Маца

109

МАЦА Иван Людвигович (1893-) - видный советский искусствовед. Р. В Австро-Венгрии. Сын сельского учителя. Окончил гимназию, работал практикантом в аптеке, позже занялся журналистикой. С 1915 начал печататься в разных журналах (статьи об Ибсене, Стриндберге, Ведекинде). В 1916 выпустил книжку «Современный венгерский театр», в к-рой выступил против «безыдейного театра». В 1915 примкнул к группе венгерских активистов (см. Aktion) (их журн. «Действие» был запрещен за антимилитаристскую пропаганду). Во время пролетарской диктатуры в Венгрии работал в качестве пом. Реж. «Национального театра». После падения советской власти эмигрировал в Чехо-Словакию, где в 1920 вступил в нелегальную ячейку венг. КП. Позднее был членом обкома и отв.

Редактором ежедневного органа Восточно-словацкого обл. К-та КПЧ, продолжая сотрудничать в журнале активистов. С 1922 организационно порвал с активистами и вместе с А. Барта и Б. Уин организовал журн. «Клин», к-рый ставил своей задачей культурное обслуживание революционного рабочего движения. В 1923 переехал в Москву, работал в Ино Главлита. В настоящее время - председатель секции пространственных искусств НИИЛиИ Комакадемии, профессор ряда художественных вузов, член ГУС, член-корреспондент Комакадемии. Ведет энергичную работу по организации исследовательской деятельности в области ИЗО.Порвав с активистами организационно, М. Все же долгое время не порывал с ними идейно. Установка на «идейную революцию», подменяющая собой реальный процесс классовой борьбы, механистическое противопоставление организующей роли искусства его познавательному значению сказались в его методологии до начала 1931, когда эти глубоко ошибочные установки были вскрыты искусствоведческой дискуссией.

Заостряя внимание на действенном значении искусства и противопоставляя такое понимание его меньшевистскому объективизму, М. Впал в другую крайность. Подменив «организационным» механистическим принципом А. Богданова диалектику общественного развития, Маца нередко мыслит искусство как «организацию материалов», как непосредственное изменение предметов объективной действительности, фактически снимая качественное различие между материальным и духовным производством, выхолащивая его идеологическое содержание. Тем самым Маца обнаруживает непонимание ленинского учения о сознании. Мировоззрение и мышление у М. Подменяются организацией «психических отношений», а понятие идеи подменяется темой. Ведущим моментом в художественном произведении у М.

Аналогично переверзевскому пониманию выступает деидеологизированный образ. В целом же гносеологические построения А. Богданова то и дело увлекают М. На путь субъективного идеализма. Из того же механистического «организационного принципа» вытекает и теория равновесия, к-рую М. Под прямым влиянием механистических концепций исторического материализма Бухарина противопоставляет в области искусства реальным противоречиям общественной практики.Эти ошибочные методологические установки, выраженные в сборнике теоретических статей («Очерки по теоретическому искусствознанию»), не могли не сказаться на конкретных искусствоведческих и литературоведческих работах М. Так, в построенной на механистической теории равновесия и субъективном «организационном принципе» книге «Литература и пролетариат на Западе» М.

Исходит из абсолютного противопоставления психологии и идеологии, причем художественная литература, по его мнению, является средством приведения «к возможно полному равновесию всех элементов общественной (или классовой) психологии». Игнорируя единство психологии и идеологии, Маца находит, что писатели, выражающие в своих произведениях идеологию пролетариата, не выражают одновременно и его психологии. Поэтому он приходит к оппортунистическим выводам, что на Западе нет пролетарской литературы, а имеется только литература о рабочих и для рабочих, к рассуждениям о «смешанно-классовой» психологии и т. П. Однако анализ М. Отдельных литературных фактов имеет немалую ценность. М. Раскрыл напр. Непролетарский характер ряда писателей, к-рых считали пролетарскими.

Так, М. Показал, что производственный роман Ампа с его фетишизацией производственного процесса и непониманием революционной роли пролетариата должен рассматриваться как явление идеологически враждебное. Что Синклер с своих позиций художника радикальной мелкой буржуазии не дает и не может дать образа революционного рабочего. «Натур-романтизм» Д. Лондона также получил у М. Правильную оценку. Серьезная постановка ряда проблем пролетарской литературы и стиля, ее формы, данная здесь М. Впервые, делает эту книгу интересной и в настоящее время, несмотря на указанные ошибки автора. Устанавливая непосредственную зависимость «принципиальных качеств» искусства от «принципиальных качеств» техники, М. В своей книге «Искусство эпохи зрелого капитализма на Западе» воспроизводит теорию «организованного капитализма» вопреки ленинской оценке эпохи загнивания капитализма.

Искусство крупной буржуазии последних десятилетий, в трактовке М., оказывается беспрерывным восхождением «жизнерадостного класса-строителя». Налицо явная правооппортунистическая апологетика капитализма, сказывающаяся в свою очередь в вопросах об отношении к культурному наследству, в отрицании наличия пролетарского искусства не только на капиталистическом Западе, но и в СССР. Эти установки М., коренящиеся во всей его искусствоведческой концепции, выражая явное давление враждебной пролетариату идеологии, теснейшим образом связаны с немарксистскими методологическими позициями, которые он усвоил и занимал в начале своей научной деятельности в Венгрии в качестве представителя оппозиционной мелкобуржуазной интеллигенции.

В своей последующей эволюции под непосредственным влиянием теории и практики строящего социализм пролетариата М. Снимает ряд враждебных марксизму-ленинизму положений и по ряду вопросов занимает правильные позиции. Но коренная ревизия методологических позиций автора начинается после искусствоведческой дискуссии и известного исторического постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932. Результатом этой ревизии является новый научный труд М. - «Творческий метод и художественное наследство» (1933). Огромная работа, проделанная автором по непосредственному изучению Маркса - Ленина - Сталина, не только помогла правильно поставить решающие методологические вопросы, но и дала плодотворнейшие результаты в конкретном анализе, постановке сложнейших проблем художественной формы и ее элементов, цвета, композиции и т.

Д., которые до сих пор в марксистской литературе не были освещены. Этот труд является не только переломным для самого автора, но и имеет существенное значение для марксистского искусствознания в целом, несмотря на известную спорность и некоторую еще отвлеченность ряда отдельных положений.Библиография. I. На русск. Яз. Искусство современной Европы, Гиз, М. - Л., 1926. Литература и пролетариат на Западе, Изд-во Комакадемии, М., 1927. Искусство эпохи зрелого капитализма на Западе, изд. То же, М., 1929. Очерки по теоретическому искусствознанию, изд. То же, М., 1930. В сборниках. «Искусство в СССР и задачи художников», изд. То же, М., 1928. «Вопросы развития пролетарского искусства», изд. То же, М., 1930. «За ленинское искусствознание» (Материалы дискуссии в Комакадемии), под ред.

Ю. Янель, ОГИЗ - ИЗОГИЗ, М. - Л., 1932. ИЗОРАМ, изд. То же, М. - Л., 1932. Творческий метод и художественное наследство, изд. То же, 1933. Творческие вопросы советского искусства, изд. То же, 1933. На венгерск. Яз. Современная венгерская драма, 1916 (Modern magyar drama). Театр, 1918 (Szinnaz). Драматургия, 1922 (Teljes szinpad). Агитационные сказки, 1921 (Agitacios mesek). Ряд несобранных статей по театру, драматургии и общим вопросам искусства. На немецк. Яз. Рабочий хор (Arbeiter chor, Dresden, 1924). Москва (Moskau, Frankfurt a/M., 1924). Переведена на японск. Яз. Книга «Искусство современной Европы».II. Отзывы на «Искусство современной Европы». Л. З., «Под знаменем марксизма», 1926, XII. Луначарский А. В., «Новый мир», 1926, VII-VIII. Якубовский Г., «Октябрь», 1926, X-XI.

О «Литературе и пролетариате на Западе». Нусинов И., «Революция и культура», 1927, III-IV. Якубовский Г., «Красная новь», 1928, I. Матейка Я., «Вестник иностранной литературы», 1928, IV. Об «Искусстве эпохи зрелого капитализма на Западе». Зивельчинская Л., «Под знаменем марксизма», 1930, IV.

Значения в других словарях
Махар

МАХАР Иосиф Святополк (Machar, 1864-) (псевдоним A. Rousek) - известный чешский поэт, основоположник реалистической школы в чешской литературе. Во время войны подвергался преследованиям со стороны австрийского правительства, отбывал тюремное заключение. После образования чехо-словацкой республики несколько лет подряд занимал пост инспектора чехо-словацкой армии.Литературная деятельность М. Началась с 1882. Его стихи начального периода, собранные в книге «Конфитеор» (1887), носят следы влияния р..

Махарадзе

МАХАРАДЗЕ Филип (1868-) - грузинский политический деятель, публицист и критик. Р. В Гурии. Сын крепостного крестьянина, откупившегося на волю и ставшего священником. Детство провел в крайней нужде. Учился в тифлисской духовной семинарии, из которой был исключен с волчьим билетом как главарь «семинарского бунта». В 1891 поступил в Варшавский ветеринарный институт. В Варшаве принимал активное участие в группе «Освобождение труда».Начало лит-ой деятельности М. Относится к 1893. Он пишет первые мар..

Мачадо

МАЧАДО Антонио (Antonio Machado y Ruiz, 1875-) - один из крупнейших испанских поэтов XX в. Р. В Севилье. Выступив на литературное поприще одновременно с так наз. «поколением 98-го года» (см. Испанская литература), обычно рассматривается как один из представителей его. В действительности однако М. Связан со своим поколением лишь хронологически и отчасти с формальной стороны как продолжатель нововведений Рубен Дарио .М. Проявил себя как лирик-индивидуалист, творивший на основе своего психологичес..

Мачтет

МАЧТЕТ Григорий Александрович (1852-1901) - русский писатель. Р. В Луцке в семье уездного судьи. Был исключен из гимназии за «вольный дух». Был земским учителем. Два года провел в Америке, где был чернорабочим. Печатается с 1874 (в «Неделе» и в «Отечественных записках»). В 1876 был арестован и выслан в Архангельскую губ., а потом в Сибирь. С 1882 всецело отдался литературному труду.На запрос С. А. Венгерова, каким должен быть писатель, Мачтет ответил. «Беллетрист должен давать не портреты, кото..

Дополнительный поиск Маца Маца

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маца" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маца, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 4 символа