Прециозная литература

132

ПРЕЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА («прециозный» - франц. Precieux, первоначально - драгоценный, от лат. Pretiosus, а затем также изысканный, жеманный) - литературное направление, возникшее во Франции в начале XVII в. В придворно-аристократической среде и просуществовавшее до 60-х гг. XVII в. Аналогичные литературные движения существовали примерно в ту же эпоху в ряде других стран (маринизм - в Италии, гонгоризм, или культизм - в Испании, эвфуизм - в Англии (см. Ниже)). После политического банкротства антипротестантской католической «лиги», представлявшей к концу XVI в. Феодальную реакцию против королевской власти, П. Л. Отражает разложение французской владетельной аристократии и переход ее на положение придворных короля. Основные черты этой литературы - отказ от изображения реальной действительности, идеализация аристократии и особый утонченный литературный стиль, отличный от обыденной «вульгарной» речи.

В этом сказалось стремление аристократии сохранить привилегированное положение в новых условиях, подчеркнуть свое превосходство над остальными социальными группами, а также удовлетворить те эстетические потребности, к-рые возникли в обстановке праздного существования класса, отрешенного от активного участия в жизненной борьбе. Оноре д’Юрфе (H. D’Urfe, 1568-1626) в льстивом посвящении ко 2-й книге (вышла в 1610) своего 5-томного пасторального романа «Астрея», ставшего настольной книгой прециозников, обращается к Генриху IV с восхвалением его деяний, принесших умиротворение всей Европе, и называет его подлинным автором своего произведения, так как только в условиях «отдыха и спокойствия» стали возможны подобные творения.Прециозная школа оформилась в атмосфере аристократических салонов.

Наибольшей славой пользовался салон маркизы Рамбулье (Rambouillet) «cour de la cour», считавшийся законодателем светских нравов и литературных вкусов. Здесь наряду с принцами крови постоянными посетителями были поэты Шаплен (Chapelain), Вуатюр (Voiture), Годо (Godeau), Менаж (Menage), знаменитый кавалер Марино , молодой Корнель , уплативший дань прециозности в своей комедии «Melite» (Мелита, 1629), и создатель эпистолярной формы прециозников Гез де Бальзак (J. L. Guez de Balzac). Здесь отшлифовался литературный аристократический язык с его боязнью вульгаризмов, изысканными перифразами, напыщенной риторикой, неумеренным гиперболизмом. Литературным отражением салонной жизни были бесчисленные мадригалы, сонеты, рондо, послания, представлявшие собой легкую, изысканную светскую «causerie» (непринужденный разговор, беседа) в стихах с ее острословием, вычурными оборотами, словесной игрой, поэтическими загадками, каламбурами.

Любовь, точнее галантная влюбленность, культ дамы, мелкие эпизоды светской жизни - обычная тематика этой поэзии. Ее наиболее яркие представители - Годо, Бенсерад (Benserade), Котен (Cotin), Вуатюр, Пелисон (Pellisson), Саразен (Sarrasin), создавшие условный стиль светской лирики, блестящей по форме, но пустой и бессодержательной, отразившей узкий круг эстетических интересов бескровной дряхлеющей среды.Писатели-прециозники в формировании своего стиля использовали готовые образцы итальянской и испанской литературы XVI в., широко распространившейся во Франции в подлинниках и переводах. В лирике это был «петраркизм» поэтов позднего Возрождения, утвердившийся во французской придворной поэзии со времен «Плеяды» и впоследствии осложненный воздействием Марино, испанца Гонгоры и др.

В области монументальных жанров (роман, поэма) и драмы это была пастораль в ее различных вариациях - «Аркадия» Саннадзаро, «Аминта» Тассо , «Верный пастух» Гварини, «Диана» Монте-майора, «Галатея» Сервантеса, позднее мифологическая поэма «Адонис» Марино, вышедшая во Франции с предисловием Шаплена (1623), поэмы Боярдо, Ариосто и Тассо, а также испанские рыцарские романы, знаменитые «Амадисы», оказавшие сильное влияние гл. Обр. На героико-галантные романы Гомбервиля, г-жи Скюдери и др.Пастушеский жанр существовал во Франции еще в XVI в. Но именно прециозники сделали пастушков и пастушек центральными персонажами своих драм и романов. Пасторальные мотивы заполонили французский театр 20-х гг. XVII в. «Изучение человеческого сердца», мифологизм и лирические реминисценции, внешняя декоративность, риторическая декламационность как нельзя более отвечали запросам изысканной публики.Используя образы, мотивы, композиционные приемы итальянской и испанской пасторали, Оноре д’Юрфе создает свою «Астрею» (выходила частями с 1607 до 1627), ставшую образцом французского прециозного пасторального романа и породившую ряд подражаний.

В романе действие перенесено в Галлию V в., на берега озера Линьеон. Главные персонажи романа - пастушки` и пасту`шки, «но не те пастухи, которые не знают иной жизни, а те, которые нашли в этой сладостной жизни благородное отдохновение», говорит один из героев романа, вкруг них нимфы, друиды, придворные сказочной королевы Амасис. Пастушеский посох и свирель символизировали бегство аристократа от окружающей действительности в идеальную страну, где нет иных бурь и треволнений, кроме тех, к-рые причиняет любовь.Перипетии любовной истории героев романа - Селадона и Астреи - перебиваются множеством вставных эпизодов, вводящих в ткань романа все новых и новых действующих лиц и в большинстве случаев варьирующих те же любовные мотивы.

События развиваются чрезвычайно медленно, герои не действуют, а рассуждают, спорят, анализируют различные оттенки и контраверсы любовных переживаний. Эти любовные дискуссии приводят к установлению законченного морального кодекса галантных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, к-рыми должны руководствоваться утонченные аристократические натуры. Изысканно аффектированный риторический стиль романа был образцом той речевой культуры, к-рую стремились внедрить в литературу и в быт писатели-прециозники.Успех «Астреи» был огромный. «В течение сорока лет почти все театральные пьесы брали сюжет из Астреи и поэты обычно довольствовались тем, что перелагали в стихи то, что г-н Юрфе сказал в прозе о своих персонажах» (Сегре).

Драматизации отдельных эпизодов романа посвящены «Lygdamon et Lidias» (напис. В 1629, напеч. В 1631) Ж. Скюдери, «Chryseide et Arimant» (пост. В 1625, напеч. В 1630) Мере (Mairet), «Madonthe» (1632) Катиньона, «La Dorinde» (1631) Овре (G. Auvray) и др. В предисловии к своему роману «Artamene ou le grand Cyrus» (Артамен или Великий Кир, 1649-1653) г-жа Скюдери пишет. «Бессмертный Гелиодор и великий Юрфе были и будут для меня единственными образцами. Это мои единственные наставники. Только им я следовала, только им нужно следовать». В Германии была основана «Academie des Parfaits amants», ее создатели, 48 принцев, принцесс и пр. Представителей высшего света, обратились к Юрфе с письмом, в к-ром сообщили, что они решили, приняв имена героев «Астреи» и облачившись в их костюм, предаться наслаждению «совершенной любви».Героико-галантный роман, получивший широкое распространение в 40-60-х гг., по существу был лишь некоторым видоизменением пасторального.

Античные герои «Клеопатры» (12 частей, 1647) Ла Кальпренеда, «Артамена или Великого Кира» (10 частей, 1649-1653), «Клелии» (Clelie, 10 частей, 1654-1660) M. Де Скюдери - те же идеализированные аристократы, изысканные и чувствительные, что и пастушки «Астреи». Любовные перипетии, перемежающиеся с рассуждениями о любви, заполняли все содержание романа. В отличие от пасторалей галантно-героические романы изобилуют авантюрными положениями, к-рые однако не делают произведения более динамичным, т. К. Приключенческий элемент разбавлен бесчисленными описаниями и длительными рассуждениями. Вычурный орнаментализм и ходульная риторичность прециозников в этом жанре нашли свое наиболее законченное выражение.Позднее других жанров появляется героическая поэма прециозников - это «Alaric» (Аларих, 1654) Ж.

Скюдери (G. Scudery), «Clovis» (Хлодвиг, 1657) Демаре (Desmarets), «Saint Louis» (Святой Людовик, 1653) Ле Муана (Le Moyne), «La pucelle» (Девственница, 1656) Шаплена и др. В этих произведениях, густо насыщенных самой безудержной фантастикой, выведены те же идеальные, изысканные придворные, что и в произведениях других жанров. Героика перемешивается с любовными приключениями. Бесчисленные описания, нагромождение деталей, гиперболизм, причудливость метафор и сравнений (гигант, охраняющий источник в «Св. Людовике», «подобен ели, шествующей по земле», и т. П.) характеризуют эти произведения.Протест против прециозников шел из рядов буржуазных писателей. Еще в 1627 сатирик-реалист Сорель выпустил пародию на пастушеский жанр - поэму «Le Berger extravagant», написанную под влиянием «Дон-Кихота» Сервантеса, в к-рой осмеял традиционные мотивы, образы и стиль пасторалей.

Герой поэмы, сойдя с ума от чтения «Астреи», делается пастухом и совершает ряд «безумств».В борьбе с феодально-аристократической идеологией, эстетикой и ее влиянием на буржуазию выступили против прециозников Мольер и Буало. Последний в своих «Сатирах» (1660-1668), «Посланиях» (1669-1677), «Поэтическом искусстве» (1674) и др. Ядовито высмеивает баро`чную вычурность стиля прециозников, анархическую композицию их поэм и романов, вскрывая алогизмы и нападая на метод трактовки античных моментов. Об образе Кира в романе Скюдери он говорит. «Вместо того, чтобы создать образец совершенства, она сочинила из него Артамена, еще большего безумца, чем все Селадоны и Сильвандры, он занят только своей Манданой, он с утра до вечера только жалуется, вздыхает и стенает о любви» («Предисловие к диалогу о героях романа»).Стихотворение, набранное в форме державы,немецкого поэта XVII в.

Гарсдерфера       Прециозная школа в Италии, носившая название маринизма (по имени поэта Марино, см.), возникла в атмосфере феодальной реакции, укрепившейся в Италии во второй половине XVI в. Вычурность, словесная игра, орнаментализм, тяготение к пасторальным мифологическим сюжетам, присущие придворным поэтам конца XV и XVI вв. (петраркисты, Саннадзаро, Тассо, Гварини), нашли свое завершение в творчестве Марино и его продолжателей, возведших в культ манерную изысканность образов, цветистость метафор, жонглерство стихотворной формой.Тот же характер носит испанская придворная поэзия XVII века, так наз. Гонгоризм, или культизм (culto - утонченный), нашедший свое выражение в формалистически-изощренном творчестве Гонгоры , Виллалядианы, Парависино, Рока и Серна, Вергары (книга стихов «Идеи Аполлона»), Розас (стихотворный сборник «Разговоры без карт») и др.Наиболее яркими выразителями прециозности в Англии был Джон Лили , роман которого «Эвфуес» (1579-1580) дал наименование всему направлению (эвфуизм), и Томас Лодж (1558-1625) - романы «Розалинда» (1582), «Очаровательная история Форбония и Просперции» (1584).Немецкая П.

Л. Возникает под влиянием французской и итальянской и носит те же черты кастовой аристократической замкнутости и формальной изощренности (Гарсдерфер, фон Биркен и др.).В целом П. Л. Представляет собой типичный продукт европейского Барокко в его аристократически-дворянском выражении. В XVIII веке ряд черт П. Л. (культ «легкой поэзии», пасторали, декоративизма, галантной темы) удерживается литературой Рококо. Последняя однако преодолевает баро`чную напыщенность П. Л., тягу прециозников к монументально-героическому и вычурному (см. Рококо).Библиография. Somaize A., Le dictionnaire des Precieuses, 2 vv., P., 1856. Cousin V., La societe francaise au XVII-e siecle, d’apres le Grand Cyrus de m-lle de Scudery, 2 vv., P., 1858.

Lanson G., Rapports de la litterature francaise et de la litterature espagnole, «Revue d’histoire litteraire de la France», 1896, 1897, 1901. Livet Ch. L., Precieux et precieuses, 3 ed., P., 1896. Magne E., M-me de la Suze et la societe precieuse, P., 1908. Его же, Voiture et les origines de l’Hotel de Rambouillet 1597-1635, P., 1911. Его же, Voiture et les annees de gloire de l’Hotel de Rambouillet 1635-1648, P., 1912. Его же, Le salon de Madeleine de Scudery ou le royaume de Tendre, Monaco, 1927. Fidao-Justiniani J. E., L’esprit classique et la preciosite au XVII-e siecle, P., 1914..

Значения в других словарях
Преромантизм

ПРЕРОМАНТИЗМ (preromantisme) - термин, установившийся в современном французском литературоведении для обозначения эпохи, предшествующей романтизму и подготовившей его (промежуток в 60 лет - от появления «Новой Элоизы» до 1824). Этот термин употребляют вместо термина «сентиментализм». Одним из первых выдвинул это понятие Д. Морне в статье «Un preromantique (Loaisel de Treogate)» («Revue d’histoire litteraire de la France» за 1909) и затем в монографии «Le romantisme en France en XVIII siecle» (19..

Пресцанг

ПРЕСЦАНГ Эрнст (Ernst Preczang, 1870-) - немецкий соц.-дем. Писатель. Как один из руководителей германского союза печатников и редактор провинциальных соц.-дем. Газет П. Тесно связан с реформизмом, социал-шовинизмом и социал-фашизмом.П. Выступил в литературе в 90-х гг. Со стихотворениями и драмами, направленными против бурного роста финансового капитала в Германии. Он описывал тяжесть труда и призывал к социализму. В своих драмах, написанных под сильным влиянием натурализма, как «Его юбилей» (Se..

Прешерн

ПРЕШЕРН Франц Ксаверий (Франце Прешерен, 1800-1849) - крупнейший словенский поэт, выдающийся деятель словенского нац. Движения. Р. В зажиточной крестьянской семье. Учился сначала в гимназии, затем кончил юридический факультет в Вене. Первые его стихотворения написаны на немецком языке. Однако к концу 20-х гг. П. Окончательно приобщился к народному языку. К этому же времени относится его деятельное участие в издании альманаха «Пчела». Вся дальнейшая литературная деятельность П. Носит ярко выражен..

Прибаутка

ПРИБАУТКА (от слова «баять», т. Е. Говорить, приговаривать) - малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке, шутка, по каким-либо причинам получившая широкое распространение в той или иной социальной среде, ходячий смешной рассказец или комическое выражение, вставляемые в речь для того, чтобы придать ей юмористический оттенок. Пример. «Однажды говорила о себе репа. - я, репа, с медом хороша. - Поди прочь, хвастунья. - отвечал мед - я и без тебя хорош». К П. Следует отнес..

Дополнительный поиск Прециозная литература Прециозная литература

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прециозная литература" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прециозная литература, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 21 символа