Скандинавские литературы

84

ВведениеДатская литератураШведская литератураНорвежская литератураИсландская литератураБиблиографияДревнейшими дошедшими до нас памятниками С.л. Являются стихотворные произведения, известные и из рунических надписей (см. Руны) и в гораздо большем количестве из исландских рукописей XII-XIVвв. Из числа первых очень древним является небольшое стихотворение, повидимому об остготском короле Теодорике (в рунах - Pianoko), в надписи на Рекском камне (Rok, Швеция. Ок. 900г.). К эпохе ок. 1000г. Относятся надписи на большом хеллестадском камне (Ю.Швеция, старая датская территория), на камне около Карлеви (о-в Эланд), на камне близ Хёгью (Швеция) и некоторые другие, также содержащие стихотворные строки. Эти и подобные им шведские надписи XI-XIIвв.

Как будто свидетельствуют о том, что поэзия, близкая по своему характеру к норвежско-исландской, существовала и в восточной Скандинавии, хотя некоторые стихотворения на рунических камнях Швеции возможно и принадлежат исландцам (очень вероятно напр., что посвященная погибшему датскому вождю надпись на камне близ Карлеви произведение исландского скальда из дружины этого вождя). Во всяком случае более полное развитие скандинавская поэзия раннего средневековья получила на западе - в Норвегии и особенно в Исландии, где она и достигла своего полного расцвета. Там же в Исландии возникла и оригинальная скандинавская проза - исландские саги, и под древнескандинавской (или древнесеверной) литературой часто понимают именно литературу на древнеисландском языке.ДАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

- В Дании средневековая латинская ученость распространилась раньше и пустила более глубокие корни, чем в какой-либо другой скандинавской стране. Латинский язык оказывается почти безраздельно господствующим в письменной датской литературе Средневековья, и латинский алфавит не используется в Дании для письменной фиксации на датск. Языке старой устной поэзии и преданий эпохи викингов. Датская хроника XIIв. Составляется на латинском языке. На том же языке пишет в конце XIIв. Свен Аггесен (Aggesen) «Сжатую историю королей Дании» («Compendiosa historia regum Daniae») и вскоре после него Саксон Грамматик свою «Историю Дании» («Historia Danica» или» «Gesta Danorum». Оконч. В нач. XIIIв.) - величайший памятник латинодатской средневековой литературы, ценный и как исторический источник и как собрание (хотя и в латинской передаче) старых скандинавских, преимущественно датских и норвежских, героических сказаний, являющееся существенным дополнением к памятникам С.л.

На исландском языке (впервые напечатан в 1514, в переводе на датск. Яз. - в 1575). Приблизительно в то же время появляется и наиболее крупное из богословских произведений «Hexaemeron» - длинная, написанная гекзаметром (на латинск. Яз.), дидактическая поэма о сотворении мира архиепископа Андерса Сунесена (Sunesen, ум. 1228). Важнейшие письменные памятники на датском яз. - областные законы (XIIIв.), лечебник Хенрика Харпенстренга (Harpenstreng, ум. 1244). Из более позднего времени - сборник пословиц, приписываемый Педеру Лоле (Laale, нач. XVв.), и рифмованная хроника (Rimkronike), излагающая историю Дании до 1481. Эта книга, первая, напечатанная на датском яз., была издана в Копенгагене в 1495, где Готфрид из Гемена установил первый в Дании печатный станок (1490).

Согласно указанию издателя, ее автором был монах Нильс (ум. 1481) из Сорё.Устная поэзия на датском яз. Богато представлена так наз. Народными лесными (Golkeviser). До нас дошло около 500 эпических и лирических песен, созданных неизвестными поэтами, гл. Обр. Между 1300-1500. Часть сюжетов этих песен восходит к старым скандинавским сказаниям («Хавбор и Сигн»), часть заимствована из западной и южной Европы («Утренний сон девушки»), многие связаны с событиями и лицами датской истории («Рыцарь Стиг», Вальдемар и Тове»), некоторые взяты из христианских легенд. Характерны для этих песен - небольшие размеры, простой безыскусственный стиль ритмичный стих с конченой рифмой. Сто песен были записаны уже в XVIв. И опубликованы (1591) Андерсом Сёренсёном Веделем.

Столетие спустя Педер Сюв (Syv) напечатал еще сто. Полное собрание появилось в XIXв. (Grundtvig, Danmarksa gamle Folkeviser, 1853-1883. Дополн. Olrik’ом).Реформация в Дании, служившая интересам королевской власти, к-рая в союзе с подымающейся буржуазией и при участии немецкого дворянства вела борьбу со строптивой датской феодальной аристократией, на короткое время оживила развитие литературы на датском языке. В 1537 был основан университет в Копенгагене. Основоположником датского литературного яз. Явился Кристьерн Педерсен (Chr. Pedersen, 1480-1554), получивший свое образование в Париже, где он в 1514 опубликовал датскую историю Саксона. Совместно с первым в Дании лютеранским епископом Педер Палладиусом (Peder Palladius, 1503-1560.

Основатель университета в Копенгагене) он перевел на датский яз. Библию, вошедшую в историю литературы под названием «Kristian den Tredjes Bibel 1550». Жизнерадостный Андерс Арребо (Anders Arrebo, 1587-1637) под влиянием французского Ренессанса написал поэму о сотворении мира, в которой впервые в датском языке применяется александрийский стих. Андерс Сёренсен Ведель (Anders Sorensen Vedel, 1542-1616) издал первый сборник баллад и перевел на датский язык датскую историю Саксона (1575). Все же латинский яз. Продолжал еще оставаться господствующим в литературе на научные и богословские темы. Влияние немецко-голландского гуманизма лишь укрепляло это положение. Несколько позднее, со времени установления абсолютизма в 1660, намечается влияние французского классицизма, и французский яз.

Становится разговорным языком двора и господствующего класса. Немецкий же яз. Остается языком торговых сношений. Но, несмотря на то, что датский яз., как язык плебейский, оставался в загоне, все же пробужденный интерес к датской старине продолжал расти. Арне Магнуссон (arni Magnusson, 1663-1730) составил богатейшую коллекцию исландских рукописей, Педер Сюв (Peder Pedersen Syv, 1631-1702) собрал средневековые баллады и датские пословицы, а также написал первую на датском яз. Грамматику. Его современник, естественник Уле Ворм (Ole Worm, 1588-1654) в своем труде «Danicorum monumentorum libri sex» (1643) положил основание научному изучению рунических надписей. Андерс Бординг (Anders Bording, 1619-1677) в своем первом датском журнале «Den danske Mercurius» (Датский Меркурий, 1666) оставил прекрасные образцы остроумной юмористической поэзии.

Лучшими же памятниками датской прозы XVIIв. Являются законы Кристиана V от 1681 («Danske lov») и мемуары «Jammersminde» Леоноры Кристины Ульфельд (Leonora Christina Ulfeldt, 1621-1698), дочери Кристиана IV, к-рая после казни своего мужа, вождя партии датских аристократов-дворян, провела 22 года в тюрьме. Эти мемуары были опубликованы лишь в 1869.Экономическое положение Дании к началу XVIIIв. Значительно ухудшилось. Постоянные войны с Швецией, борьба за рынки с Германией, Голландией и Англией, кризис сельского хозяйства в Дании - все это парализовало развитие датской культуры. Но если коренные датчане в этот период почти перестали создавать литературные произведения, то значительный вклад в историю датской литературы сделала норвежская молодежь, обучавшаяся в Копенгагене.

Эта передовая молодежь, впитавшая в себя и гуманизм эпохи Возрождения, и критицизм просветительной французской философии, и материализм локковской школы, стала во главе нового подъема датской литературы. Особенно выдвинулся Людвиг Гольберг (точнее Хольберг, Ludvig Holberg, 1684-1754, см. Гольберг) родом из Бергена, один из всесторонне образованных людей своего века. В своих произведениях, юмористическом эпосе «Peder Paars» (Педер Порс, 1719) и фантастическом романе «Подземное путешествие Нильс Клима» (1741) он создал блестящую сатиру на современное ему общество. Однако огромная популярность Гольберга основывалась главным образом на его многочисленных комедиях, которые, перекликаясь с творчеством Мольера, являются блестящими памятниками мировоззрения наступающего третьего сословия.

В ряде исторических трудов он будил национальные чувства своего класса, а в своих многочисленных (свыше 500) «посланиях» выступал воспитателем своего поколения в духе буржуазного рационализма. Под преимущественно немецким влиянием стоял датский преромантизм, виднейшим представителем к-рого был поэт Иоханнес Эвальд (Ioharmes Ewald, 1743-1781), написавший под влиянием Клопштока драму из древнескандинавской мифологии «Balders Dod» (Смерть Бальдера). Эвальду удалось создать свою школу, но его последователи быстро переродились в слащавых сентименталистов. - К концу XVIIIв. Экономическое положение Дании заметно улучшается. Внутренняя жизнь Дании начинает оживать. Правительство под влиянием первых лет Французской революции проводит ряд либеральных реформ.

В 1790 оно вводит свободу печати, однако, напуганное последующим развитием революции, в 1799 отменяет этот закон и высылает «крамольных» литераторов. Одним из высланных был талантливый поэт третьего сословия П.А.Хейберг (Peter Andreas Heiberg, 1758-1841), к-рый в своих саркастических песенках высмеивал абсолютизм феодалов и «немецкий дух». Непосредственной причиной его высылки послужил революционный словарь, к-рый он начал издавать по образцу французских энциклопедистов. Однако раз пробужденные радикализм и критицизм не могли уже заглохнуть. Все лучшее, что было в эту эпоху «бури и натиска» датской ли-тры, концентрируется вокруг журналов «Minerva» и «Den danske Tilskuer» (Датский зритель), издаваемых К.Л.Робеком (Knud Lyhne Raabek, 1760-1830).

Из этого кружка вышли лучшие представители датского романтизма. Иенс Баггесен (Jens Baggesen, 1764-1826), философ Хенрик Стеффенс (Henrik Steffens, 1773-1845), ученик Шеллинга, оказавший глубокое влияние на крупнейшего датского поэта Адама Эленшлегера (Adam Oelenschlaeger, 1779-1850, см.) и Н.Грундтвиг (N.F.S. Grundtvig, 1783-1872). При этом характерно, что у ряда датских романтиков увлечение рационализмом французских просветителей сменяется увлечением немецкой шеллингианской натурфилософией с ее реакционным мистицизмом и завершается решительным отходом от реакционного преклонения перед средневековьем и католицизмом. В этом отношении типично творческое развитие И.Баггесена. Начав свою литературную деятельность с вышучивания в юмористических стихах романтиков, он перешел к созданию яркой романтической трагедии «Holger Danske» (Хольгер Датский, 1789), затем в своей лирике углубился в мифологию и средневековье с тем, чтобы в своем наиболее остром сатирическом произведении «Законченный Фауст» высмеять всех деятелей немецкого романтизма, начиная с Шеллинга и кончая Фихте и Тиком.

Адам Эленшлегер является основоположником боевого скандинавского бюргерского романтизма. В его раннем творчестве отразилось влияние идей Французской революции 1789. Он поэтизирует скандинавскую старину, в католицизме и христианстве видит душителей национальной самобытности. Почти все его сюжеты заимствованы из древнескандинавских саг-трагедий - «Baldur hin Gode» (Смерть Бальдера, 1807) и «Hakon Jarl» (Хакон Ярл, 1807), «Axel og Valborg» (Аксель и Вальборг, 1810), поэмы «Guldhornene» (Золотые рога), «Путешествие Тора в Иотунхейм» (1807) и др. В своей драматической сказке «Лампа Аладдина» (Aladdin, 1805) он раскрывает свое поэтическое credo. В связи с наступлением общественной реакции, последовавшей за войнами 1807-1814, Эленшлегер проникается идеями и направлениями, почерпнутыми им из арсенала немецкого реакционного романтизма.

Увлечение натурфилософией Шеллинга с ее мистицизмом. Увлечение мистицизмом окрашивает творчество и деятельность Н.Грундтвига (N.Grundtwig, 1783-1872), к-рый от изучения скандинавской мифологии (рассказ «Гибель героев на севере») и переводов Беовульфа и Снорре переходит к религиозным исследованиям, становясь основоположником религиозного течения, известного в Дании под наименованием «грундтвигианизма», требующего отделения церкви от государства и превращения ее во «Всенародную». Оппозицию Эленшлегеру возглавил поэт и критик И.Л.Хейберг (1791-1860), образовавший вокруг себя кружок романтиков с реалистическими тенденциями, требовавшими большей ясности и точности в стиле и композиции. Б.Ингеман (Bernhard Severin Ingemann, 1789-1862) под влиянием Вальтера Скотта положил основание датскому историческому роману - «Valdemar Sejr» (Вальдемар Победитель, 1826), «Kong Erik og do fredlose» (Король Эрик и опальные, 1833) и др.

Романтические драмы Г.Хертца (Henrik Hertz, 1798-1870), «Svend Dyrings Hus» (Дом Свена Дюринга, 1837), «Kong Renes datter» (Дочь короля Рене, 1845) и др. Оказали воздействие на творчество раннего Ибсена. Идеями индийского пантеизма пронизан эпос Ф.Палюдана-Мюллера (F.Paludan-Muller, 1809-1876) (см. Палудан-Мюллер) «Adam Homo» (1848). Самым же ярким представителем датского зрелого романтизма был Х.К.Андерсен (Hans Christian Andersen, 1805-1875, см.), автор всемирно известных сказок, в к-рых романтическая фантастика переплетается с наблюдениями и впечатлениями реальной жизни. Интересны также его роман «Improvisatoren» (Импровизатор, 1835) и большой публицистический труд «Mit livs Eventyr» (Автобиографии, 1855), в к-ром отразились все течения не только датской, но и европейской лит-ой мысли первой половины XIXв.

Закатом датского романтизма озарено творчество поэта-мыслителя Серен Киркегорда (Soren Kierkegaard, 1813-1855), к-рый в своих произведениях под влиянием Гегеля страстно выступал за права личности на религиозное самоопределение против официального христианства. «Дневник обольстителя», «Frygt og Baeven» (Страх и трепет, 1843), «Stadier paa vejen» (Стадии жизненного пути, 1845) и др.В результате Наполеоновских войн положение Дании сильно изменилось. Крупная колониальная держава в недавнем прошлом, Дания по Кильскому договору (1814) была сведена на ступень небольшого буферного государства, охраняющего нужные крупным европейским странам проливы в Балтийское море. Французская Июльская революция 1830 сильно окрылила буржуазный либерализм в Дании.

В литературе постепенно утверждается господство реализма. Если еще произведения Карстена Гауха (Johannes Corsten Hauch, 1790-1872). Трагедии «Svend Grathe» (Свен Гроте, 1841), «Tiberius» (Тиберий, 1828) и романы «Robert Fulton» (Роберт Фультон) и «En polsk Familie» (Польская семья, 1839) являются типичными произведениями романтизма, то рядом с ним уже появляются первые реалисты. Застрельщицами этого нового литературного течения явились женщины-писательницы. Так, Гюлленбург-Эренсверд (T.Gylienbourg, 1773-1856) своими будничными рассказами из жизни современной ей датской буржуазии кладет основание реалистической школе в Дании. Появляются первые писатели, берущие свои сюжеты из народной жизни отдельных провинций и городов.

Стен Бликер (Steen Steenson Blicher, 1782-1848) пишет повести из жизни крестьян Ютландии. Хострюп (Jens Christian Hostrup, 1818-1892) - комедии из жизни мелкой буржуазии Копенгагена, и наконец самый талантливый из представителей этой школы М.А.Гольдшмидт (M.A.Goldschmidt, 1819-1887, см.) получил широкую известность своими социальными романами «En Jode» (Еврей, 1845), «Hjelmlos» (Бездомные, 1853).Революция 1848 заметно усилила либеральное движение, военные же столкновения с Австрией и Пруссией положили основание так наз. «скандинавизму», зачатки к-рого можно проследить еще в XVIIIв. У Гольберга, затем в начале XIXв. - у Эленшлегера и шведского писателя Тегнера. В 1829 Тегнер, венчая лаврами в Лундском ун-те на юге Швеции Эленшлегера, сказал.

«Время раздоров миновало», и высказал надежду на укрепление единой скандинавской культуры. В 1840 по инициативе датского поэта и редактора «Fadrelandet» (Отечество), органа национал-либералов, Карла Плоуга (Carl Ploug, 1813-1894) в Копенгагене было положено начало ряду съездов интеллигенции. За «скандинавизм» усиленно ратовали в свое время Ибсен и Бьёрнсон. Но поражение Дании в войне с Пруссией в 1864 окончательно ликвидировало «скандинавизм», к-рый, несмотря на все попытки возродить его в период империалистической войны, не имеет успеха в виду глубокого различия экономических интересов трех скандинавских стран.Несмотря на свое поражение в войне с Пруссией, Дания продолжала экономически крепнуть. Рост капитализма, развитие промышленности и крупного сельского х-ва сильно углубили социальные противоречия в стране.

Еще в 1842 сапожник И.Хансен и сельский учитель Р.Сёренсен начали издавать крестьянский журнал «Almuevennen» (Друг простого народа), в к-ром резко ставились вопросы о положении беднейшего крестьянства. В 50-х гг. Врач Ф.Дрейер, проникнутый идеями «Коммунистического манифеста» Маркса и Энгельса, издавал ряд брошюр и еженедельный коммунистический листок «Реформа Общества». В 1871 была основана датская секция I Интернационала «Интернациональный Рабочий союз Дании». В литературе широкое распространение получает натурализм, испытывающий значительное влияние франц. Натуралистической литературы. 3 ноября 1871 молодой Георг Брандес (Georg Brandes, 1842-1927, см.) прочел свою первую лекцию в Копенгагенском ун-те на тему о главных течениях литературы XIXв., в к-рой он резко выступил против политического консерватизма, религиозного мракобесия и романтических течений в литературе, и с этого момента Брандес становится в течение долгого времени хранителем дум и стремлений скандинавской радикальной интеллигенции.

В своих литературно-критических работах Брандес является последователем Ип. Тэна . Много внимания он уделил русской литературе. Его перу принадлежат монографии о Толстом, Горьком, Тургеневе, Достоевском. Лучшие его работы - о Гёте, Шекспире, Вольтере, Микель-Анджело и Юлии Цезаре. Последняя работа Брандеса «Правда об Иисусе», разоблачающая богословские теории мифа об Иисусе, вызвала бешеные дебаты, напоминавшие горячие литературные бои первого радикального периода деятельности Брандеса. Победа Октябрьской революции была сочувственно принята Брандесом, как путь к освобождению человечества. Тонкий психолог и талантливый писатель Иенс Петер Якобсен (Jens Peter Jacobsen, 1847-1885, см.), по образованию своему естественник и популяризатор теории Дарвина в Дании, дебютировал в литературе в 1872 под влиянием революционизирующих лекций Брандеса новеллой «Mogens», положившей основание датскому натурализму.

Под влиянием Флобера написан им исторический роман из жизни XVIIIв. «Фрау Мария Груббе» (1876). Лучшее же произведение Якобсена - роман «Niels Lyhne» (Нильс Люне, 1880) - на фоне глубоких противоречий современного ему капиталистического общества вскрывает кризис индивидуализма. Проникнутый чувством убежденного атеизма, роман получил название «Библии атеизма». В своих мастерских новеллах Якобсен останавливается на проблемах брака и свободной любви. В отличие от большинства натуралистов он до конца своей жизни оставался позитивистом. Творчество Якобсена оставило глубокий след в датской литературе. Если Якобсен за весь период своей лит-ой деятельности не свернул с пути натурализма, то блестящий лирик и выдающийся стилист Хольгер Драхман (Holger Drachmann, 1846-1908), начав с воспевания жизни в духе революционного радикализма, постепенно уходит в область романтической лирики и мифологии и кончает глубоким пессимизмом.

Его перу принадлежит ряд высокохудожественных произведений, отражающих жизнь моряков. «Paa Somands Tro og Love» (1878), «Sange ved Havet» (1877) и мн. Др. Мифологическая трагедия «Кузнец Волунд», поэма «К востоку от солнца и к западу от луны», драма «Тысяча и одна ночь», авантюрная комедия «Давным давно», романы «En Overkomplet» (Сверхкомплектный, 1876) и «Tannhauser» (Тангейзер, 1877) написаны под влиянием романов Тургенева. Пессимизмом пронизаны поздние собрания стихов и новелл «Священный огонь» и «Церковь и орган». Герман Банг (Hermann Bang, 1857-1912, см.), начав свой литературный путь с, яркого натурализма (романы из жизни разночинного Копенгагена «Haablose Slaegter» (Безнадежное поколение, 1880), «Faedra» (Федра, 1883), «Деревянная коробка» и др.), с середины 90-х гг.

Переходит к упадочным настроениям деклассированной интеллигенции (роман «Ludvigsbakke» (Горка Людвика, 1896)), становясь тем самым основоположником датского декадентства. Лучшими его романами этого периода являются «Mikael» (Микаэль, 1904) и «De uden Faedreland» (Без отечества, 1906). В своих новеллах Банг является одним из лучших стилистов в датской литературе. Близко к Бангу по характеру своего творчества стоит Петер Нансен (Peter Nansen, 1861-1918, см.), углубляющий свои образы по линии психологической, сгущающий краски и подчеркивающий безвыходность положения своих деклассированных героев (роман «Brodrene Menthe» - «Братья Менте»).Карл Гьеллерюп (Karl Gjellerups, 1857-1919) и Иоханнес Иергенсен (Johannes Iorgensen, 1866-), оба выходцы из школы Брандеса, переходят в лагерь мистиков, причем Гьеллерюп через свое увлечение Шопенгауэром устремляется к буддизму, Иергенсен же через мистицизм подходит к символизму, становясь основоположником символизма в Дании.

Близко к Иергенсену примыкает Вигго Стуккенберг (Viggo Stuckenberg, 1863-1905, см.), к-рый совместно с Иергенсеном вел решительную борьбу с натурализмом в издаваемом ими журн. «Taarnet» (Башня). В своих романах и лирике Стуккенберг искусно переплетал туманную символику с потусторонним мистицизмом. Третьим крупным представителем символизма в датской литературе является поэт Софус Клауссен (Sophus Claussen, 1865-). Конец XIXв. И первые годы XXв. Были годами сильного подъема экономической жизни Дании. Интенсификация сельского х-ва дала сильный толчок развитию промышленности. Вместе с промышленностью росло массовое пролетарское движение. Гегемония передовой буржуазно-радикальной интеллигенции сходила на-нет. Социал-демократия завоевала твердые позиции.

Буржуазная культура вступила в период глубокого кризиса. В литературе все сильнее начинали звучать нотки пессимизма, неуверенности в будущем, падала вера в прогресс и науку. Неоромантизм с его мистицизмом, тягой к потустороннему миру и крайним индивидуализмом пышно расцвел в Дании. К этому течению примыкают поэт и драматург Хельге Роде (Helge Rode, 1870-), автор пьес «Сыновья короля», «Летнее похождение», трагедии из жизни большого города «Morbus Tellermann» (Морбус Теллерман, 1907), драм из библейской истории «Песнь солнца» и «Каин и Авель», и Нильс Мёллер (Niels Moller, 1859-), автор сборника стихов «Egelunden» (Эгелунден), прекрасных по форме, но весьма туманных по содержанию, и собрания новелл «Handelser» (События, 1890) и «Koglerier» (Фокусы, 1895).

Лучшим же представителем неоромантизма является Софус Михаэлис (Sophus Michaelis, 1865-, см.), автор собрания красочных новелл «abelo» (Эбельо, 1885) из жизни средневековой Дании и романа «Giovanna» (Джованна, 1901), истории одной любви во Флоренции. Среди его пьес большой популярностью пользуется «Revolutions Bryllup» (Революционная свадьба, 1806). Еще более популярным он стал своими романами «Den evige Sovn. 1812» (Вечный сон, 1912) - из эпохи Наполеона и его похода на Москву - и «Hellener og Barbar» (Эллины и варвары, 1914), фантастический роман из периода борьбы греков с персами. Параллельно с развитием неоромантизма продолжает жить натурализм как выразитель еще теплющегося либерального радикализма.

Так, Генрих Понтопидан (Henrik Pontoppidan, 1857-, см.) чужд всякого обскурантизма. Он - трезвый реалист. Его большие романы дают яркую картину социального расслоения современного датского общества (трилогия «Muld» (Земля), «Det forjattede Land» (Забытая страна) и «Dommens Dag» (Судный день, 1895).В своем романе «Мужественная воля», написанном в 1927, он дает резкую и правдивую характеристику Дании периода мировой войны. Реализм эпохи кризиса буржуазии нашел свое отображение в творчестве Карла Ларсена (Karl Larsen, 1860-, см.), давшего яркие типы современного Копенгагена в своем романе «Вне классов», и Густава Вида (Gustav Vied, 1858-1914), автора романа «Злоба жизни». Из поэтов этого периода выделились Вольдемар Рёрдам (Valdemar Rordam, 1872-), типичный неоромантик, и Кай Хоффман (Kai Hoffmann, 1874-), яркий представитель датского импрессионизма.Годы перед империалистической войной были годами усиленной националистической пропаганды, поддерживаемой в скандинавских странах германофильскими кругами.

Развивалась идеализация крестьянина, а вместе с этим расцвела особая «народническая» литература. Иоханнес Иенсен (Joh. U.Jensen, 1873-) описывает в своих рассказах «Himmerlandshistorier» (1898) жизнь и быт своей родной провинции и тем самым кладет основания появлению «ютландского течения», типичным представителем к-рого является Якоб Кнудсен (Jacob Knudsen, 1858-1917), к-рый в своем социальном романе «Fremskridt» (Прогресс, 1907) противопоставляет старую деревенскую культуру современному обществу. Его лучшее произведение - «Ютландцы», собрание рассказов из жизни крестьян Ютландии. Иохан Скьольдборг (Johann Skjoldborg, 1861-) описывает в своих произведениях жизнь населения на западном берегу Ютландии. Иеппе Окьер (Ieppe Aakjar, 1866) заостряет социальные проблемы, выделяясь среди «ютландского течения» своим крайним радикализмом (романы «Bondens Son» (Сын крестьянина, 1899) и «Дети гнева»).

Из пролетарских низов вышел Мартин Андерсен-Нексе (Martin Andersen-Nexo, 1869-, см.), завоевавший себе крупное имя изображением жизни пасынков капиталистического строя своими полными горячей веры в освобождение человечества путем пролетарской революции романами «Pelle Erobreren» (Пелле завоеватель, 1906-1910), «Сыны человеческие» и автобиографической повестью «Малыш».Высокая конъюнктура и бешеная спекуляция времени мировой войны, гигантский экономический кризис послевоенного времени, революционные выступления пролетариата, окрыленного Октябрьской революцией, и еще большее заострение классовой борьбы в последний период порождают ряд различных течений в современной датской литературе. На буржуазную литературу большое влияние оказывает фрейдизм со своим психоанализом.

Развиваются экспрессионизм и бергсоновским интуитивизм, связанный с возрождением католического мистицизма. Среди этой плеяды старых и новых писателей следует отметить Кнуда Хьертё (Knud Hjorto, 1869-), к-рый в своем романе «Фауст» старается дать философское истолкование растерянности своего класса пред вечными, неразрешенными проблемами бытия. Отто Рунг (Otto Rung, 1874-) в романах «Райская птица» и «Когда спала вода» старается в фантастических формах отразить период военной спекуляции и послевоенного краха. Харальд Кидде (Harald Kidde, 1878-1918) в романе «Оге и Эльсе» отдается глубокому пессимизму. Широко задуманный им роман «Jarnet» (Железо, 1918) ставит вопросы развития промышленности, в к-рой Кидде видит лишь проклятие и страдание.

Оге фон Коль (A.H. Von Kohl, 1877-) публикует трехтомный роман «Дворец микробов», в к-ром описываются переживания русского офицера во флоте Рождественского на пути от Петербурга до Цусимы. Из писательниц этого периода выделились Гюрите Лемке (1866-), Карин Михаэлис (Karin Michaelis, 1872-, см.) и Тит Иенсенс (1876-), к-рые в своих произведениях продолжают традиции датского реализма, уходя однако гл. Обр. В область патологическую. Из молодых лириков-экспрессионистов следует отметить Эмиля Беннелюкке, Фредрика Нюгорд и Мартинуса Бёрюп. Ярким представителем фрейдизма является Рикардт Гандрюп, а бергсоновского интуитивизма - И.А.Ларсен (Jens Anker Larsen, 1875-) - роман «De Vises Sten» (Камень мудрости, 1923).

Революционному рабочему движению близки молодые талактливые поэты Ганс Кирк и Келлабель.ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. - Ш.л. Эпохи викингов представлена отдельными строфами в рунических надписях Швеции (см. Вводн. Часть). Из XIIIв. Сохранились записи областных законов (древнейшая рукопись на шведок. Яз. - фрагмент «Старого Вестготского закона», Vastgotalagen - до 1250). Большая же часть древнешведских законов дошла до нас лишь в рукописях XIVв. (Otgotza lagen, Sodermanna lagen и др. Областн. Законы. Свод законов Эрика Магнуссона). Начиная с XIVв. Имеются и собственно литературные произведения на шведском языке. Дидактическое сочинение «О правлении королей и вождей» («Om styrilse konunga ok hofdinga») неизвестного автора, написанное вероятно в начале века.

Так наз. «Песни королевы Эуфемии (Евфимии)» - 1) «Ivan Lejonriddaren» (по роману Кретьена де Труа «Ивайн, или рыцарь со львом»), 2) «Hertig Frebrik af Normandie» и 3) «Flores och Blancheflor», - представляющие собой переделку произведений западно европейской куртуазной литературы (до 1312). Переводный куртуазный роман «Король Александр». Старая рифмованная хроника или «Хроника Эрика» («Erikskronikan», ок. 1320). Мистические «Откровения» («Uppenbarelser») монахини Бригитты (Бригитты. Ум. 1373), получившие в латинском переводе («Revelationes») распространение и вне Скандинавии. Представляют значительный интерес своими описаниями средневековых нравов. В XIV веке появляется и первый перевод из библии на шведском языке, сделанный наставником Биргитты, Маттиасом.

Более полный перевод делается в XVв. Юханнесом Будде. В середине XVв. Создается рифмованная «Новая хроника Карла» («Nya Karls kronikan»), охватывающая события 1387-1452, а около 1500 - рифмованная «Хроника Стуре» («Sturekronikan»). Автором ряда стихотворных произведений XV в. Является епископ Томас (ум. 1443). Из них наиболее интересное - «Энгельбрект», поэма о вожде национального восстания (1433). Против датского владычества (после Кальмарской унии 1397). Среди прочих литературных произведений XVв. Выделяются также «Любовные письма» Ингрид Персдоттер, монахини из Вадстены, к рыцарю Акселю Нильсену (1498).Устаная литература средневековой Швеции представлена народными песнями (Flolkvisor), близкими по своему характеру к датским и нередко имеющими общие с ними сюжеты («Habor och Signild»).

Большая часть песен созданы в XVв., лишь некоторые раньше, а многие только в XVIв. И позже. К числу народных песен может быть отнесена и поэма Томаса об Энгельбректе, получившая очень широкое распространение.Шведская средневековая литература на латинском языке не имеет таких выдающихся представителей, как датская. Среди латинских сочинений религиозного характера наиболее значительными являются «Жития святых» готландского монаха Петра де Дация (1240-1289). Исторические сочинения не поднимаются выше посредственности.Начало же подлинной шведской литературы связано с периодом, когда шведское крестьянство в союзе с мелким родовым дворянством подняло восстание против иноземного владычества (крестьянское восстание под руководством рудокопа Энгельбрехта 1434-1436).

К этому времени относится творчество первого шведского оригинального поэта, епископа в г. Стренгнесе Томаса Симонсона (ум. 1443). Его перу принадлежит «Поэма об Энгельбрехте», в к-рой он с глубоким поэтическим чувством воспел своего современника, свызвавшего национальное движение, и, указывая на его пример, призывал шведский народ к борьбе за свою национальную свободу. Его стихотворение «Friheten» (Свобода) в прекрасной поэтической форме изображает свободу как лучшее из всего, что существует на свете. В 1477 был основан епископом Яковом Ульфсоном университет в Упсале, старейший на севере Европы. В 1483 в Швеции была основана первая типография. Оба эти факта сыграли большую роль в развитии реформации, - широкого движения подымавшегося бюргерства против феодализма и его сильнейшего оплота - католической церкви.Первые десятилетия XVIв.

Проходили в решительной борьбе за национальную самостоятельность Швеции. Густаву Вазе удалось при помощи нового крестьянского восстания окончательно сломить чужеземное владычество и влияние католической церкви. Швеция стала великой северной державой. Главный деятель шведской реформации Олаус Петри (Olavus Petri, 1493-1552), сын кузнеца, учившийся в Упсале и Виттенберге, один из ближайших соратников короля Густава Вазы, оставил богатое литературное наследство. Религиозные трактаты, руководства для служителей церкви, псалмы, молитвенники, сборники проповедей («Postilla»), библейскую драму «Tobiae comedia», а также историю Швеции до Густава Вазы. Под руководством его брата Лауренция вышла в 1541 полностью Библия на шведском яз.В 16 веке в Швеции появилась литература, носившая на себе отпечаток влияния итальянского Ренессанса.

Наиболее ярким представителем этого расцвета шведской литературы выступил философ и поэт Георг Шерньельм (Georg Stiernhielm, (1598-1672). Он ввел в шведскую литературу ряд классических форм - александрийский стих, гекзаметр и др. Его сатирикодидактическая поэма «Hercules» (Геркулес, 1657) набрасывает яркую картину жизни шведской молодежи того времени. Он был также автором ряда балетов, для к-рых писал шведский текст. Лучшим из них является «Then fangne Cupido» (Плененный Купидон). Первым же лириком в шведским литературе периода утверждения реформации является Ларс Виваллиус (Lars Wivallius, 1605-1669), в поэзии к-рого наряду с религиозными мотивами звучали мотивы эротические и вакхические. Основоположником шведской светской драматургии был Иоханнес Мессениус (Johannes Messenius, 1579-1636), предполагавший отобразить всю шведскую историю в 50 драмах, но написавший только 6, из к-рых «Signill» (Сигниль) была в 1612 разыграна упсальскими студентами.

Из других поэтов этого периода, следует отметить Ларса Иохансона (Lars Johanson, 1638-1674), писавшего под псевдонимом Люцидор Несчастный. Его собрание стихов «Helikons blomster» (Цветы Геликона) - яркий образец вакхической поэзии эпохи Возрождения. Властителем дум периода великодержавия Швеции явился Улоф Рюдбек (Olaf Rudbeck, 1630-1702), профессор Упсальского ун-та. Он был не только крупнейшим ученым своего века, но и автором литературного произведения «Atland eller Manheim» (Атлантида, 1679-1702), в к-ром отразились самые смелые патриотические мечтания великодержавной Швеции. В названном произведении он старался доказать, что Швеция была сказочной страной платоновской Атлантиды, колыбелью всей зап.

Культуры. «Рюдбекианизм» стал нарицательным именем всякого преувеличения исторического значения Швеции.Потерпев поражение на путях внешнеполитической экспансии в XVIIIв., Швеция вступила в период так наз. Правления риксдага, или «бюргерской свободы» (1720-1772) с сильно развитым меркантилизмом. Развитие торговли и промышленности не могло не отразиться на поднятии всей культурной жизни Швеции. В 1739 была основана Академия наук (Vetenskapsakademien), а в 1753 - Литературная академия (Vitterhetsakademien), в 1735 - Академия художеств (Malare- och bildhuggareakademien), в 1787 - шведский театр (Kongl. Svenska skadeplatsen). Выдвинулся ряд крупнейших ученых (знаменитый ботаник Карл Линней и др.). Шведская литература развивается под влиянием французского классицизма и английских моралистов.

Ярким представителем шведской литературы эпохи Просвещения является Улоф Далин (Olaf Dalin, 1708-1763), считающийся основоположником новейшей шведской прозы. Он основал по образцу английских нравоучительных журналов первый шведский журнал (1732-1734) «Then Swanska Argus», в к-ром опубликовал ряд блестящих статей. В «Sagan om hasten») (Сказка о лошади, 1740), написанной под сильным влиянием Свифта, он дает остроумные характеристики шведским королям от Густава Вазы до Карла XII и отношение к ним народа. В поэме «Svenska friheten» (Шведская свобода, 1742) выступает горячим защитником политической свободы. Большой популярностью пользовался Далин как лирик. Он оставил также прекрасно написанную историю Швеции («Svea rikes historia», 1747-1762) до смерти короля Карла IX.

Менее удачны его драматические опыты. Ложноклассическая трагедия «Brynilda» (Брунхильда, или Несчастная любовь, 1738) и комедия «Den afundsjuke» (Завистливый, 1738), подражающая манере знаменитого датского драматурга Л.Гольберга . К наиболее выдающимся прозаикам этого периода относятся К.Т.Тессин (1695-1770), оставивший «En gammal mans bref till en ung prins» (Письма старика молодому принцу), собрание на различные темы написанных рассказов и наставлений. Я.Г.Мерк (J.H.Mork, 1714-1763) - автор первых шведских романов. Его роман на сюжет древнескандинавской саги «Adalriks och Giothilda afventyr» (1742-1745) написан под влиянием «Телемака» Фенелона. Яков Валленберг (J.Wallenberg, 1746-1578) вошел в шведскую литературу своим юмористическим описанием путешествия в Ост-Индию «Min son pa galejan» (Мой сын на галере).

Из драматургов этого периода следует отметить Карла Юлленборга (1679-1746) и Р.Г.Мудэ (1698-1752), писавших свои комедии под сильным влиянием Мольера и Гольберга. Под значительным влиянием французских энциклопедистов находилась поэтесса Х.Ш.Норденфлюкт (H.C.Nordenflycht, 1718-1763), к-рой удалось сплотить вокруг себя ряд даровитых поэтов - Г.Ф.Крейца (Graf Philip Creutz, 1731-1785). Г.Ф.Юлленборга (Gustaf Fredrik Gyllenborg, 1731-1808) и Улофа Бергклинта (1733-1805).В 1772 король Густав III (1746-1792) использовал растущее недовольство олигархическим правлением дворян и, опираясь на разночинную демократию, произвел государственный переворот, утвердив в Швеции так наз. Просвещенный абсолютизм. Влияние французских энциклопедистов значительно усилилось.

В 1786 Густав III основал Шведскую академию, вокруг к-рой складывается академическая литература и представителями к-рой являются. И.Х.Чельгрен (Johan Henrik Kellgren, 1751-1795), публицист, поэт и драматург, критик и едкий сатирик, находящийся под сильным влиянием Вольтера, и К.Г.Леопольд (Carl Gustav af Leopold, 1756-1829), оставивший глубокий след в шведской литературе гл. Обр. В качестве лирика-дидактика.Описательная поэзия академической школы особенно ярко представлена творчеством И.Г.Уксеншерна (Johan Gabriel Oxenstierna, 1750-1818). К этому времени значительно окрепла шведская буржуазия, выросло значение городов и бюргерской культуры. Крупнейшим поэтом третьего сословия явился Карл Микаэль Бельман (Carl Michael Bellman, 1740-1795).

Он порвал с окостеневшими поэтическими канонами академизма. Его вдохновляла жизнь стокгольмского разночинца конца XVIIIв. Лучшие его произведения «Fredmans epistlar» (Послания Фрэдмана, 17.

Значения в других словарях
Скалбе

СКАЛБЕ Карл (Karlis Skalbe, 1879-) - латышский поэт. Сын сельского кузнеца, пыл народным учителем, участвовал в движении 1905, эмигрировал. После возвращения на родину был приговорен царским судом к заключению в крепость. По образовании латвийского национального (буржуазного) государства был дважды избран депутатом в парламент но списку демократического центра.Первый сборник стихов «Мечты узника» (Cietumnieka sapЕ†i, 1902) отличается свежестью чувства и силой протеста против обыденной действител..

Скальды

СКАЛЬДЫ - староскандинавские лирические и панегирические поэты. Слово skald означало поэта вообще, но в истории литературы оно применяется только к поэтам придворным (так наз. Hofudhskald - «главным поэтам») в отличие от рапсодов, так наз. «народных» (см. Эдда). Время и место возникновения поэзии С. Нам неизвестны. Древнейший памятник ее - «Рагнарсдрапа» Браги Старого (Brage den Gomle, ок. 830) - не моложе самых старых песен Эдды. Неизвестен также источник новых форм, введенных С. Кельтское прои..

Скандинавские языки

СКАНДИНАВСКИЕ ЯЗЫКИ - датский, шведский, норвежский, исландский и ферейский - составляют северную группу в системе германских яз. , отличаясь от других групп ее рядом особенностей в словарном составе, грамматическом строе (развитие постпозитивного члена, особого возвратно-страдательного залога и т.п.) и звуковой системе (отпадение начального «j» (шв.-норв.) «ar» - нем. «Jahr»), «w» перед лабиальными гласными (дат. «ord» - англ. «word») и др.). С. Яз. Восходят к говорам германских племен, занимав..

Скандовка

СКАНДОВКА от (латин. «scandere») - чтение метрических стихов с отчетливым разделением их на степени и с подчеркиванием тезисов и арсисов, т.е. Сильных и слабых долей стопы .Прием С., вместе с понятием стопы, был перенесен и теорию русского силлабо-тонического стихосложения, причем под С. Стали подразумевать такое чтение стихов, при к-ром ударения расставляются через равные промежутки, независимо от того, совпадают ли они с реальными ударениями стиха или нет. Так. Обр. При С. Отдельные слова могу..

Дополнительный поиск Скандинавские литературы Скандинавские литературы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Скандинавские литературы" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скандинавские литературы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 24 символа