Петров Е. П.

72

ПЕТРОВ Евгений Петрович (1903-) - современный юмористический писатель и фельетонист. Совместно с И. Ильфом (см). Им написаны два романа - «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», - ряд фельетонов, опубликованных в «Правде» и юмористических журналах под псевдонимами Федор Толстоевский и Холодный философ (лучшие из них собраны в сборнике «Как создавался Робинзон»).Романы Ильфа и П. В своем сюжетно-композиционном принципе являются своеобразным вариантом так называемого «плутовского романа». В романе «Двенадцать стульев» завязкой служит эпизод поисков бриллиантов, спрятанных тещей одного из героев романа, бывшего предводителя дворянства, ныне делопроизводителя Загса, Воробьянинова. Раскрывается и высмеивается мир обывателей, пошляков, мелких людишек, рвачей.

Но авторы намеренно ограничиваются изображением только этого мира, вызывающего беззлобный смех. Интонация их смеха не изменяется при переходе от эпизода, рисующего попытку создания контрреволюционной организации, к любовным похождениям какой-нибудь мадам Грицацуевой. Враги советской власти показаны ими просто ничтожными. Бездумность юмора становится особенно заметной при анализе центрального персонажа романа - Остапа Бендера. Ловкий пройдоха, талантливый мошенник, Бендер, руководитель поисков спрятанных в стуле сокровищ, является носителем духа частнособственнической инициативы, капиталистического стяжательства. В связи с тем, что плуты и обыватели показаны в романе крайне ничтожными, Бендер, сталкивающийся с ними, становится гигантской фигурой.

«Бендер кажется единственно-подлинным человеком среди этих микроскопических гадов» (А. Луначарский). Авторы любуются ловкостью героя. На романе лежит отпечаток богемно-нигилистического отношения к действительности.Значительным шагом вперед является роман «Золотой теленок». В основу его легла сюжетно-композиционная схема «Двенадцати стульев» (поиски миллионов), центральным персонажем является тот же Остап Бендер, но исходная позиция авторов уточнилась. «Микроскопические гады» в «Золотом теленке» не только злобствуют, но и вредят советской власти. В «Золотом теленке» авторы показывают действия этих гадов на фоне подлинной жизни социалистической страны. Анекдотическому автомобилю, на котором Бендер ездит, разыскивая миллионы, противостоит пробег советских автомашин.

«Двенадцать стульев» состояли из ряда веселых новелл, идея к-рых не звучала отчетливо и определенно. «Золотой теленок» более заострен идейно. В «Двенадцати стульях» Бендер был всего лишь блестящим веселым плутом. В «Золотом теленке» он превращается в мелкого беса капитализма, утверждающего власть денег. Он находит свои миллионы, но деньги как орудие частнособственнического накопления никакой власти в СССР не дают. Ничтожество Бендера становится очевидным, как только он делается миллионером. «Мне бы триста рублей, - говорит заведующий советским музеем, - я бы здесь Лувр сделал». А миллионер Бендер оказывается самым бессильным и беспомощным человеком в стране.Романы Ильфа и П. Не представляют заостренной, резкой сатиры.

Глубокого раскрытия классовой враждебности Бендера ими не дано. В «Золотом теленке» они развенчивают его, но не разят острием сатиры. Налет богемно-интеллигентского нигилизма и эстетизма, культ остроумия, самодовлеющего наслаждения смехом остаются и в этом романе, как и в некоторых фельетонах «Холодного философа», посвященных различным вопросам искусства, гл. Обр. Литературы. Здесь Ильф и П. Разят по преимуществу приспособленчество и вульгаризаторство, реже ставят коренные проблемы классовой борьбы, происходящей на участке искусства.Большей политической заостренностью отличаются их фельетоны, помещенные в «Правде».Библиография. I. Двенадцать стульев, изд. «ЗиФ», М., 1928 (неск. Изд.). Золотой теленок, изд. «Советская литература», М., 1933 (неск.

Изд.). Как создавался Робинзон, изд. «Молодая гвардия», М., 1933. То же, изд. «Советская литература», М., 1933. Равнодушие, изд. Жургазобъединение, М., 1933.II. Тарасенков Ан., «Литературная газета», 1929, № 9. Гурьев К., «На литературном посту», 1929, № 18. Кашинцев А., «Звезда», 1929, № 10. Дукор И., «Молодая гвардия», 1929, № 18. «Октябрь», 1929, № 7 (отзыв без подписи). Луначарский А., «30 дней», 1931, № 8. Селивановский А., Смех Ильфа и Петрова, «Литературная газета», 1932, № 38. Никулин Л., О месте в «литературном трамвае», там же, 1932, № 38. Каган Л., Книга веселого смеха, «Книга и пролетарская революция», 1933, № 6. Никулин Л., Веселая история печального конца советского миллионера, «Художественная литература», 1933, № 4.

Зорич А., Холостой выстрел, «Прожектор», 1933, № 7-8. Рыкова Н., «Звезда», 1933, № 6. Эрлих А., Разгром равнодушных, «Художественная литература», 1933, № 5, и др. Трощенко Е., Последние приключения анархического индивидуализма, «Красная новь», 1933, № 9. Хохлов Герман, Ильф-Петров и другие, «Литературная газета», 1934, № 27, 6 марта.

Значения в других словарях
Петров В. П.

ПЕТРОВ Василий Петрович (1736-1799) - одописец. По происхождению попович, до 16 лет - самоучка. По окончании духовной академии (1760) преподавал в ней риторику. В 1766 написал первую оду «На карусель» в честь празднеств по случаю коронации Екатерины. В 1767 П. Был вызван в Петербург ко двору, назначен переводчиком при кабинете Екатерины и ее личным чтецом. В 1772-1774 жил за границей. По возвращении был назначен придворным библиотекарем. В 1780 вышел по болезни в отставку и отдался всецело лит-..

Петров Д. К.

ПЕТРОВ Дмитрий Константинович (1872-1925) - историк литературы, специалист по романским литературам и яз. Окончил Петербургский университет, был оставлен при нем акад. А. Веселовским и получил длительную командировку во Францию и Испанию, где работал у Гастона Париса, Морель-Фасио, Менендес-и-Пелайо. В течение многих лет был профессором Петербургского университета и Высших женских курсов. Ученик и последователь Веселовского, П. Был сторонником сравнительно-исторического метода и сосредоточивал ..

Петров Н. И.

ПЕТРОВ Николай Иванович (1840-1921) - украинский историк литературы. Р. В с. Вознесенском Макарьевского у. Костромской губ. Окончил Киевскую духовную академию. В 1870 был назначен доцентом академии по кафедре иностранных лит-p и русской литературы. В 1918 при основании УАН П. Был избран в действительные члены по историко-филологическому отделению.П. Работал по вопросам археологии, истории Киевской духовной академии, истории украинской литературы. В области последней следует отметить такие труды..

Петрович

ПЕТРОВИЧ Велько (1884-) - видный современный сербский новеллист и поэт. Принимал активное участие в национальном движении в Венгерской Сербии, редактировал ряд сербских национально-революционных изданий. Довоенные сборники его стихов проникнуты националистической и антиавстрийской тенденцией, резко порывая с господствующей поэзией модернизма («Родольубиве песме», 1912, «На Прагу», 1914).После войны П. Выступает почти исключительно как автор небольших реалистических новелл из жизни мелкой буржуа..

Дополнительный поиск Петров Е. П. Петров Е. П.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петров Е. П." в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петров Е. П., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 12 символа