Літературний ярмарок

137

«ЛІТЕРАТУРНИЙ ЯРМАРОК» - украинский художественно-литературный альманах, выходивший в Харькове с декабря 1928 по февраль 1930 (вышло 12 книжек). Руководящую роль в «Л. Я.» играла группа писателей, составлявших ранее объединение «ВАПЛІТЕ» - Микола Хвыльовый (редактор альманаха), Микола Кулиш и другие. В редакционных декларациях альманах именовался внегрупповым. Это отвечало назревшей потребности в объединении советских литературных сил и обусловило участие в нескольких книжках «Л. Я.» ряда украинских писателей из других литературных группировок, в том числе и из ВУСПП . Однако выяснившаяся вскоре групповая позиция руководящего ядра редакции заставила большинство писателей других группировок отказаться от участия в альманахе.

Самое название «ярмарок» выдвигало претензию на «вольный торг» - «свободную конкуренцию идей» - в противопоставление «державным крамницям» и «литературным ведомствам», как редакция в полемике саркастически определяла организации пролетарской литературы, гл. Обр. ВУСПП. В соответствии с этой буржуазно-либеральной тенденцией редакция в подходе к задачам литературы выдвигала на первый план требования художественного мастерства, обходя и затушевывая идеологические определители творчества. Под флагом «свободной конкуренции» в «Л. Я.» нашли место художественные произведения и публицистические выступления, продолжавшие в более или менее завуалированной форме осужденную партией и пролетарской общественностью мелкобуржуазную националистическую линию группы «ВАПЛІТЕ».Для публицистических высказываний «Л.

Я.» модифицировал старую - времен подцензурной журналистики - форму фельетона-беседы с «читателем-другом», обогатив эту эзоповскую в основе форму родственными элементами - образами и приемами из интермедий старинного украинского «вертепа» (см. Драма вертепная).Преобладающее содержание интермедий - апологетические толкования и оценки помещаемых в книжке «Л. Я.» или подготовляющихся к помещению художественных произведений, наиболее ценных с точки зрения редакции, борьба с марксистской литературной критикой и отстаивание идеи единого «национального» фронта украинской культуры.Показательны данные о тематике и проблематике «Л. Я.». Из 120 с лишним художественных произведений более чем в 100 центральной фигурой или субъектом мировосприятия является интеллигент, служащий, мещанин, представители верхушечных слоев села.

Очень слабо представлена тематика социалистического строительства. Основная проблема «Л. Я.» - национальный вопрос в националистически-культуртрегерской, а не четко классовой, пролетарской его постановке.Как в интермедиях, так и в значительной части художественного материала «Л. Я.» определяется тенденция игнорирования классового содержания национальной культуры и стремление толковать это понятие как «надклассовый комплекс» («Чорне озеро» Гжицкого, «Мина Мазайло» Кулиша и мн. Др.). Весьма характерны высказывания в духе теории «борьбы двух культур», буржуазно-государственническое толкование украинской державности и тенденции «равнения на Европу» (интермедии). В разработке исторических сюжетов «Літературний ярмарок» оперировал каноническими шаблонами националистских исторических школ («Мазепа» В.

Сосюры и др.), как и в художественной разработке тем гражданской войны («Анатема» Днипровского и др.). Мелкобуржуазные тенденции альманаха сказались также в ряде неверных концепций по вопросам о соотношении классовых сил на селе («Червоноградські портрети» I. Сенченка, «Неймовірні авантури дона Хозе Перейра» М. Йогансена, «Білий вовк» Панча, интермедии и мн. Др.). В «Л. Я.» был напечатан и ряд идеологически выдержанных произведений пролетарской литературы, но ведущей роли в альманахе они не играли. Ошибки «Л. Я.» были вскрыты марксистской литературной критикой.«Л. Я.» прекратил существование в 1930. Основное ядро его редакции вместе с рядом других писателей образовало группу «Пролітфронт», основав журнал того же имени (см.

«Пролітфронт»). Эта группа также ликвидировалась, и большинство ее членов вошло в ВУСПП, отказавшись от своих идеологических ошибок.Библиография. I. «Літературний ярмарок», Альманах місячник, кн. I-XII, ДВУ, 1928, 1929, 1930.II. Антонюк С., Нотатки з приводу, «Гарт», 1929, № 10-11. Василенко В., «Літературний ярмарок», «Критика», 1930, № 2. Новицкий М., На ярмарку, Критичні нотатки, вид. «Гарт», 1930. Коваленко Б., «Літературний ярмарок», «Літературна газета», 1929, № 2. Доленго М., Поезія по наших журналах, «Критика», 1929, № 6. Крицький, Художня проза по журналах, «Критика», 1929, № 9. Якубовський Ф., «Літературний ярмарок», «Пролетарская правда».

Значения в других словарях
Кюхельбекер

КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович (1797-1846) - русский поэт из обрусевших немцев, мелкопоместных дворян. Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным. Позднее тесно сошелся с Грибоедовым. Уехав секретарем обер-камергера Нарышкина за границу, читал в Париже в 1821 лекции по русской литературе, прекращенные вследствие их «вольнолюбия» по требованию русского посольства. Стихи начал писать и печатать еще на лицейской скамье (с 1815). В 1824-1825 издавал вместе с В. Ф. Одоевским альманах «Мнемозину..

Літературна газета

«ЛІТЕРАТУРНА ГАЗЕТА» (украинская) - орган ВУСПП, первое периодическое издание украинского напостовства. Начала выходить в 1927 в Киеве.«Л. Г.» вела решительную борьбу как против великодержавного шовинизма, так и против местного национализма. Она вскрывала на конкретном литературном материале классовую сущность фашизма в украинской литературе (фашистский роман «Робітні сили» Ивченко, ефремовщина), вела борьбу против националистической буржуазной литературы (Косынка, Пидмогильный, Ант. Давыдович ..

Літературно-науковий вістник

«ЛІТЕРАТУРНО-НАУКОВИЙ ВІСТНИК» - ежемесячный журнал начал выходить в 1898 во Львове под ред. Ив. Франко. В «Л.-н. В.» печатались политические, историко-литературные, критические и теоретические статьи. К участию в журнале привлекалась литературная молодежь. В общественно-политическом отношении «Літературно-науковий вістник» довольно характерно отображал мировоззрение той части мелкобуржуазной интеллигенции, которая уходила от политической борьбы в мир «чистого искусства и науки». Журнал ориенти..

Ла Барт

ЛА БАРТ Фердинанд Георгиевич, де, граф (1870-1915) - историк западной литературы. Происходил из обрусевшей французской аристократической семьи. Окончил Петербургский университет, где занимался под руководством акад. А. Н. Веселовского (см). Был приват-доцентом Киевского, затем Московского университетов и преподавателем Высших женских курсов. Начал литературную деятельность переводом «Песни о Роланде» (1897) (получил за него Пушкинскую премию). Главные труды Л. Б. Посвящены истории романтизма, е..

Дополнительный поиск Літературний ярмарок Літературний ярмарок

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Літературний ярмарок" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Літературний ярмарок, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 20 символа