Светлов

57

СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич (1903-) - современный поэт. До 1927 член ВЛКСМ. Как поэт С. Сформировался в 1924-1927. Входил в группу «Перевал» , позднее - в РАПП . Социалистическая революция сделала С. Поэтом и определила строй его поэзии.Торжественный романтический пафос нашей революции - характернейшая черта творчества С. В его книгах большое место занимает гражданская война - в пороховом дыму, бряцании сабель, ржании походных коней. Героика борьбы и смерти за революцию нашла себе яркое выражение в ряде лучших романтических стихотворений С. («Гренада», «Звезды», «Пирушки», «Двое», «В разведке», «Граница», поэма «Хлеб» и др.). Герои С. - это символы огромного духовного подъема массы в героической борьбе. Типичен для С. Герой «Гренады».

Но мироощущение С. Не столько активное, сколько жертвенное. Он прославляет смерть в борьбе. С. Мастерски использует контрасты - тщательное детализирующее описание обстановки действия и действующих лиц сочетается у него с лирически приподнятым, пафосным воспеванием революции.Скрестив в своем творчестве поэтическое оружие иронии с лирическим «intermezzo», С. Создал своеобразный жанр стихотворного раздумья. В лиричности и в иронии С. Оказался наследником и учеником Гейне. Но С. Вовсе не «советская копия» Гейне. Ирония для С. Средство отрицания не действительности в целом, а лишь отдельных ее, неприемлемых для нового общества сторон и качеств. Ирония С. Обращена и по адресу того воображаемого «железобетонного» оппонента, к-рый захотел бы отрицать возможность большой искренней человеческой любви у людей современности.

В одном из своих лучших стихотворений «Старушка» (1927) С., прямо обращаясь к громыхающему «ваятелю красных человеческих статуй», иронически кается:«Простите меня - я жалею старушек,Но это - единственный мой недостаток».Ирония служит у С. Для усиления контраста между теми явлениями будничной и вместе с тем подлинно революционной жизни, к-рые он хочет лирически возвысить, облагородить, и теми сторонами действительности, к-рые требуют устранения, отрицания. Объекты сатирического осмеяния С. - это схоласты, леваки, упрощенцы. Их он высмеивает преимущественно косвенно как реальных, а иногда воображаемых оппонентов (стих. «На море», «Живые герои», «Проводы» и др.). Ирония насыщена глубокой ненавистью в тех случаях, когда С.

Обращается к врагам революции («Нэпман»). Иногда ирония переходит в мягкий юмор, подчеркивая теплое, интимное отношение поэта к описываемому.Мировоззрение С., формировавшееся в годы нэпа, противоречиво. Пройдя боевую школу комсомола эпохи военного коммунизма, С. Все же не сумел преодолеть некоторых мелкобуржуазных интеллигентских черт. Они особенно сказались в годы восстановительного периода. Романтика гражданской войны заслонила для него на время созидательные задачи нового этапа революции. Военная опасность, одно время особенно остро грозившая Советскому Союзу с западных границ, вопринимались С. В 1927 («Перед боем») как явление почти «положительное». Выражая боевую готовность защищать свою социалистическую родину, С.

В то же время представляет настроения стихийно-анархического недовольства периодом мирного строительства. Оборотная сторона этого политического настроения - пессимизм, достигающий остроты в ярком, но идейно ущербном стихотворении «Дон-Кихот» (1929). В это же время С. Создал ряд первоклассных стихотворений. Такова напр. «Рабфаковка» (1925), в к-рой С. Удалось дать тонкую по мастерству цепь художественных сближений между девушкой-героиней гражданской войны, и рабфаковкой, берущей твердыни учебных зачетов. Таково также скупое, но крайне выразительное стихотворение «Баллада о чекисте Иване Петрове» (1933).Нередко, когда С. Обращается к поэтическому воплощению героических тем современности, стих его теряет лиричность, становится суше, газетней, прозаичней («Над Москвой», ряд газетных стихов о челюскинцах и др.).Упадочные, пессимистические мотивы в настоящее время С.

Преодолевает. С. Идет по правильному пути, - он не отметает основного созданного им в прошлые годы, не зачеркивает свой лирико-иронический, романтический подход к действительности, а старается насытить его новым и свежим социальным материалом.Библиография. I. Рельсы, Стихи, предисл. В.Рожицына, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923. Стихи, изд. «Молодая гвардия», Л., 1924. Стихи о себе, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923. Корни, Стихи, изд. «Московский рабочий», М., 1925. Ночные встречи, Стихи, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1927. Хлеб, Поэма, изд. «Московский рабочий», М. - Л., (1928). Книга стихов, Гиз, М. - Л., 1929. Избранные стихи, изд. «Огонек», М., 1929. Гренада, изд. «Молодая гвардия». (М.), 1930. То же, Гиз., М. - Л., 1930, Избранные стихи (1923-1931), изд.

«Федерация, М., 1932. Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935. Для детей. Горнист, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1931.II. Машбиц-ВеровИ.М., Корни и «корни». О поэзии Михаила Светлова, «Комсомолия», 1925, №8. АсеевН., М.Светлов, «На литературном посту», 1927, №10. ПакентрейгерС., Лирика ума (М.Светлов), «Новый мир», 1927, №10. ПоступальскийИ., Поэзия М.Светлова, «Звезда», 1929, №4. РыковаН., Михаил Светлов, «На литературном посту», 1929, №17. ВиноградовИ., О творчестве М.Светлова, там же, 1929, №20. СурковА., Поэзия на новом этапе, «Молодая гвардия», 1931, №5-6. СоловьевВ., Михаил Светлов, «Ленинград», 1930, №3. ЛейтесА., Перевооружение романтики. М.Светлов, «Литературная газета», 1933, №57, 11 дек. Отзывы. СмирновН., «Красная новь», 1923, №7 (о «Рельсах»).

ИсбахИ., «Октябрь», 1924, №1. Лаврова Кл., «Вестник книги», 1924, №4-5. ИсбахИ., «Книгоноша», 1924, №16 (о «Стихах»). ВеровА., «Октябрь», 1925, №5. Машбиц-ВеровИ., «Новый мир», 1925, №6 (о «Корнях»). Оксенов Ин., «Звезда», 1927, №8. ПоступальскийИ., «Красная новь». 1927, №7 (о «Ночных встречах»). Его же, «Новый мир», 1929, №5 (о поэме «Хлеб»). ЗелинскийК., «Литературная газета», 1929, №12. ЗенкевичМ., «Новый мир», 1930, №2 (о «Книге стихов»).III. ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. - Л., 1928..

Значения в других словарях
Сверхреалисты

СВЕРХРЕАЛИСТЫ - см. Сюрреалисты.. ..

Светла

СВЕТЛА Каролина (Karolina Svetla, 1830-1899) - чешская писательница. Р. В Праге. Первая книга С., сборник рассказов из деревенской жизни «Двойное пробуждение» (Dvoji probuzeni), вышла в 1858. В ряде мелких рассказов Светла идеализирует деревенскую жизнь. Темой рассказов является всегда любовная история, вокруг которой группируются отдельные эпизоды. Из множества произведений писательницы значительный интерес представляет роман «Крест у речки» (Kriz u potoka), в к-ром С. Удалось удачно использова..

Свинберн

СВИНБЕРН - см. Суинберн.. ..

Свирис

СВИРИС П. (Р. Sviris - Петр Блумфельд, 1890-) - латышский пролетарский поэт, критик, переводчик, журналист. Р. В семье мелкого ремесленника, в деревне. Окончил Вольмарскую учительскую семинарию, учился в ун-те им. Шанявского в Москве. Член ВКП(б) с 1911. Принимал активнее участие в Февральской и Октябрьской революциях в Москве. С 1918 по 1921 доброволец в Красной армии. Редактировал военно-научные журналы. «Гражданская война», «Революционный фронт», «Армия и революция». С 1922 - на советской и п..

Дополнительный поиск Светлов Светлов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Светлов" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Светлов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа