Предание

85

ПРЕДАНИЕ (укр. - оповідання, нем. - Sage, фр. И англ. - tradition, греч. - paradosis, по народной терминологии - «досюльщина», «быль», «бывальщина») - «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся. Былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. П. - термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие мало достоверные события). Цель народного П. - закрепить в потомстве прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие напр. От сказки и анекдота, к-рым не верят). Количество народных П.

Безгранично, но по содержанию их можно разбить на несколько групп. 1. П. Мифические (см. «Мифология»). Это, помимо рассказов о богах, - рассказы о небе и его явлениях, о душе и теле, о борьбе духов, о нечистой силе, о душах усопших, о народных святых вроде Фрола и Лавра, Пятницы и т. П. 2. П. Натуралистические. Этиологические сказания о происхождении растений, животных, птиц, рыб, предметов или их свойств, о фантастических животных (птица Феникс, Жар-птица, Левиафан), о чудесных народах (одноглазые, псоглавцы, гоги и магоги) и др. 3. П. Исторические, особенно многочисленные. К ним относятся П. Географические (о названиях местностей, городов, урочищ. Киев от Кия, Париж от Париса и т. Д.), о вещевых памятниках (кладах, монастырях, могильниках, храмах и т.

П.), об обычаях (обряды посвящения у примитивных народов, брачные, похоронные обряды и др.), о подлинно исторических событиях (о татарах, о войнах), о разных исторических лицах (об Александре Македонском, Наполеоне, Аттиле, Велизарии, Колумбе, Жанне д’Арк), о генеалогии народностей или героев (франки от троянцев, датчане от Одина, Рюрик от Августа и др.), П. О полезных ископаемых (например у Геродота о богатстве севера золотом и янтарем у берегов Северного моря). Классовая борьба захватывала исторические предания в свой водоворот, делая из них либо оружие порабощения и обмана угнетаемых классов (феодальные предания о шапке Мономаха, о белом клобуке, о благородстве царей), либо фокус притяжения симпатий, чаяний освобождения и светлого будущего у классов угнетенных (например крестьянские П.

О Степане Разине, о Пугачеве и др. Героях народных восстаний). Октябрьская революция породила ряд революционных преданий о героизме гражданской войны, о красных партизанах, о вождях революции, о коммунистах (бакинских комиссарах, Чапаеве, Дзержинском и др.), в классово-враждебной среде распространялись и контрреволюционные П. (о рождении чорта, антихриста, обновленных иконах и т. П.). Большой круг П., широко захвативших не только СССР, но и народы Востока, вызвала героическая личность В. И. Ленина. Народные П., отражая черты производственных, бытовых, общественных и классовых отношений разных стадий прошлого, представляют богатейший исторический источник. Хранятся народные П. В широких слоях населения, но бывают особые их знатоки, люди, обладающие иногда огромной памятью.

Самое рассказывание народных П. Не является самоцелью, а происходит при подходящем случае на сборищах, посиделках и т. П. Бытование народного П. Происходит волнами. То П. Замирает, то под влиянием общественно-политического толчка вновь оживает. Есть П., странствующие по всему земному шару (о потопе и др.), есть узко-местные П. Творческий процесс создания П. Совершается по сегодняшний день. П. Насыщены наши древние исторические (летописи, хронографы, палеи и др.) и литературные памятники (апокрифы, сказания, повести, романы). П. Служит богатым источником сюжетов и образов мировой художественной литературы (например «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Сон в Иванову ночь» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Пан Тадеуш» Мицкевича, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и мн.

Др.).Библиография. I. Тексты русских П. Разбросаны по сборникам сказок, легенд, напр. Садовников Д. Н., Сказки и предания Самарского края, СПБ, 1884. Афанасьев А. Н., Народные русские легенды, М., 1859, и Казань, 1914. Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения Сев.-зап. Края, т. II, СПБ, 1893. Добровольский В. Н., Смоленский этнографический сборник, ч. 1, СПБ, 1891. Большой материал текстов и исследований по П. Народов СССР находится в фольклорных журналах и сборниках. «Живая старина», «Сибирская живая старина», «Этнографическое обозрение», «Етнографічній вістник», «Материалы для описания местностей и племен Кавказа», «Етнографічній збірник», «Известия Моск. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» и др.II.

Народные П. Собирались и изучались неравномерно. Отправные издания. Grimm, Br., Deutsche Sagen, 2 Teile, Berlin, 1816-1818, 4 Aufl., 1906. Danhardt O., Natursagen, eine Sammlung naturdeutender Sagen, Marchen, Fabeln und Legenden, Lpz., I-IV, 1907-1912. Wehrhan K., Die Sage, Lpz., 1908. Paul H., Grundriss der germ. Philologie, Bd II, 2 Aufl., Strasburg, 1901-1905. См. Также «Мифология».III. Библиографии русских П. Нет. Их надо разыскивать по общим библиографиям фольклора, напр. Бродский H., Гусев H., Сидоров H., Русская устная словесность, Л., 1924..

Значения в других словарях
Прево Антуан Франсуа

ПРЕВО Антуан Франсуа, аббат (именуемый Прево д’Эгзиль - abbé Prévost d’Exiles, 1697-1763) - французский романист. Р. В гор. Эдене, в семье королевского прокурора. Пробыв 3 года послушником у парижских иезуитов, поступил в 1716 в армию. В 1720 вновь возвратился в монастырь, став послушником ордена бенедиктинцев. Восемь лет П. Провел в разных монастырях, принимал участие в ученых трудах бенедиктинцев, выступал проповедником. Но в конце концов начал тяготиться этой жизнью. В 1728 помимо своей воли ..

Прево Эжен Марсель

ПРЕВО Эжен Марсель (Eugene Marcel Prevost, 1862-) - французский романист, характерный выразитель идейного оскудения французской буржуазии конца XIX и XX вв. Творчество Прево, тесно связанное с обслуживанием отсталых (частью провинциальных) слоев торговой и рантьерской буржуазии, формируется в условиях идейной и политической реакции и промышленного застоя, типичных для Франции 80-х и 90-х гг. Наряду с подчеркнуто-индивидуалистическим, эстетизирующим искусством декадентов в противовес «научному» р..

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ - вводная статья критического, текстологического, исторического и т. П. Содержания, предпосылаемая книге, чтобы сообщить читателю те или другие сведения, которые по мнению автора, редактора или издателя необходимы для лучшего понимания последней. В дальнейшем речь идет только о П. К художественным произведениям. Для литературоведения наибольшее значение имеют авторские П. Подобное П. Часто является как бы авторским комментарием к произведению. Отрицательное отношение читателей к прои..

Предложение

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми (наличие так наз. Предикации - см. Ниже) и структурными (выбор, расположение и связь грамматических форм объединяемых в П. Слов, характер интонации) признаками. Учение о предложении занимает центральное место в синтаксисе, отражая очень наглядно смену различных направлений в последнем. В одной из новейших работ по синтаксису приведено свыше полутораста определений П. (Ries, Was ist ein Satz?). Так, в истории ру..

Дополнительный поиск Предание Предание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Предание" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Предание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа