Скальды
СКАЛЬДЫ - староскандинавские лирические и панегирические поэты. Слово skald означало поэта вообще, но в истории литературы оно применяется только к поэтам придворным (так наз. Hofudhskald - «главным поэтам») в отличие от рапсодов, так наз. «народных» (см. Эдда). Время и место возникновения поэзии С. Нам неизвестны. Древнейший памятник ее - «Рагнарсдрапа» Браги Старого (Brage den Gomle, ок. 830) - не моложе самых старых песен Эдды. Неизвестен также источник новых форм, введенных С. Кельтское происхождение их не может быть доказано за неимением точных эквивалентов. Первые скальды - норвежцы, но со времени колонизации Исландии это искусство почти целиком перешло к исландцам.С. Не являлись профессионалами-литераторами. В эпоху викингов они - купцы, воины и земледельцы, в XII-XIIIвв.
- очень часто клерики. Были среди С. И женщины (как королева Гунхильд, жена Эйрика Кровавой Секиры, Xв.). Порой С. Становился дружинником короля, сражался и умирал вместе с ним (как Тормод Кольбрунарскальд). Некоторые С. Занимали при дворе высокие должности (Сигхват Тордарсон, XIв.). Другие лишь на время покидали исландское поместье, чтобы разъезжать по разным дворам и воспевать конунгов и ярлов. Многие норвежские короли (Харальд Прекрасноволосый, Олаф Трюггвасон, Олаф Святой, Харальд Суровый и др.) сами были поэтами. В награду за панегирик С. Получал богатую одежду, деньги, роскошный щит или даже целую ладью груженую товаром. Поэмы С. Говорились (а не пелись) без всякого аккомпанемента.Основной жанр поэзии С. - панегирик.
Кролю знатных лиц или их родов предметом панегирика могут быть и вещи. Щит, расписанный мифологическими картинами, богатый дом. Большей частью восхваляются живые люди, но иногда и покойники (эрфидрапа). Особенно выделяется по лирической силе песнь но умершем сыне Эгиля Скалаграмсона. Есть у С. И религиозный панегирик, сперва языческий (напр. «Торсдрапа» Эйлифа Гудрунарсона), а после христианский. Последний обильно представлен в XII, XIII и XIVвв. Сохранились также стихотворения любовные (мансанг) и сатирические (флим), хотя и те и другие строго преследовались законом.Основные формы поэзии С.:а) драпа - равнострофическое стихотворение (классическая структура. Вступление, панегирик, снабженный припевом, и заключение);б) флокк - бесприпевная драпа;в) висы - отдельные импровизированные куплеты.От поэзии Эдды произведения С.
Резко отличаются по стилю и метрике. Характерна перегруженность текста сложными метафорическими выражениями (так наз. Кеннинги). «гуси битвы» - стрелы, «шум гусей битвы» - бой, «огонь реки» - золото, «сосна огня реки» - женщина и т.п. Злоупотребление вставными предложениями и инверсией сильно затрудняет понимание текста. Причудливый порядок слов появляется несомненно в результате строгих требований метрики, к-рая, разделяя с стихосложением Эдды и тонический принцип (счет ударений) и аллитерацию, вводит еще счет слогов и внутренние созвучия (так. Наз. Хендинг), а также строго регулирует место аллитерации. Основным размером является так наз. «дружинный» (дротквет). Трехударные шестисложные стихи, содержащие внутреннее созвучие, скрепленные по двое аллитерацией и соединенные в восьмистишные строфы.
Но имеется еще много других размеров. С XIIв. Появляются особые наставления для С. (так наз. «младшая» Эдда Снорри Стурлусона).Поэзия С. Переживала расцвет в эпоху викингов (приблизительно до смерти Харальда Сурового, 1066). С усилением церковного влияния начался упадок С. (конец XIв.). Затем Скандинавия все больше и больше входит в сферу общеевропейской культуры развитого феодализма. Рыцарская и религиозная литература обильно притекает с континента, чему немало способствует участие скандинавов в Крестовых походах. Правда, с середины XIIв. Начинается некоторое возрождение поэзии С. Под пером исландских ученых, к-рое продолжается в течение XIIIв. (эпоха Стурлунгов) и захватывает начало XIVв. Но это - ученая, архаизирующая поэзия, не всегда умело копирующая старые формы.
Поэзия С. Незаметно переходит в религиозно-дидактическое стихотворство. В середине XIVв. Она сменяется новой поэзией латинского происхождения, так наз. «римами» (rimur).Библиография. Thorlaksson Gr., Idsigt over de norsk-islandske skjalde, Kjobnv., 1882. MogkE., Geschichte der norwegisch-islandischen Literatur, 2 Aufl., Strassburg, 1904. MeissnerR., Skaldenpoesie, Halle, 1904. JonssonF., Den islandske litteraturs historie tilligemed den oldnorske, Kjobnhv., 1907. KockA., Notationes Norroenae, Lund. U. Lpz., 1923 u. Ff. ReichardtC., Studien zu den Skalden des 9 und 10 Jahrhunderts, Lpz., 1928. ГорнФ.В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, перев. К.Бальмонта, М., 1894..
Дополнительный поиск Скальды
На нашем сайте Вы найдете значение "Скальды" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скальды, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа