Поучение
ПОУЧЕНИЕ - в узком смысле церковная проповедь , в широком же - вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям. От П. Школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства, и беседу как П., наоборот, безыскусственное, с привносными элементами диалогизма между автором и теми, к кому он обращается. Русская письменность очень рано получила ряд П., большей частью переводных с греческого (как напр. «Златоструй» - болгарский текст X в. Сборника слов Иоанна Златоуста). Этот вид литературы оказал влияние на разного рода оригинальные композиции, в том числе на автобиографическое П. Владимира Мономаха детям и братии (начало XII в.), «Моление Даниила Заточника» (первая половина XIII в.), подбор советов «чадам», вошедший в сборник XIV в.
«Златая цепь». Церковное проповедничество домонгольского, частью монгольского периода распадается на два главных течения, определившихся в основном социальным составом слушателей и степенью образованности самого автора. В то время как одни говорили и писали в торжественно-панегирическом стиле, употребляя ораторские приемы и прибегая к символу, другие не шли дальше элементарных предписаний, чуждых книжности, но вызывавшихся повседневною жизненной практикой. Из панегиристов и символизаторов известны Иларион («Слово о законе и благодати», ок. 1050), Кирилл Туровский - епископ XII-XIII вв., составитель «слов» на праздники и «притч», так же как «слов», насыщенных символикой, иногда иносказательно-полемических.
Как ученый истолкователь писания, присоединивший к своей экзегезе и светскую мудрость Гомера, Платона и Аристотеля, в XII в. Славился митрополит Климент Смолятич. От представителей безыскусственной практической проповеди сохранились П. Луки Жидяты, Ильи (новгородских епископов XI и XII вв.) и киево-печерского игумена Феодосия (до 1073), дающие ценный бытовой материал вплоть до упоминаний об игре в бабки. В монгольский период к этой манере проповеди примыкают напр. П. С именем Моисея (вероятно тоже новгородского архиепископа XIV в.) «О ротах и о клятвах», «О безвременном пьянстве». До некоторой степени слияние обеих манер поучения дает во второй половине XIII в. Владимиро-суздальский епископ Серапион. Масса анонимных П.
С течением времени (конец XIV и XV вв.) входит в сборники церковного и домашнего чтения. «Пролог», «Измарагд», «Златоустник» и др. Небольшая их часть может быть выделена по своему антииерархическому тону и содержанию. Таковы. Переделки в проповедь «Епистолии о неделе» (XV-XVI вв.), «Слово о лживых учителях» (XIV в.), которое несомненно связано с движением псковско-новгородских сектантов «стригольников». В этом «Слове», позже использованном старообрядцами, оспаривается кастовый характер духовенства. Еще социальнее насыщен тот же протест в XVI в. В учении беглого холопа Феодосия Косого (ок. 1552), к-рый обвинял духовенство в том, что оно учит «земских властей бояться и дани даяти им» (т. Е. Платить налог).Консервативное вообще, проповедничество поповской массы подавлено компиляцией и чтением по готовому, о чем для XVI в.
Упоминает в своем мемуаре Гейденштейн. Наиболее яркий автор эпохи - митрополит Даниил (1522-1539) с его бытовыми картинками московского позднефеодального общества, оригинальным, вульгаризующим стиль П. Языком. Частичный сдвиг П. Создан во второй половине XVII в. Расколом. В «Беседах» начинателя нового просторечного стиля П., протопопа Аввакума, возобладал протест личности, не считающейся с традицией.Библиография. Общей монографии о русском П. Как жанре нет. Библиографию отдельных вопросов по авторам и эпохам см. В пособиях. Шляпкин И. А., История русской словесности (Программа университетского курса), изд. 2, П., 1915. Виноградов В., Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума, ст. В сб. «Русская речь», П., 1923, I..
Дополнительный поиск Поучение
На нашем сайте Вы найдете значение "Поучение" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Поучение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 8 символа