Слонимский

66

СЛОНИМСКИЙ Михаил Леонидович (1897-) - советский писатель. Р. В семье литератора-журналиста. В 1915 окончил Ларинскую гимназию в Петербурге. Пошел добровольцем на фронт. 1917-1918 - начало журналистской работы. С 1919 - первые литературные опыты (рассказ «Поручик Архангельский»).Первая книга С. - «Шестой стрелковый» (рассказы 1921-1922) - книга об империалистической войне, о ее бессмыслице. С. Стремится понять механику войны. Ему несвойственна трактовка войны как стихии. Ужасы военного разгрома описаны с невозмутимым спокойствием. Батальные сцены даны, как в военном рапорте. «Война - шахматная доска». Тем не менее пацифистский страх - страх перед обезличиванием людей войной свойственен С. Но пацифизм С. - это пацифизм революционизирующейся в ходе войны мелкобуржуазной интеллигенции, идущей за пролетариатом.

Будучи выражением буржуазной идеологии, пацифизм этот отличается от пацифизма ремарковского типа. У Ремарка война - мистическая тайна, особая бытовая среда, сглаживающая классовые противоречия. У С. Война - тупая машина, необходимо взорванная революцией.Литературная среда раннего С. - группа «Серапионовы братья» . Но раннему С. Однако не свойственен орнаментализм речи и сюжета, к-рый выдвигался теоретиками группы в качестве основного признака стиля. Сюжет у С. Выравнивается в ряд математически-строгих линий, причинно связанных начиная с ранних рассказов о мелком человеке, о советских буднях. Так, в рассказе «Машина Эмери» каждый поворот запутанного хода личных перипетий героев подчинен идее. «механизировать все, кроме мысли».

В рассказе «Начальник станции» мешанина событий подчинена формуле «одна идея убивает другую», и даже анекдотическая «Сельская идиллия», история «поражения небесным громом» сельских коммунистов и опереточной контрреволюции, разработана как борьба умного порядка с «организованной бессмыслицей». Четкий сюжет, ровное, сдержанное, слегка ироническое повествование - эти черты присущи С.Тема романа «Лавровы» (1924) - расслоение интеллигенции. Герой романа - Борис Лавров - стремится понять сущность революции. Революция особенно резко противопоставлена войне и понята как логически выверенное искусство организовать восстание. Лично Лавровым она осознана еще не как классовая практика, а как «деятельность теоретическая».

Найти свое место в пролетарской революции - значит решить ее собственные судьбы, так думают Лавров и сам С.«Мелкий человек в революции» - тема романа «Средний проспект» (1927). В творчестве ряда советских писателей первого периода нэпа результатом буржуазных влияний явилась идеализация «мелкого человека». С. Был в числе передовых советских писателей, стремившихся уже в восстановительный период опереться на социалистическое содержание действительности. С. Пытается разоблачить мещанскую стихию. Одни герои, и им сочувствует С., рвут с мелкобуржуазным прошлым и приходят к революции, другие оказываются в лагере ее врагов. Однако и здесь разоблачение мещанства сосредоточено на том, что думает о себе сама мелкая буржуазия, а не на вскрытии объективного смысла ее классовой практики.

Вопросы самоопределения разных групп мелкой буржуазии в революции и в этом романе решают судьбы самой революции.Лаконизм, компактность изобразительных средств отличают роман. С. Стремится к причинному художественному мышлению.Роман «Фома Клешнев» (1931) - новый этап творчества С. Он намеренно сталкивает старых своих героев (Лавровы) в новом романе, показывает окончательный приход интеллигенции к пролетариату. Уже не представления мелкой буржуазии о себе, а сама классовая борьба пролетариата делается содержанием романа. Борис Лавров приходит к пониманию своей служебной роли в пролетарской революции, и здесь - причины обогащения, а не обеднения его личности. Субъективные стремления героев проверяются теперь классовой практикой.

В свете этого выворачивается наизнанку моральная сила буржуазного профессора Будного, поза и фразерство разоружающегося меньшевика Жилкина, обывательская вздорность Клары Андреевны, матери Лавровых. Борис Лавров освобождается от старых чувств - самовлюбленности, недоверия к людям. Но новых чувств ни он, ни Фома Клешнев, носитель большевистского ума, не имеют. Клешнев умозрителен, интеллектуален, как и весь роман в целом.В 1934 С. Написан роман о баварской коммуне «Повесть о Левинэ» - одно из немногих произведений о борьбе международного пролетариата за последние годы. Эта книга - прямой подступ к теме современного мирового, в особенности германского, фашизма. Написанная с большим политическим пафосом, образно выраженной партийностью, повесть о героической гибели вождя Баварской коммуны за мировую революцию разработана как идейный поединок коммуниста с целым миром буржуазного права, морали, быта и военной силы.

Центр книги - сцена суда над Левинэ, прямого столкновения победившей буржуазной реакции с героической правдой коммунизма. Психологическая тема «Повести о Левинэ» органична для идейного развития С. Она идет от «Лавровых» и «Фомы Клешнева». Радость освобождения от иллюзий буржуазного общества, составлявшая смысл жизни героев этих книг, поднята в «Повести о Левинэ» до масштаба большой партийно-политической темы. С этими же книгами коренным образом связаны стилевые качества «Повести о Левинэ». Сдержанность определений, скупость красок, лаконизм и точность, отсутствие орнамента, приглушенность интонации, все это возведено в «Повести о Левинэ» в степень окончательного художественного принципа. Правда, сплошь и рядом такая манера рождает в этой книге схему, сужает ее эмоциональные возможности.

Один из любимых образов всего творчества С. - шахматная партия, по закону к-рой сталкиваются в борьбе люди, идеи, события, - пронизывает и эту книгу и является ключом к ее стилю.С. Ведет активную литературно-общественную работу. В настоящее время - член Правления ССП.Библиография. I. Собр. Сочин., с критико-биографич. Очерком З.Штейнмана, «ЗиФ», М., 1928-1929. Сочинения, 4тт., ГИХЛ, Л., 1931-1932. Пощечина, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1930). Фома Клешнев, Роман, ГИХЛ, М. - Л., 1931. Последнее изд. Гослитиздат, Л., 1934. Лавровы. Фома Клешнев, изд. «Советский писатель», (Л.), 1934. Германия, изд. Жургазобъединения, М., 1932. Повесть о Левинэ, Гослитиздат, Л., 1935, и М., 1935 (два изд.). Как я работаю над своим произведением, Профиздат, М., 1934 (Мой творческий опыт - рабочему автору).II.

КрасильниковВ., О Мих. Слонимском, «Книга и революция», 1929, №11. ПолетикаЮ. Человек и система, «Ленинград», 1931, №5. МессерР., Обнажение и исполнение мысли, «Литературная газета», 1932, №25. Ее же. О творчестве М.Л.Слонимского, «Звезда», 1932, №6. ГореловА., Путь современника. Монография, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1933). Автобиографию см. ЛидинВ., Писатели, М., 1926. Писатели о себе, М.Слонимский, «На литературном посту», 1927, №9. Отзывы. О сб. «Удар». Груздев Илья, «Русский современник», 1924, №4. К., Звезда», 1925, №2 (8). О сб. «Машина Эмери». ЛежневА., «Красная новь», 1924, №4. О «Лавровых». КолесниковаГ., «На литературном посту», 1927, №4. НизовцевЛ., «Сибирские огни», 1927, №1. О «Среднем проспекте». КниповичЕ., «Красная новь», 1928, №5.

- О сб. «Западники». ПоляковаМ., «Новый мир», 1929, №3. О «Фоме Клешневе». ДинамовС., «Литературная газета», 1931, №45. ГринбергИ., «Резец», 1931, №9. О «Повести о Левинэ». Штейнман Зел., «Литературный Ленинград», 1934, 20 марта. Горелов Ан., «Литературная газета», 1934, 10 апр. ЖдановН., «Литературный Ленинград», 1934, 8 мая. ЛевинЛ., там же, 1934, 14 мая. РестБ., Дискуссия о Левинэ, там же, 1934, 24 мая.III. ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. - Л., 1928..

Значения в других словарях
Словораздел

СЛОВОРАЗДЕЛ - термин, применяемый в языковедении и стиховедении, граница между отдельными словами. В работах по стиховедению С. Часто отождествляется с паузой внутри предложения, что не соответствует действительности. Отдельное слово в связной речи выделяется не чисто звуковым членением, не паузами, но сложным функционированием грамматико-семантических связей. Однако поскольку слово - по тем или другим признакам - все же выделяется в речи, распределение С. Влияет на ритмическое ее членение, свид..

Слог

СЛОГ - одно из самых простых, но научно наиболее трудно определяемых фонетических понятий. Как это ни странно на первый взгляд, но несомненно, что сознательное выделение С. Предшествовало в истории человечества сознательному выделению отдельного звука. Это ясно из того, что силлабическое (слоговое) письмо повидимому всегда предшествовало фонетическому (звуковому) - Графика. Несомненно в общем, что слуховое впечатление распадения речи на С. Вызывается последовательными ослаблениями и усилениями ..

Случевский

СЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович (1837-1904) - поэт. Р. В дворянской семье. Воспитывался в кадетском корпусе. До 1861 был на военной службе. Главный редактор «Правительственного вестника» (1891-1902), гофмейстер, член совета Министерства внутренних дел. Стихи начал печатать в 1857.Имя С. Получило громкую известность, когда «Современник» напечатал несколько стихотворений молодого поэта (1860, №№1, 2, 3, 5). Тургенев дал им восторженную оценку (позднее, разочаровавшись в С., он вывел его в обр..

Смедли

СМЕДЛИ Агнес (Agnes Smedly) - американская революционная писательница. Р. В фермерской семье. С 14 лет начала работать учительницей. Во время империалистической войны С., находясь в Нью-Йорке, сотрудничала в социалистической прессе. Примкнула к группе индусов - участников революционного национально-освободительного движения, подвергалась в связи с этим полицейским преследованиям и отсидела 6 месяцев в тюрьме. В дальнейшем сотрудничает в ряде европейских и американских изданий. С 1930 по 1933 С. ..

Дополнительный поиск Слонимский Слонимский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Слонимский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Слонимский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа