Предание
ПРЕДАНИЕ (укр. - оповідання, нем. - Sage, фр. И англ. - tradition, греч. - paradosis, по народной терминологии - «досюльщина», «быль», «бывальщина») - «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся. Былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. П. - термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие мало достоверные события). Цель народного П. - закрепить в потомстве прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие напр. От сказки и анекдота, к-рым не верят). Количество народных П.
Безгранично, но по содержанию их можно разбить на несколько групп. 1. П. Мифические (см. «Мифология»). Это, помимо рассказов о богах, - рассказы о небе и его явлениях, о душе и теле, о борьбе духов, о нечистой силе, о душах усопших, о народных святых вроде Фрола и Лавра, Пятницы и т. П. 2. П. Натуралистические. Этиологические сказания о происхождении растений, животных, птиц, рыб, предметов или их свойств, о фантастических животных (птица Феникс, Жар-птица, Левиафан), о чудесных народах (одноглазые, псоглавцы, гоги и магоги) и др. 3. П. Исторические, особенно многочисленные. К ним относятся П. Географические (о названиях местностей, городов, урочищ. Киев от Кия, Париж от Париса и т. Д.), о вещевых памятниках (кладах, монастырях, могильниках, храмах и т.
П.), об обычаях (обряды посвящения у примитивных народов, брачные, похоронные обряды и др.), о подлинно исторических событиях (о татарах, о войнах), о разных исторических лицах (об Александре Македонском, Наполеоне, Аттиле, Велизарии, Колумбе, Жанне д’Арк), о генеалогии народностей или героев (франки от троянцев, датчане от Одина, Рюрик от Августа и др.), П. О полезных ископаемых (например у Геродота о богатстве севера золотом и янтарем у берегов Северного моря). Классовая борьба захватывала исторические предания в свой водоворот, делая из них либо оружие порабощения и обмана угнетаемых классов (феодальные предания о шапке Мономаха, о белом клобуке, о благородстве царей), либо фокус притяжения симпатий, чаяний освобождения и светлого будущего у классов угнетенных (например крестьянские П.
О Степане Разине, о Пугачеве и др. Героях народных восстаний). Октябрьская революция породила ряд революционных преданий о героизме гражданской войны, о красных партизанах, о вождях революции, о коммунистах (бакинских комиссарах, Чапаеве, Дзержинском и др.), в классово-враждебной среде распространялись и контрреволюционные П. (о рождении чорта, антихриста, обновленных иконах и т. П.). Большой круг П., широко захвативших не только СССР, но и народы Востока, вызвала героическая личность В. И. Ленина. Народные П., отражая черты производственных, бытовых, общественных и классовых отношений разных стадий прошлого, представляют богатейший исторический источник. Хранятся народные П. В широких слоях населения, но бывают особые их знатоки, люди, обладающие иногда огромной памятью.
Самое рассказывание народных П. Не является самоцелью, а происходит при подходящем случае на сборищах, посиделках и т. П. Бытование народного П. Происходит волнами. То П. Замирает, то под влиянием общественно-политического толчка вновь оживает. Есть П., странствующие по всему земному шару (о потопе и др.), есть узко-местные П. Творческий процесс создания П. Совершается по сегодняшний день. П. Насыщены наши древние исторические (летописи, хронографы, палеи и др.) и литературные памятники (апокрифы, сказания, повести, романы). П. Служит богатым источником сюжетов и образов мировой художественной литературы (например «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Сон в Иванову ночь» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Пан Тадеуш» Мицкевича, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и мн.
Др.).Библиография. I. Тексты русских П. Разбросаны по сборникам сказок, легенд, напр. Садовников Д. Н., Сказки и предания Самарского края, СПБ, 1884. Афанасьев А. Н., Народные русские легенды, М., 1859, и Казань, 1914. Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения Сев.-зап. Края, т. II, СПБ, 1893. Добровольский В. Н., Смоленский этнографический сборник, ч. 1, СПБ, 1891. Большой материал текстов и исследований по П. Народов СССР находится в фольклорных журналах и сборниках. «Живая старина», «Сибирская живая старина», «Этнографическое обозрение», «Етнографічній вістник», «Материалы для описания местностей и племен Кавказа», «Етнографічній збірник», «Известия Моск. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» и др.II.
Народные П. Собирались и изучались неравномерно. Отправные издания. Grimm, Br., Deutsche Sagen, 2 Teile, Berlin, 1816-1818, 4 Aufl., 1906. Danhardt O., Natursagen, eine Sammlung naturdeutender Sagen, Marchen, Fabeln und Legenden, Lpz., I-IV, 1907-1912. Wehrhan K., Die Sage, Lpz., 1908. Paul H., Grundriss der germ. Philologie, Bd II, 2 Aufl., Strasburg, 1901-1905. См. Также «Мифология».III. Библиографии русских П. Нет. Их надо разыскивать по общим библиографиям фольклора, напр. Бродский H., Гусев H., Сидоров H., Русская устная словесность, Л., 1924..
Дополнительный поиск Предание
На нашем сайте Вы найдете значение "Предание" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Предание, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 8 символа