Метастазио

79

МЕТАСТАЗИО Пьетро (Pietro Antonio Domenico Bonaventura Trapassi, detto Metastasio, 1698-1782) - итальянский лирик и драматург, крупнейший поэт Рококо в Италии. Р. В Риме, в семье мелкого лавочника. Получил законченное классическое образование, изучал юриспруденцию и философию. 14 лет М. Сочинил свою первую трагедию «Giustino» (1712). Серенада «Gli orti Esperidi» (Сады Гесперид, 1721) явилась началом его карьеры. Вслед за нею М. Написал оперу «Didone abandonata» (Покинутая Дидона, 1724), к-рая имела громадный успех (на текст «Дидоны» написало музыку 35 композиторов).В 1730 М., уже знаменитый поэт, был приглашен в Вену ко двору императора Карла VI на должность придворного поэта. Он сочиняет здесь стихи для «театральных празднеств» (feste teatrali), оратории, или «священные действа» (azioni Sacre), серенады и оперы, искусно приспособляясь к вкусам самого императора и придворной знати.

Высший расцвет поэтического таланта М. Падает на десятилетие 1730-1740. В это время М. Проявляет необычайную плодовитость и сочиняет свои лучшие музыкальные драмы. «Adriano in Siria» (Адриан в Сирии, 1731), «Demetrio» (1731), «Issipile» (1732), «Olimpiade» (1732), «Demofoonte» (1733), «La clemenza di Tito» (Титово милосердие, 1734), «Achille in Sciro» (Ахилл в Скиросе, 1736), «Ciro» (Кир, 1736), «Temistocle» (1736), «Zenobia» (1740), «Attilio Regolo» (1740). Все эти оперы имели громадный успех как в Вене, так и всюду вообще, где существовала итальянская опера. После «Ruggiero» (1771) М. Прекращает писать для театра и посвящает последние годы жизни теоретическому истолкованию своей драматургической практики на основе поэтики Аристотеля и Горация (трактат «Estratto dell’arte poetica d’Aristotele», напеч.

В 1782).Слава М. Была почти беспримерна. Им восторгались как дворянская, так и буржуазно-мещанская аудитории. Вольтер ставит его выше Корнеля и Расина. Руссо говорит о нем как о «единственном гении». Причина подобного исключительного признания в том, что творчество М., буржуазно-демократическое в своей основе, имело в себе стороны, делавшие его привлекательным и для дворянства XVIII века. Гедонистические настроения, характерные для придворно-дворянской аристократии XVIII века, смыкались с такими же настроениями аристократизировавшейся буржуазии. Выраженные М. С изысканной простотой, ясным и прозрачным слогом, в легких стихах, конкурирующих своей музыкальностью с сопровождавшей их музыкой, они делали М. Любимцем придворной знати.

Поскольку же все это было проникнуто чисто мещанской чувствительностью и простотой, М. Выступал в качестве представителя итальянской буржуазии первой половины XVIII в., еще бывшей в значительной мере «классом в себе», легко впитывавшей в себя влияния, шедшие от дворянской культуры, и даже нередко видевшей свою задачу в обслуживании господствующего класса.Значение Метастазио для истории литературы в том, что он вслед за Дзено сделал попытку превратить оперное либретто в самостоятельный литературный жанр, рассчитанный на музыкальное сопровождение, наподобие античной трагедии. Попытка М. Удалась вполне. Представляя собой идеальное оперное либретто, его драмы имеют и самостоятельный интерес и неоднократно исполнялись без музыки в драматических театрах.Своей музыкальной драме М.

Сообщил пропорции классической трагедии. Он усваивает сравнительную простоту фабулы последней, величавый тон и - главное - излюбленный классиками (особенно Корнелем) конфликт между любовью и долгом с конечным торжеством нравственной силы над страстью. Так написаны лучшие «героические» оперы М. («Титово милосердие», «Катон в Утике» и др.), которых меньшинство. То же относится и к ораториям М. («Morte d’Abele», «Gioas re di Giuda» и др.), представлявшим разновидность его музыкальных драм и проникнутым теми же аристократическими условностями. В большинстве же его «сентиментальных» опер («Покинутая Дидона», «Ипсипила» и др.) Метастазио приближается скорее к стилю сентиментальной мещанской драмы.М. Был последним крупным представителем жанра музыкальной драмы.

После него поэтический элемент снова отступает в опере на второе место, драматург превращается в либреттиста-ремесленника (см. «Опера»). Грандиозный успех Метастазио вызвал обильные переводы и подражания ему во всех странах. В России почти все оперы М. Исполнялись как на итальянском, так и на русском яз. «Титово милосердие» и «Фемистокл» были переведены Г. Р. Державиным, кроме того «Титово милосердие» было переделано Я. Б. Княжниным в «самостоятельную» трагедию.Библиография. I. Из многочисленных собр. Сочин. Метастазио лучшие - парижское, 1755 (12 тт.), туринское, 1757 (14 тт.) и особенно изд. Pezzana, посвященное Марии Антуанетте, 1780-1782 (12 тт.). Посмертные сочин. (Opere postume) изданы графом d’Ayala, 3 тт., Вена, 1795.

Переписку Метастазио - Lettere disperse ed inedite - издали Carducci G., Bologna, 1883, и Antona Traversi C., Roma, 1886. Критич. Собр. Сочин. Метастазио не существует. На русск. Яз. Перев. 17 драм Метастазио в изд. XVIII в.II. Овэтт А., История итальянской литературы, СПБ, 1908, и Гиз, М., 1923. Hiller A., uber Metastasio und seine Werke, Lpz., 1786. Burney, Memoirs of the Life and Writings of the Abats Metastasio, Lpz., 1796. Stendhal, Vies de Haydn, de Mozart et de Metastasio, 1814 (несколько переизд.). Arcari P., L’arte poetica di Metastasio, Milano, 1902. Ernesto P. E Leonardi M., Il melodrama del Metastasio, Napoli, 1909. Russo L., Metastasio, 2 ed., Bari, 1921.III. Перечень драм Метастазио см. В «Справочном словаре о русских писателях и ученых» Г.

Н. Геннади, т. II, Берлин, 1880. «Биб-ка для чтения», 1841, т. XLVI. Всеобщая история литературы, под ред. Корша В. Ф. И Кирпичникова А. И., т. III.

Значения в других словарях
Местр Ж.-М., де

МЕСТР Жозеф Мари, де, граф (Josephe Marie conte de Maistre, 1754-1821) - французский писатель, монархист и поборник католицизма в эпоху Великой французской революции. В его лице европейская феодально-крепостническая реакция имела самого решительного и последовательного идеолога, противопоставившего революции систему реакционнейшего обоснования «божественности» самодержавной власти и «непогрешимости» папства. Все сочинения Местра представляют собой попытку опровержения идей Бэкона, Вольтера, Рус..

Местр К., де

МЕСТР Ксавье, де (Xavier de Maistre, 1763-1852) - французский писатель, брат Жозефа де М. В годы Французской революции эмигрировал за границу, обосновался в России, где дослужился до генеральского чина.Творчество М. Выражает умонастроения тех контрреволюционных аристократов времен Великой французской революции, к-рые, эмигрировав, обслуживали покровительствовавшую им знать враждебных революционной Франции стран. Светский рассказчик, он усвоил салонную манеру литературного повествования, указыва..

Метафора

МЕТАФОРА - вид тропа , употребление слова в переносном значении. Словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), к-рое так. Обр. Его замещает. Своеобразие М. Как вида тропа в том, что она представляет собой сравнение, члены к-рого настолько слились, что первый член (то, что сравнивалось) вытеснен и полностью замещен вторым (то, с чем сравнивалось), напр. «Пчела из кельи восковой / Л..

Метерлинк

МЕТЕРЛИНК Морис (Maurice Maeterlinck, 1862-) - знаменитый бельгийский писатель, один из крупнейших представителей символизма в Европе. Поэт эпохи загнивания капитализма, он воплотил в своей поэзии тревожное умонастроение господствующего класса, его страх, неуверенность, предчувствие своей гибели, непонимание вновь возникающих социальных отношений, дряблость, истощение и пресыщенность. М. Совершенно не был затронут пролетарским движением, развертывавшимся в его родном городе Генте в годы его мол..

Дополнительный поиск Метастазио Метастазио

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Метастазио" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Метастазио, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа