Сказ

98

СКАЗ - специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений. Отсюда под С. Разумеют такой характер изложения в литературных произведениях, к-рый воспроизводит речь произведений устной словесности, а в более широком смысле - устную речь вообще и даже необычные формы письменной речи.Наиболее распространенные формы С. - это:а) подражание сказочному, былинному и песенному складу. Ср. «За Волгой в лесах, в Черной Рамени, жил-был крестьянин, богатый мужик. У того крестьянина дочка росла. Дочка росла, красой полнилась (Мельников-Печерский, «В лесах» - сказочный С.);б) подражание местным и профессиональным говорам крестьянства. «Надоело ему это до смерти, злился он как змей лютый. А все по вечерам заходил к Прокудину.

Стали большаки конопельку ссыпать, и Прокудин возов с пяток ссыпал (Лесков, «Житие одной бабы»);в) подражание просторечию и профессиональным говорам городского населения, преимущественно тех групп его, к-рые не вполне владеют литературным языком. «Я его благодарю и говорю, что никаких желаниев не имею и не придумаю, окромя одного, - если его милость будет, сказать мне...» (Лесков, «Штопальщик»);г) подражание устарелым и необычным формам письменной речи. «И сему-то подобным мирственным духом, как я вам представил, жили мы без малого яко три года. Спорилося нам все, изливались на нас все успехи точно из Амалфеева рога, как вдруг узрели мы, что есть посреди нас два сосуда избранных божия к нашему наказанию» (Лесков, «Запечатленный ангел» - С.

Древнерусских поучительных книг).Как ясно из приведенных примеров, характер С. Достигается в письменной речи подбором лексики различных видов устной речи (а в последнем из приведенных случаев - лексики архаической, чуждой современному литературному языку) и специфическими формами синтаксиса и морфологии, допускаемыми только в устной речи (или в древней письменности). Подражания фольклорным жанрам характеризуются напр. Ритмизацией, речитативным или певучим складом, перенесением в письменную речь типичных для фольклора фигур, подражания просторечью - введением значительного числа диалектизмов, нарушением грамматич. Строя письменной речи - незаконченностью предложений, несогласованностью их, обилием восклицательных и вопросительных оборотов.В редких случаях С.

Выдерживается на протяжении всего произведения. Чаще автор перемежает его обычным литературным изложением, мотивируя это необходимостью сокращения рассказа.Введение форм С. Обычно мотивируется авторской Vorgeschichte, характеризующей ситуацию и рассказчика (ср. Построения большинства повестей Лескова - «Воительница», «Полунощницы», «Очарованный странник», «Тупейный художник» и др. Обрамление). Другой тоже очень распространенной формой введения С. Является монологический характер повествования - Ich-Erzahlung, дневник, письмо (ср. Построение романов и повестей Достоевского - «Записки из подполья», «Бесы» и др.). Иногда введение С. Характеризует переживания и ход мысли кого-либо из персонажей. Ср. «Стоит мать Манефа в моленной перед иконами, плачет горькими, жгучими слезами.

Мир суетный, греховный мир опять заговорил свое в душевные уши Манефы» - следует С. О богатом мужике и его красавице-дочери как изложение воспоминаний героини (Мельников-Печерский, «В лесах»). Здесь введение С. Является одним из случаев так наз. «прямой косвенной речи» (style indirect libre) - характеристики мыслей действующего лица, излагаемой от лица автора.Подлинно художественными формы С. Становятся тогда, когда и все содержание произведения излагается под тем углом зрения, к-рый характерен и возможен для воображаемого рассказчика. Таковы выступающие из С. Образы простодушного захудалого помещика Белкина, болтливого украинского пасечника Рудого Панька, любопытного «прогрессиста» - обывателя провинциальных городишек Достоевского, петербургских мегер - приживалок и перекупщиц, поклонниц «отца Иоанна Кронштадтского» у Лескова, и т.д.

И т.д.Допускаемый в литературных стилях классицизма лишь в прямой речи для характеристики комических персонажей, С. Широко используется в литературных стилях романтизма (преобладание фольклорных и древнеписьменных С. А также крестьянских С.) и реализма XIXв. (включение бытового просторечия города и широкое использование территориальных крестьянских говоров в областной литературе). В современной советской литературе формы С. Достигают, с одной стороны, большей изысканности (сказ Бабеля, Тынянова, Шолохова и мн. Др.), но с другой - выступают иногда недостаточно обоснованно, приобретая характер бесцельного разрушения норм литературного языка и вызывая протест со стороны лучших мастеров слова (выступления М.Горького против порчи литературного языка в 1934).Библиография.

ЭйхенбаумБ., Иллюзия сказа, «Книжный угол», 1918, №2 (перепеч. В сб. Ст. Автора. Сквозь литературу, Л., 1924). ВиноградовВ.В., Проблема сказа в стилистике, см. Сб. Поэтика. I. Временник Отд. Слов искусств. Гос. Ин-та истории искусств, Л., 1926. ФаворинВ. К вопросу об авторской речи в историческом романе, «Известия Иркутского гос. Пед. Ин-та», 1935, вып.II. ForstreuterK., Die deutsche Ich-Erzahlung, Berlin, 1924..

Значения в других словарях
Сицилиана

СИЦИЛИАНА - вид октавы , одна из особых так наз. «твердых форм» лирической поэзии итальянского происхождения. Отличительной особенностью С. Является то, что она состоит из 8 стихов, построенных всего на двух рифмах (обыкновенно - мужской и женской) в перекрестном чередовании, по схеме. «ab ab ab ab» или «ba ba ba ba». Размер - одинадцати- или тринадцатисложник. В тонико-силлабическом стихосложении он передается 5-стопным (resp. - 6-стопным) ямбом.«О, мать-земля, кормящая растенья,1 ж aВетвистый ..

Скабичевский

СКАБИЧЕВСКИЙ Александр Михайлович (1838-1910) - литературный критик, историк литераторы. Сын мелкого чиновника. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского ун-та. В литературе выступил в 1859 со статьей о «Записках охотника» Тургенева. Кратковременно участвовал в «Современнике» (1866). С 1868 - постоянный сотрудник «Отечественных записок» вплоть до запрещения журнала (1884). В 90-900-х гг. С. Эпизодически писал в «Русском богатстве» (1880), в «Устоях» (1882), также в «Русской мыс..

Сказание

СКАЗАНИЕ (греч. Historia, diegemata) - в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова - сказание, легенда, предание, сага. Слово «С.» в древней русской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, т.е. Письменный рассказ. А так как рассказы принадлежали к разным литературным жанрам, то в литературе имеются:1. ИсторическиеС., напр. Названия летописей («Иное сказание»), «Сказание о зачати..

Сказители

СКАЗИТЕЛИ - специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора - былины и сказки . В научный обиход он был введен П.Н.Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян в применении к певцам былин. Для обозначения сказочника термин «С.» употребляется реже. В крестьянстве он имеет то или другое применение, смотря по району. Параллельно бытуют еще следующие наименования. Для носителей былинной традиции - «сказатели» (напр. С. Зимняя Золотица на Белом море), «ста..

Дополнительный поиск Сказ Сказ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказ" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 4 символа