Сказители

72

СКАЗИТЕЛИ - специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора - былины и сказки . В научный обиход он был введен П.Н.Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян в применении к певцам былин. Для обозначения сказочника термин «С.» употребляется реже. В крестьянстве он имеет то или другое применение, смотря по району. Параллельно бытуют еще следующие наименования. Для носителей былинной традиции - «сказатели» (напр. С. Зимняя Золотица на Белом море), «старинщики» (Печора), для знатоков сказки - «посказатели» (Сибирь), «сказочники» (широкое распространение).С. Явились преемниками прежних слагателей и хранителей эпического творчества - дружинных певцов, калик, бахарей (древнерусские сказочники) и скоморохов.

В отличие от этих категорий исполнителей, а также от носителей эпоса у других народов в прежние эпохи - античных мимов, средневековых жонглеров и шпильманов - русские С. XIX-XXвв. Не являются профессионалами в прямом значении этого слова. Мастерство не служит для них средством к существованию, хотя в крестьянском быту наблюдалось, что С. Специально приглашались участвовать в промыслах, причем сказывание приравнивалось к работе. Элементы же профессионализма в смысле специального изучения своего искусства хотя и присутствуют, но значительно слабее, чем у аналогичных русским С. Носителей эпической традиции у других народов. Pjevac, piva - у южных славян, армянские ашуги, узбекские и туркменские бахши`, кайджи` (кайчи) - у алтайских турок, тульчи - у западных монголов, улагерчи - у бурят и др.

Проходят определенную школу мастерства, получают общественное признание в качестве певцов, носят свое наименование певца, как особое звание или титул, выступают публично по специальным приглашениям на свадьбах и празднествах и т.п. Некоторые из них являются не только исполнителями, но и творцами новых произведений. По вопросу о профессионализме русских С., а также о других особенностях С. - об их социальном составе, о взаимоотношениях со средой, о репертуаре - см. Былины и Сказка.Постановка проблемы изучения С. Относится к 60-70-м гг. XIXв. И является заслугой русской школы фольклористов. Господствовавшая в XIXв. Мифологическая теория с ее пониманием фольклора как «общенародного», «коллективного», «безличного» творчества, с ее стремлением отыскивать «общеарийские», «общеславянские» и пр.

Основы, начисто игнорировала следы индивидуального творчества. С. Считались лишь «агентами передачи». Вопрос о творческой роли С. Был выдвинут в русской фольклористике отчасти под влиянием тенденций демократического народничества. Уже П.Н.Рыбниковым (60-е гг.) был сделан ряд ценных наблюдений над С. Былин. Впервые принцип индивидуальности сформулирован был А.Ф.Гильфердингом. Он первый издал собранные им онежские былины (1871) по С., а не по сюжетам, как это практиковалось до него. Одновременно с Гильфердингом аналогичные наблюдения над С. Производит в области эпической песенной традиции сибирских народностей В.В.Радлов. Обоими исследователями подчеркивается индивидуальный момент в процессе сочетания в стройное целое «типических» мест, усвоенных С.

И соединяемых «переходными» элементами, а также в свободном отборе типических мест, необходимых для конструирования былины. Отмечается зависимость индивидуальных особенностей былин от личных свойств и жизненного опыта С., от занятий, бытовой и природной обстановки. Распределение материала по исполнителям, а также предпослание ему биографий и характеристик С. Становятся основным принципом организации материала во всех последующих сборниках былин, а ряд специальных исследований В.Ф.Миллера, А.В.Маркова, Б.М.Соколова, Б.Я.Владимирцова и др. Углубляет и расширяет вопрос о роли С. Былин и о взаимодействии традиционного и личного.В области сказки проблема изучения С. Была выдвинута несколько позже. Первый перенес принцип Гильфердинга на сказку и применил способ издания по сказителям Н.Е.Ончуков (1908).

Вслед за ним также публикуют материалы Д.К.Зеленин, Б.М. И Ю.М.Соколовы, М.К.Азадовский и др. В настоящее время имеется значительный конкретный материал по отдельным С. Теоретическое освещение проблемы дали преимущественно. С.Ф.Ольденбург, М.К.Азадовский, выдвинувший задачу изучения стиля отдельного С. И впервые применивший метод издания отдельных полных репертуаров С., Б.М.Соколов и А.И.Никифоров, фиксировавшие внимание на манере исполнения и предлагавшие на основе ее изучения опыты классификации С.Библиография. Сказители былин. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики сказителей в сборниках былин статьи, исследования и очерки. МайковЛ., Певец былин в окрестностях Барнаула, «Известия Русского географического общества», 1874, т.X, №6.

ХарузинаВ.Н., На севере, М., 1890. ЛяцкийЕ., Сказитель И.Т.Рябинин и его былины, «Этнографическое обозрение», кн. 23, 1894. Его же, Народные типы, Скоморощина наших дней, «Исторический вестник», 1899, XI. ВасильевН.В., Из наблюдений над отражением личности сказителя в былинах, «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук», т.XII, 1907, кн. 2. Олонецкая сказительница и вопленница Н.С.Богданова в Петербурге, «Олонецкая неделя», 1911, №29. ПришвинМ., Очерки, СПБ, 1913. СоколовыБ. И Ю., Сказки и песни Белозерского края, М., 1915. Тэр-СаргсянцС., Армянские ашуги, «Восточные сборники», М., 1924, №1. СоколовБ., Сказители, М., 1924. Соколов Юрий, По следам Рыбникова и Гильфердинга, «Художественный фольклор», №2-3, М., 1927.

АстаховаА.М., Былина в Заонежьи, «Крестьянское искусство СССР», вып.1, Л., 1927. СоколовБ.М., Русский фольклор, вып.1, изд. 2, М., 1931. БерлинскийП., Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан Хурчи, М., 1933. MurkoM., La poesie populaire epique en Yougoslavie an debut du XX siecle, P., 1929. Его же, Epensangerinnen in Dalmatien, «Slavische Rundschau», 1935, VI. Сказители сказок. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики С. В сборниках сказок статьи, исследования и очерки. СемевскийМ., Сказочник Ерофей, «Отечественные записки», 1864, №№2, 5, 6, 8, 12. ЛесевичВ., Денисовский казак Р.Ф.Чмыхало, его сказки и присказки, «Мир божий», 1895, IV. БродскийН.Л., Следы профессиональных сказочников в русских сказках, «Этн.

Обозр.», 1904, №2. ГордлевскийВ., Из настоящего и прошлого «меддахов» в Турции, «Мир Ислама», 1912, №3. МакаренкоА.А., Две сказки русского населения Енисейской губ., «Живая старина», 1912, стр.351-381 (указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год). СавченкоС.В., Русская народная сказка, Киев, 1914. КозыревН.Г., Как я собирал народные сказки, «Живая старина», 1914, вып.3-4, и отд., П., 1915. КалинниковИ., Сказочники и их сказки, «Живая старина», 1915, стр.242-272 (указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год), и отд., П., 1916. ОльденбургС.Ф., Собирание русских народных сказок в последнее время, «ЖМНП», 1916, VIII. СоколовБ., Уголок русского сказочного мира, «Научные известия», 1922, II.

ЕдемскийМ.Б., О собирании русских народных сказок, Сказочная комиссия в 1924-25 гг., Обзор работ, Л., 1926. AzadowskyM., Eine sibirische Marchenerzahlerin, (Н.О.Винокурова), Helsinki, 1926. ЭлиашН.М., Собирание сказок в Старорусском у. Новгор губ (1919-26), Сказочная комиссия в 1926г., Обзор работ, Л., 1927. ГринковаН.П., О записях сказок в Воронежской губ., в 1926г., Сказочная комиссия в 1926г., Обзор работ, Л., 1927. Ее же, Сказки Куприянихи, «Худож. Фольклор», I, М., 1926. МервартЛ.А., Техника сказывания сказок у сингальцев, Сказочная комиссия в 1926г., Обзор работ, Л., 1927. КопецкийР., К изучению языка и стиля сказки, «Slavia», 1927, VII ВолковР.М., Словесне оформления великорусько. Казки, «Зап. Одеського інст.

Нар. Освіти», 1927, т.I. AzadowskyM., Pohadky z hornolenskeho kraje, «Narodopisny vestnik ceskoslovansky», 1928, XXI-XXII. НікіфоровО., Сьегочасна пінезька казка, «Етнограф. Вісник», 1929, кн. 8. ГофманЭ.В., К вопрсу об индивидуальном стиле сказочника, «Художественный фольклор», вып.4-5, М., 1929. OldenbourS., d’, Le conte dit populaire. Problemes et methodes, «Revue des etudes slaves», 9, 1929, p. 221-236. СоколовБ.М., Русский фольклор, вып.2, изд. 2, М., 1930. НікіфоровО., Теперішній заонезький казкар-сповідач, «Етногр. Вісник», 1930, кн. 9. НикифоровА.И., Сказка, ее бытование и носители, в сб. «Русские народные сказки», сост. О.И.Капица, Гиз, М. - Л., 1930. АзадовскийМ.К., Сказительство и книга, «Язык и литература», т.VIII, Л., 1932.

BerendsohnW.A., Grundformen volkstumlicher Erzahlerkunst in den Kinderund Hausmarchen der Bruder Grimm, Hamburg, 1922. HeydenF., Volksmarchen und Volksmarchenerzahler, Hamburg, 1922..

Значения в других словарях
Сказ

СКАЗ - специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений. Отсюда под С. Разумеют такой характер изложения в литературных произведениях, к-рый воспроизводит речь произведений устной словесности, а в более широком смысле - устную речь вообще и даже необычные формы письменной речи.Наиболее распространенные формы С. - это:а) подражание сказочному, былинному и песенному складу. Ср. «За Волгой в лесах, в Черной Рамени, жил-был крестьянин, богатый мужик. У того крестьяни..

Сказание

СКАЗАНИЕ (греч. Historia, diegemata) - в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова - сказание, легенда, предание, сага. Слово «С.» в древней русской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, т.е. Письменный рассказ. А так как рассказы принадлежали к разным литературным жанрам, то в литературе имеются:1. ИсторическиеС., напр. Названия летописей («Иное сказание»), «Сказание о зачати..

Сказка

I.ПонятиеII.С. Как жанр1. Происхождение С.2. Виды С.3. Сказочные мотивы и сюжеты4. Сказочные образы5. Композиция С.6. Бытование С.III.Литературная С.БиблиографияI. ПОНЯТИЕ. - Сказка (нем. Marchen, англ. Tale, франц. Conte, итал. Fiaba, серб.-хорв. Pripovijetka, болг. Приказка, чешск. Pohadka, польск. Bajka, белор. И укр. Казка, байка, у русских до XVIIв. Баснь, байка) - рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т.е. Представляю..

Скалбе

СКАЛБЕ Карл (Karlis Skalbe, 1879-) - латышский поэт. Сын сельского кузнеца, пыл народным учителем, участвовал в движении 1905, эмигрировал. После возвращения на родину был приговорен царским судом к заключению в крепость. По образовании латвийского национального (буржуазного) государства был дважды избран депутатом в парламент но списку демократического центра.Первый сборник стихов «Мечты узника» (Cietumnieka sapЕ†i, 1902) отличается свежестью чувства и силой протеста против обыденной действител..

Дополнительный поиск Сказители Сказители

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказители" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказители, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа