Патер

70

ПАТЕР Вальтер (Walter Pater, 1839-1894) - английский писатель-импрессионист, литературный критик и теоретик искусства. Учился в Оксфорде. С 1864 - профессор западной литературы в Брейзномэ. С 1869 по 1871 Патер выпускает свои этюды, посвященные итальянским художникам эпохи Возрождения. В 1874 этюды в дополненном виде вышли под заглавием «Ренессанс». После их появления в печати П. Превратился в апостола эстетизма.Патер - идеолог рантьерства начальной фазы английского империализма, который впитал аристократическую английскую культуру. Творчество его относится как раз к тому периоду, когда английская буржуазия стала консервативной и когда в Западной Европе начал распространяться субъективный идеализм, означавший начало разложения буржуазной идеологии.

Актуальная социальная тематика совершенно отсутствует в произведениях Патера. Его интересуют искусство, литература, религия и философия отдаленных исторических эпох. Культивировать в себе остроту чувственных восприятий, вечно искать новых впечатлений, стремиться к красоте - вот, по П., цель нашего существования. Шедевры архитектуры, живописи или ваяния воспринимаются П. Как выражение мировоззрения. «Ренессанс» способствовал созданию культа Боттичелли и Винчи в Англии. В романе «Марий эпикуреец» (Marius the Epicurean), своеобразной исторической фантазии, где со строгой точностью и глубоким знанием истории материальной культуры воспроизводятся костюм, историческая поза и жест эпохи, мы наблюдаем дух аристократизма, кастовой замкнутости, презрения ко всему вульгарному.

Марий - это автопортрет П.В «Воображаемых портретах» (Imaginary-Portraits) выражены тот же ретроспективизм, то же мистическое восприятие жизни, та же чувственная любовь к невидимому. Все герои этого сборника - люди обреченные. Таковы трагически погибающие Ватто, молодой граф Розенмольд, Дионис Оксерский, Ван-Старк. П. Вводит здесь мотив, вечно повторяющийся в его лучших произведениях, - мотив смерти, но смерти не как реального факта, кладущего конец нашему материальному существованию, но как предчувствия, как вечного «memento».Стиль П. Характерен для английского импрессионизма. П., как и все импрессионисты, прежде всего колорист. Он стремится передать в первую очередь красочные впечатления. Мелодийность, напевность, строгий фонетический отбор характерны для его языка.П.

Как субъективному идеалисту близок интуитивизм. Творчество П. Оказало влияние на Уайльда, который явился своего рода вульгаризатором и популяризатором эстетизма П., и сыграло большую роль в развитии импрессионистической критики. По стопам П. Пошли такие критики, как Саймондс, Дринкуотер, историк искусства Вернон Ли (псевдоним miss Paget) и другие. Патер оказал значительное влияние и на русских декадентствующих символистов.В качестве положительных моментов в творчестве П. Следует отметить отрицательное отношение к пуританизму и христианскому аскетизму, калечащим, по его мнению, свободное развитие личности. В основном же творчество его реакционно в силу своих субъективно-идеалистических предпосылок, своеобразно преломляемого руссоизма, антирационализма, отрицательного отношения к техническому прогрессу.Библиография.

I. Воображаемые портреты, перев. Муратова, 1908. Ренессанс, перев. Займовского, изд. «Проблемы эстетики», М., 1912. Works, 10 vv., L., 1910.II. Батюшков Ф. Д., Гумилев Н. И Чуковский К., Принципы художественного перевода, изд. 2-е, Петроград, 1920. Муратов, Вступительная статья о Патере к переводу «Воображаемых портретов», изд. 1908. Benson А. С., Walter Pater, L., 1906 (многократно переиздавался). Compton Rickett A., History of English Literature, Edinburgh, 1918. On re-reading Pater, «Times Lit. Supplement», 1927, 3/II. Hecht H., Walter Pater, «Deutsche Vierteljahrsschrift f. Literaturwissenschaft u. Geistesgeschichte», Band V, 1927. Farmer A. J., Walter Pater as a critic of English Literature, Grenoble, 1931.

Значения в других словарях
Пастушеская поэзия

ПАСТУШЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - см. Идиллия, Пастораль и Пасторела. ..

Пасынков

ПАСЫНКОВ Лев Павлович (1886-) - советский писатель. Р. В семье железнодорожника в Ростове-на-Дону. В 1907 окончил железнодорожное училище. Работал техником на Владикавказской жел. Дороге. В качестве фельетониста сотрудничал в газете «Донская речь» и «Приазовский край». Печатался в «Летописи» М. Горького, «Ежемесячном журнале» В. Миролюбова. С первых дней Октября - на стороне советской власти. Вел организационную работу среди национальных меньшинств Северокавказского края, участвовал в газете «С..

Патканян

ПАТКАНЯН Рафаэль (1830-1892) - псевдоним армянского поэта и беллетриста Камара-Катипа. Р. В Нахичевани. Учился в Лазаревском институте в Москве и затем за границей (в Германии).Свою литературную деятельность П. Начал в 1850. Он - один из наиболее ярких выразителей армянской буржуазной националистической идеологии. Национальное освобождение армян, националистическая идеализация прошлого Армении, националистический романтизм - вот основные черты, характеризующие идеологию П. Творчество его отража..

Патуйе

ПАТУЙЕ Жорж - французский литературовед, специалист по русской литературе. До 1913 читал в Сорбонне курс русской литературы, затем работал во Французском институте в Петербурге. П. Принадлежат два труда. «Le theatre de mOurs russe des origines a Ostrowski», 1672-1850, Paris, 1912 (Русский театр нравов с его зарождения до Островского), «Ostrowski et son theatre de mOurs russes», 2-me ed., P., 1912 (Островский и его театр русских нравов). Оба труда П. Дают обширный и подробный исторический и спра..

Дополнительный поиск Патер Патер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Патер" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Патер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа