Литературный распад

65

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАСПАД» - название двух критических сборников, сыгравших большую роль в эпоху реакции после 1905. В 1907 группа с.-д. - Л. Б. Каменев, М. В. Морозов и П. С. Юшкевич - наметила издание ряда марксистских сборников, чтобы дать отповедь литературным и философским течениям, культивировавшим упадочнические настроения интеллигенции после поражения революции. Первый сборник «Л. Р.» под коллективной редакцией участников, бывших налицо в Петербурге, вышел весной 1908 в изд-ве «Зерно» и вторым изданием - в товариществе «Издательское бюро». Весной 1908 были арестованы Морозов, Каменев, Юшкевич, Кедров и его помощник по изд-ву Подвойский. Вторая книжка «Л. Р.» вышла уже в 1909 в изд-ве «EOS». Коллективная редакция распалась, подбор статей вели В.

Базаров и Ю. Стеклов.Беспощадно резкое разоблачение политического и социального убожества тогдашних литературных кумиров произвело сильное впечатление на современников. Это была первая непримиримая отповедь могильщикам революционного движения, воспрянувшим в разгар реакции. В то время революционная соц.-дем. Печать сошла с легальной арены. В беллетристике преобладала эротика, зачастую переходившая в порнографию, мистика. Философы и публицисты под заслоном революционных фраз настраивали обывателя на разоружение, в то время как царское правительство расправлялось с революционерами и рабочими при помощи тюрем, виселиц и расстрелов. Религиозные бунтари находили успокоение в мыслях о превосходстве жизни вечной над тленной земной, а меньшевики рекламировали кадетов как подлинный штаб буржуазной революции.

В этой обстановке и ударил «Л. Р.» по героям литературной реакции.Сборники «Л. Р.» бичевали отход интеллигенции от революционного движения, с к-рым она фактически или формально была связана в течение десятилетий («Базаров и Санин. Два нигилизма» Орловского - Воровского). Луначарский развивал ту же тему на примере «самого могильного могильщика», «эмиссара смерти», гробокопателя Леонида Андреева, идеолога одетой в люмпенпролетарское тряпье мещанской реакции на революцию. В небольшой, но страстной статье Горького «О цинизме» разоблачалось наглое бесстыдство мещанской проповеди красоты, последней свободы, духовной цельности и совершенства. Главным объектом атак была декадентско-модернистская литература. В статьях «Итоги русского модернизма» и «Сумерки искусства» Л.

Н. Войтоловский вскрывал кастовую замкнутость декадентов, их классовый эгоизм, плохо прикрытый мнимой беспартийностью и радикализмом. В статьях Мих. Морозова «Перед лицом смерти» и «Старосветский мистик» осмеивался пышно распустившийся мистицизм, страх смерти, обостренный кровавыми расправами реакции, приведшей буржуазно-дворянских критиков (Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Бердяева, Мережковского и др.) к идеологии прожигания реальной жизни, что исключало творческое завоевание и устроение земного мира. Западноевропейское декадентство также подверглось анализу (статья В. М. Фриче «Основные мотивы западноевропейского модернизма»).Если первый сборник «Л. Р.» был проникнут заразительной бодростью борцов и каждая его статья представляла собой как бы главы единой книги о славном боевом грядущем пролетариате и о позорной немощи, фальши и лжи врагов, окрасившихся в цвета друзей, то второй сборник, вышедший в 1909, этим единством, этой боевой направленностью отличался в гораздо меньшей степени.

Состав сотрудников говорит, что в «Л. Р.» сошлись большевики и меньшевики, люди различных философских взглядов. Отсюда целый ряд положений и установок, в корне противоречащих большевизму. Особо следует отметить махистские и богоискательские тенденции. Такова статья А. В. Луначарского о 23-м сборнике «Знание», вызвавшая резкие протесты в кругах тогдашней большевистской общественности. Недавно опубликованные протоколы расширенного совещания редакции газеты «Пролетарий» содержат безоговорочное осуждение богоискательства как течения, порывающего «с основами марксизма и приносящего по самому существу своей проповеди, а отнюдь не одной терминологией, вред революционной соц.-дем. Работе по просвещению рабочих масс» («Ленин и философская дискуссия», «Литературное наследство», 1931, кн.

I, стр. 28).Несмотря на свои философско-политические ошибки, сборники «Л. Р.» все же дали бой по всей линии тогдашнего фронта литературы и составили значительную страницу в борьбе с реакцией в литературе.

Значения в других словарях
Литературни скупина

«ЛИТЕРАТУРНИ СКУПИНА» - литературная организация в Чехо-Словакии, возникшая после мировой войны и объединяющая ряд чешских современных писателей, критиков, беллетристов, поэтов (Фр. Гетц, П. Френкль, А. Пиша, В. Завада, Фр. Каварна, Лев Блатный, А. Нор и др.).«Л. С.» с самого начала стремилась охватить современное молодое поколение писателей и идейно руководить ими. Но ее формальный и идейный эклектизм и идейное сотрудничество с социал-фашизмом (особенно позднее) оттолкнули наиболее даровитых, ..

Литературные издательства

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА (русские). - В классовом обществе литературные издательства неизменно участвуют своей продукцией в борьбе классов, обслуживая их идеологические потребности. Наряду с церковью, школой, периодической прессой современные буржуазные литературные издательства представляют собой мощный идеологический аппарат угнетения и одурманивания трудящихся масс - аппарат, намного превосходящий своими материальными возможностями те организации коммунистического просвещения масс, которые ..

Литературный фонд

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД - неофициальное название «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым», учрежденного в 1859 в Петербурге. Мысль об основании этого общества в России на манер английского «Literary fund» была впервые выдвинута писателем А. В. Дружининым в статье «Несколько предложений об устройстве русского литературного фонда для пособия нуждающимся лицам научного и литературного круга» («Библиотека для чтения», 1857, XI). В литературных кругах статья была встречена с сочувствием, и ..

Литературный язык

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. - Термин «Л. Яз.» употребляется в русской лингвистической литературе в двух значениях:1) для обозначения языка фиксируемой письменно лит-ой продукции в противоположность «устным говорам» широких масс и «разговорной речи» «образованных слоев» общества. В этом употреблении термин «Л. Яз.» соответствует немецкому Schriftsprache;2) для обозначения «общеразговорного» яз. Городского населения (преимущественно его «образованных слоев») в противовес «местным говорам» крестьянства и «..

Дополнительный поиск Литературный распад Литературный распад

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Литературный распад" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Литературный распад, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 19 символа