919 непрерывно живет и работает в Минске. В настоящее время К.

- академик Белорусской и Украинской академий наук. В 1925 в связи с 20-летним юбилеем литературно-художественного творчества правительство БССР присвоило Купале звание народного поэта.Литературную работу К. Начал с 1905 в газ. «Северо-западный край», в 1908 вышел первый сборник стихов К. «Жалейка». Центральное место в стихотворениях этого сборника занимают описания нужды малоземельной и безземельной бедноты. Доминирующий образ его творчества первого периода - крестьянин-бедняк, нуждающийся, забитый и озлобленный окружающей его действительностью. Образу бедняка-крестьянина противопоставляется образ эксплоататора-помещика и полицейского.Поэзия К., рожденная во время революционной борьбы рабочих и передовой части крестьянства против помещичьего землевладения и самодержавия, не зовет однако на борьбу.

К. Жалуется на горькую судьбу мужика, и жалоба его часто звучит как обращение к имущим классам «пожалеть мужика», а временами превращается в истерический протест против угнетения и разорения крестьянства. К. Мало верит в возможность лучшего будущего.Уже в первый период творчества К. Намечаются его основные тенденции. Он характерен требованием национального освобождения бедняка-белорусса. Политические идеалы К. За период «Жалейки» еще не развернуты, свобода, занимающая значительное место в творчестве поэта этого периода, выступает абстрагированным абсолютом, «силой, равной солнцу».Второй период творческого пути К. Совпадает с периодом послереволюционной реакции. Уныние и малодушие, господствовавшие в среде ренегатствующей мелкобуржуазной интеллигенции, в кругу к-рой вращался поэт, значительно повлияли на его творчество.

К. Отходит от конкретных образов первого периода своего творчества, призывает гордо оставить земную глушь, жить сегодняшним и не думать о том, что «завтра несет». Поэт весь во власти неверия в лучшее будущее. Этим психоидеологическим комплексом характеризуется в основном второй сборник стихов «Гусляр», вышедший латиницей в 1910, и поэма «Адвечная песьня», написанная в 1908.В годы подъема мелкобуржуазного националистического движения в Белоруссии (1909-1910) поэт преодолевает упадочные настроения. За этот период К. Выделяется среди «нашенивцев», выражая мелкобуржуазно-демократические тенденции этого течения в отличие от его либерально-буржуазного крыла.Политические идеалы К. Однако не выходят из рамок национализма и буржуазного демократизма «нашенивцев» (см.

Белорусская литература). В дальнейшем - под влиянием подъема революционно-политического движения в стране - Купала в своей поэзии все больше ориентируется на широкие народные «низы», с борьбой которых поэт связывает осуществление своих идеалов. К. Становится гусляром революционно-демократического, национально-освободительного белорусского движения и народным поэтом. К этому времени относится и расцвет драматического творчества К., пропитанного глубоким социальным протестом как против помещичьей эксплоатации, так и против разрушительного действия внедряющегося в земледелие капитализма и нищенского существования трудящихся масс («Раскіданае гняздо», 1913).Но в дальнейшем К. Все больше приближается к национал-либеральной идеологии «нашенивства».

Перевес в творчестве берет националистическая деревенская ограниченность. К. Противопоставляет крестьянина городу, белорусса - небелоруссу, идеализирует патриархально-феодальное прошлое Белорусско-литовской Руси времен «войска Всеслава», защищает «самобытность белорусского народа» и затушевывает классовую борьбу в Белоруссии. Искаженное художественное отражение действительности, «сьвятая Беларусь» - заполняет творчество К. Призывный характер творчества сменяется романтической идеализацией «минувщины». В соответствии с этим стих К. Приобретает классические формы.С такими настроениями К. Встретил революцию 1917. К. Не понял, что революция ведет к действительному освобождению трудящихся масс Белоруссии от векового национального гнета и должна неизбежно перерасти из революции буржуазно-демократической в революцию социалистическую.

Национал-либеральный взгляд на характер революции, национал-народнические взгляды на движущие силы революции, выработавшиеся у Купалы, оказались в противоречии с ее социалистическим характером. В первых послереволюционных стихотворениях (1918) Янка Купала весь в плену у белорусского национализма. Этот длительный и болезненный период в творчестве К. Завершился активно-националистической драмой «Тутэйшыя» (1922). Только в последнее время К. Приближается к советской действительности. Но в революции Купала видит лишь залог возрождения хозяйственной мощи крестьянина и национального возрождения Белоруссии, которая «заняла свой почетный пасад между народами» (стих. «Орлянатам», «На смерть Сьцапана Булата»). Выражая чаяния белорусского крестьянства на этапе буржуазно-демократической революции, творчество Купалы в период пролетарской диктатуры в зависимости от ее этапов и степени обостренности классовой борьбы то выражает идеологию части мелкой буржуазии и городской национальной интеллигенции, которая принимает пролетарскую революцию, главным образом ее национально-освободительную роль, то отражает буржуазно-кулацкие националистические настроения.

При преобладании в основном, в период после укрепления БССР (1921-1922), первого рода умонастроений нужно отметить периодическое появление отдельных произведений, проникнутых национал-демократическими идеями.По высоте поэтической техники, по языку, по разнообразию тем, по мастерской стилизации народных сказок, былин, рассказов Купала не имеет себе равных в истории белорусской литературы. Купала известен также как переводчик множества стихотворений на белорусский язык с польского и украинского.СТИЛЬ К. - К. Выступил в литературе как выразитель настроений крестьянства. Этим обусловлен и художественный стиль первых стихов, собранных в сборн. «Жалейка». Мысль, что на пиру жизни есть обделенные - крестьяне, к-рым, несмотря на их тяжкий труд, приходится и голодать и терпеть обиды от высокомерно относящихся к ним панов, - проходит красной нитью в первом сбораике К., где находит еще весьма непритязательное выражение.

Автор даже не считает себя достойным звания поэта. Еще довольно неискусный в версификации, К. Руководствуется гл. Обр. Чувством ритма. Ритм стихов, часто сбивчивый и лишенный выразительности, отличается большим разнообразием. Уже в этой первой книге проявляется характерное для будущего стиха К. Частое пользование внутренними рифмами, придающими его поэзии особую певучесть и ритмическую рельефность. К. Переводит близких ему авторов с русского языка - Некрасова, с украинского - Шевченко, с польского - Конопницкую, оказавших заметное влияние и на оригинальные стихотворения поэта. Даже в следующих сборниках особенно заметно влияние Шевченко и Кольцова. Заимствуя у Кольцова его приемы в изображении жизни и труда крестьянина, Купала не забывает, что это - труд человека, жестоко эксплоатируемого.

Взяв известную некрасовскую пародию на лермонтовскую колыбельную песню, Купала пишет стихотворение в том же сатирическом плане, но наполняет образами, взятыми из знакомой поэту белорусской действительности. Некрасовская сатира и жесткая, глубоко выстраданная ирония, уживаясь рядом с романтической мечтательностью, остаются навсегда близкими белорусскому писателю. Горечь, вызываемая окружающей поэта действительностью, мечты о светлом будущем, ожесточенность, обличающая ирония, подчас призывы к борьбе, всегда проникнутые сильным чувством, но туманные по своему содержанию, - таковы основные лирические мотивы Купалы.Значение отмеченных выше литературных традиций нужно однако признать небольшим в сравнении с тем, что дало К.

Белорусское народное творчество и прежде всего народная песня. С народной песнью связано не только музыкальное строение его стиха, но и отдельные черты стиля. Частое применение как тематических, так и синтаксических параллелизмов, традиционные эпитеты, постоянные обращения к своим думам, к своим песням, к своему сердцу, насыщающие его лирику живым и подчас глубоко драматическим диалогизмом. Связь его строфики с народной строфикой объясняет обычное применение самого разнообразного вида рефренов. Особенно часты строфические концовки, применяемые не только как звуковой прием, но и как средство эмоционального подчеркивания. Характерны для К. Концовки, являющиеся не простым повторением, но предстающие перед нами каждый раз в новой вариации.

Отметим, что ритмы К. Подчас непосредственно определены ритмом самого труда, напр. В стихах, изображающих косьбу, где ритм и инструментовка стихотворения передают движения косы в руках косца.После имеющего переходное значение сборника «Гусьляр» К. Издает сборник «Шляхам жыцьця», наиболее значительный из его сборников не только по размерам, но, согласно довольно единодушному мнению критики, и по качеству. Богатством размеров и разнообразием строфики с К. Соперничал в белорусской литературе один лишь М. Богданович . Но Богданович стремился пересадить на еще невозделанную в его время почву белорусской литературы достижения европейской поэзии. Богданович явился продолжателем буржуазных традиций европейской литературы, К.

- ритмически и эмоционально высоко-одаренный наследник белорусского устного творчества.К. По преимуществу лирик. К эпическому творчеству он подошел через разработку народной баллады, предания, легенды, сказки. В период, когда поэт под влиянием нашенивства был склонен к националистической идеализации прошлого Белоруссии, у него часты образы белорусского баяна, гусляра, лирника.В произведения Янки Купалы часто вводятся образы, взятые из народной мифологии. Русалки, ведьмы, мертвецы, выходящие из могил, - обычные персонажи его поэзии. Особенно ярко эта любовь к мифологическим образам сказалась в его большой сценической поэме «Сон на кургане».За время революции К. Выпустил два сборника. «Спадчина» и «БезназоСћнае».

В этих сборниках стих нередко получает новую силу, намечается перелом в его творчестве. Изредка появляющиеся стихи, относящиеся гл. Обр. К области политической лирики, свидетельствуют о том, что поэт, определившийся как художник в 10-х гг. XX века, может дать образцы нового, более скупого на слова, но четкого и строгого мастерства.Менее уверенными были выступления К. В области драматического творчества. Его пьеса «Паулінка» написана в реалистическом стиле, в драме «Раскіданае гняздо» критика отметила элементы романтики, комедия «Тутэйшыя», политически представляя собой апологию национал-демократической идеологии, разработана в манере гротеска.Творчество Купалы имело немалое влияние на поколение поэтов, выступивших после Октября.

Огромное значение имела поэтическая деятельность Купалы для развития белорусского литературного языка. Недостаточно богатый для передачи различных оттенков мысли и чувства белорусский яз. Нуждался в дальнейшем развитии, особенно в словарном обогащении. К. Создал огромное количество неологизмов, отнюдь не придающих вычурности его речи, как это обыкновенно бывает у поэтов-словотворцев. Вследствие исключительного знания народного языка К. Создал неологизмы, к-рые воспринимаются как свободное от всякой нарочитости, естественное и органическое проявление жизни и развития языка быстро растущей в своих культурных требованиях народной массы.Библиография. I. Собр. Сочин. (вышли из печати тт. I, II, III, IV, V). Безназбуная, Сб.

Стих., 1918-1928. Сб. Стихов со вступ. Ст. Л. Клейнборта, Гиз, М. - Л., 1930. Кроме того множество стихов разбросано по журналам (особенно «Полымя») и газетам.II. Карский Е., Белоруссы, т. III, вып. III, П., 1922. Сборник статей. Янка Купала у литэратурнай крытыцы, Минск, 1928. Клейнборт Л. М., Молодая Белоруссия, Минск, 1929. Луначарский А. В., Народный поэт Белорусии, газ. «Изв. ЦИК СССР», 15/V 1930. Бэндэ Л., Шлях поэты, журн. «Полымя», 1930, № 5-6. «Молодняк», 1930, № 6.

Значения в других словарях
Кумыкский язык

КУМЫКСКИЙ ЯЗЫК. - Кумыки - прикаспийское разветвление (группа) понтийской ветви тюркских народов. Этимология слова «кумык» научно еще не обоснована и удовлетворительно не объяснена. Возможно, что «кумык» восходит к имени главы рода.К. Яз., как и все турецкие яз. , состоит в «родстве» с монгольскими и входит в систему («семью») алтайских яз. Вопрос о родстве К. Яз. С яфетическими яз. Является проблемой, к-рую предстоит разрешить. Можно делить кумыкский яз. На два говора. Северный (Хасав-Юртовски..

Кундзич

КУНДЗИЧ Алексей (1904-) - современный украинский писатель, один из организаторов комсомольского литературного объединения «Молодняк». С 1929 - член литературного объединения «Пролитфронт».Дебютировал К. В 1926 небольшим сборником рассказов «Красной дорогой» (Червоною дорогою), посвященных деревне в первые годы после гражданской войны. Герои - с одной стороны - комсомол, бедняцкая и батрацкая молодежь, с другой - кулаки с реакционными слоями деревни. В 1928 К. Переходит от сельской тематики к го..

Купер

КУПЕР Фенимор (James Fenimor Cooper, 1789-1851) - североамериканский писатель. Из трех групп его произведений (1. Эпопея «Кожаного Чулка» и романы исторические и морские, 2. Романы «Anti-Rent Trilogy» и памфлеты против Америки, 3. Три романа и памфлеты, обращенные против Европы, см. Библиографию) мировую славу и почетное право быть писателем для детей обеспечила ему первая. Но это не должно заслонять писателя-борца, очень часто ставившего себе отнюдь не развлекательные цели.К. Жил в пору, когда..

Куперус

КУПЕРУС Луи (Couperus, 1863-1923) - выдающийся представитель натуралистического романа в голландской литературе. Начав свою литературную деятельность стихами в классическом стиле (сб. «Eenlent van vaerzen», 1884, «Orchideeen», 1889), К. Выпустил в 1889 нашумевший роман «Eline Vere» - из жизни высших аристократических кругов в Гааге (русский перев. В «Новом журнале иностранной литературы», 1905). За этим произведением последовали. «Судьба» (Noodlot, 1890), «Extase» (1892) и др. Между 1890 и 1903..

Дополнительный поиск Купала Купала

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Купала" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Купала, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа