Персонаж

94

ПЕРСОНАЖ - в художественной литературе действующее лицо. Поскольку именно человек является носителем общественных отношений, постольку и в художественной литературе образы, отражающие людей в их взаимодействиях, являются наиболее частыми и наиболее разработанными. Однако в различных стилях весьма часто в качестве П. Выступают не только образы людей, но и образы животных (животный эпос, как «Война мышей и лягушек», «Роман о лисе»), образы мифологических существ («Потерянный рай» Мильтона, «Мессиада» Клопштока, «Элоа» А. Де Виньи) и аллегорических олицетворений (средневековые моралитэ, «Роман о Розе»), разумеется подвергающиеся очеловечению. В художественном методе реализма П., почерпнутые не из подлинной действительности, исчезают, уступая место образам людей.

Энгельс определяет задачу художника-реалиста как показ типических характеров в типических обстоятельствах, т. Е. Тем самым указывает на первенствующее значение П. - образа человека - среди других образов литературного произведения.У Энгельса же находим указание на то, что П. Только тогда является полновесным художественным образом, когда он «в самом деле представляет определенный класс и направление, а стало быть и определенные идеи своего времени и почерпает мотивы своих поступков не в мелочных индивидуальных вожделениях, а в том историческом течении, к-рое является его носителем». Требуя типичности П., Энгельс в то же время подчеркивает необходимость обрисовывать характеры «с четкостью индивидуализации», чтобы каждый П.

Был «типом, но вместе с тем и вполне определенной личностью». В наиболее развернутом виде П. Выступает в драме и в эпических произведениях. В лирике же большей частью мы не встречаемся с П. Как определенным законченным и развернутым образом, хотя те или иные приближения к нему могут быть установлены и в ней.Очевидно, что в зависимости от тех классовых познавательных позиций, на к-рых стоит данный писатель, он может рисовать и П. Своих произведений. Так, даже нереальные П. Средневековой литературы - аллегорические мифические образы - в творчестве молодой революционной буржуазии насыщаются боевым актуальным содержанием, становясь живыми и полнокровными (Сатана Мильтона, Мефистофель первой части «Фауста»). Напротив, в творчестве упадочнического символизма даже образы живых людей приобретают характер абстрактной условной схемы.

Следовательно П. В лит-ой практике может иметь совершенно различное историческое содержание, в зависимости от к-рого мы и определим его качество и ценность для нас. Самое развертывание П. В произведении происходит как путем непосредственного показа характерных его черт и действий (его портрет, характеристика, речи, поступки и т. П.), так и через другие образы, так или иначе к нему относящиеся. Характер этого развертывания опять-таки исторически различен в зависимости от того, что художник считает существенным в образе и его развитии, в зависимости от классово осознаваемой им исторической действительности. Функция П. В произведении определяется тем значением, к-рое придает писатель связанным с ним сторонам общественных отношений.

Отсюда - деление П. На главные, второстепенные и т. П. Образ, Вековые образы, Тип.

Значения в других словарях
Персиэтис

ПЕРСИЭТИС (он же Мелгалис, псевдонимы К. Земита) (1862-1901) - латышский писатель. Сын крестьянина. Окончил приходское училище, был домашним учителем, писарем, чиновником. В литературу вступил под влиянием романтич. Национализма - идеологии пробуждающейся латышской буржуазии.На дальнейшем этапе своего творчества П. Проникся реалистическими тенденциями писателей демократической интеллигенции. Он писал рассказы, басни, лирические стихотворения и один из первых стал изображать жизнь капиталистичес..

Персов

ПЕРСОВ Самуил Давидович (1889-) - еврейский советский писатель, прозаик. Р. В Почене (б. Черниговской губ.) в семье еврейского учителя. С 1907 по 1910 жил в Америке, где напечатал свой первый рассказ в еженедельнике «Di freie arbeterstime». В период 1918-1919 опубликовал ряд рассказов в разных еврейских коммунистических журналах Москвы и Харькова. Был членом еврейской секции МАПП. Начал активно работать в еврейской литературе с 1922. В повести этого периода «serblech» (Черепки) сказывается одна..

Персонификация

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (латинск.) - термин античной стилистики, то же, что олицетворение . ..

Перцов

ПЕРЦОВ Виктор Осипович (1898-) - критик. Р. В семье инженера. Получил высшее образование. Работал в Наркомпросе Украины, затем в Центральном институте труда в Москве. Активный работник Моск. Пролеткульта (1923). С 1926 примкнул к группе «Леф», стал одним из основных сотрудников журн. «Новый Леф». В 1929 вместе с Чужаком и Третьяковым вышел из группы.Написал ряд статей об организации труда и о связи искусства с производством. Будучи в Пролеткульте, разделял ошибочную богдановскую трактовку вопро..

Дополнительный поиск Персонаж Персонаж

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Персонаж" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Персонаж, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа