Табидзе

157

ТАБИДЗЕ Галактион (1892-) - выдающийся грузинский советский поэт. Р. В семье учителя. Учился в тбилисской духовной семинарии.Т. Один из организаторов журнала «Мнатоби», в разное время редактировал журнал «Ломиси». В июне 1935 Т. Принимал участие в Парижском международном конгрессе революционных писателей. В 1933 ему присвоено звание народного писателя Грузии. В 1936, в связи с 15-летием установления советской власти в Грузии, поэт получил высшую награду - орден Ленина.Табидзе начал печататься с 1908 в журнале «Чвени Квали». В 1907-1908 Т. Примкнул к революционным кружкам. Из ранних стихов Табидзе необходимо отметить «Первый май» - стихотворение, полное революционного энтузиазма. Однако во времена реакции, наступившей после революции 1905, поэт уходит в мистику и крайний индивидуализм.В 1914 Т.

Издал свой первый сборник стихов, насквозь пронизанный упадочническими настроениями, воплощенными в мистически-туманных образах. В этом смысле наиболее характерно стихотворение «Синие лошади». Романтико-меланхолическая настроенность поэта в данный период особо сказалась в цикле стихов о любви - «Мери». В этом цикле несомненно ощущаются влияния «Стихов о Прекрасной даме» и «Незнакомки» Блока, хотя образ Мери у Т., несмотря на мистический колорит, дан сравнительно в более реальном плане. Крайний индивидуализм делал поэта глухим к окружающей действительности. Для Т. Как бы не существовало социальной среды. Поэт отрицал город и, воспевая деревенский примитив, искал общения с мистифицированной им природой. В этом смысле особенно примечательно стихотворение «Я и ночь».

В понимании и восприятии природы Т. Сказывалось некоторое влияние величайшего грузинского романтика первой половины XIX в. - поэта Николая Бараташвили. Поэзия Т. Вообще явно обнаруживала зависимость от романтизма («Голубой цвет» и др.). Частое применение символа и метафоры, лишенных конкретно-предметного содержания и выражавших субъективно-иррациональные чувства поэта, было основным свойством поэтики Табидзе. Как мастер художественного слова Табидзе - один из талантливейших новаторов в грузинской поэзии XIX века. Он обогатил грузинскую лирику новыми художественными средствами, новым метром и ритмом, своеобразными формами композиции. Для стихов Табидзе характерны звуковые повторы и богатая внутренняя рифма. Однако очень часто Табидзе делал упор на музыкальность в ущерб смыслу.

По сложной композиции образов, ритмике и лирической насыщенности стихи Т. Являлись образцами художественного мастерства в грузинской лирической поэзии. Февральская и Великая Октябрьская социалистическая революции произвели огромное впечатление на Т. И получили в его творчестве своеобразное отражение.В 1919 Т. Издал вторую книгу стихов «Артистические цветы». Эта книга ярко показывала, что меньшевистский режим способствовал угасанию того творческого подъема, который был вызван революцией.Мистико-символистское мироощущение поэта здесь еще более усугубилось религиозным экстазом. Поэт «искал гибели» и пел оды «фантастическим убийствам».В 1921 с установлением советской власти в Грузии начался новый период в творчестве Т.

Великие процессы социалистического переустройства жизни вызвали коренной перелом в художественном развитии Т. Из передовых представителей старой культуры в Грузии Т. Один из первых смело шагнул в сторону революционного пролетариата. Восторженно воспевая пролетарскую революцию, Т. В первое время, однако, воспринимал ее лишь как стихийный бунт против ненавистного буржуазного общества. Будущее революции рисовалось поэту в смутных, неясных тонах. Революционная атмосфера и органическое включение в социалистическое строительство вскоре привело Т. К правильному осознанию сущности пролетарской революции. Т. Делается подлинным певцом революции.Т. Создал целый ряд поэтических произведений высокого идейно-художественного значения.

«Эпоха» (1927), «Пацифизм» (1930), «Революционная Грузия» (1931), «Пресса» (1932) и др. В «Эпохе» он касается актуальных политических проблем международного положения, классовой борьбы, интернациональной идеи, конкретных вопросов социалистического строительства. Революционная идейная направленность, широта охвата социальной действительности и художественная простота - вот характерные черты этих стихов. В творческом росте Т. Высшей ступенью является «Революционная Грузия», где поэт рисует широкую картину социалистического строительства. Гиганты социалистической индустрии, колхозные поля, переустройство транспорта, Красная армия, пионерская жизнь, роль поэта в новой жизни, процесс социалистической переделки человека - вот факты и явления, для выражения к-рых Т.

Умеет находить слова большой поэтической силы. Разложение капиталистического мира - его хищнические империалистические стремления Т. Мастерски изображает в поэме «Пацифизм». В поэме «Пресса» Т. Разоблачает лакейство и торгашеский характер капиталистической печати, находящейся на службе у буржуазии, противопоставляя ей социалистическую советскую прессу.Особо следует остановиться на великолепных стихах Т. О назначении поэта. Т. Часто возвращается к этой теме. Резко отмежевываясь от своих старых индивидуалистически-эстетических позиций, Т. Осуждает всякий отход от действительности, от народа. Он требует от поэта органической связи с народным творчеством. У Т. Наблюдается коренное изменение языка. Последний становится у него все более понятным, близким к разговорной речи, привлекательным своей простотой и народностью.

Язык у Т. Постепенно освобождается от мистико-декадентских оборотов. Изменяется и ритмическая структура стиха Т. Вместо монотонно-напевного ритма символистского периода его творчества у Т. Появляется новая - динамическая ритмика стиха, созвучная радостной жизни Советской страны.Если в поэзии Т. Моментами еще ощущаются отдельные идейно-творческие срывы, то все же в общем по мере глубокого освоения социалистической практики поэт смело подымается к вершинам социалистического творчества, становясь одним из крупнейших художников советской эпохи и неутомимым борцом за социалистическую культуру.Библиография. На грузинском яз. Собр. Сочин., т. I, 1927. Т. II, Тифлис, 1935. Стихи, 1914. Артистические цветы, Тифлис, 1919. Эпоха, 1930.

Пацифизм, 1930. Революционная Грузия, 1931. Пресса, 1932. На русском яз. Избранные стихи, Тифлис, 1933. Стихи и поэмы, Закгиз, 1935. Избранные стихи, «Советский писатель», М., 1937..

Значения в других словарях
Сюрреализм

СЮРРЕАЛИЗМ - течение в литературе и изобразительном искусстве, возникшее на французской почве, почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как лит-ой школы. С. Выразил настроения растерянности перед мерзостью современного капитализма и капиталистической культуры и выступал в сущности под теми же лозунгами, что и дадаизм. Во всяком случае большинство поэтов, примыкавших к «дада», оказались в рядах сюрреалистов (А. Бретон, Ф. Супо, П. Элюар и др.). Подобно дадаизму, С. Прокламировал ..

Сяо

СЯО Эми (Сяо Сань, 1899-) - китайский революционный поэт и литературовед. Р. В дер. Сянсян (провинция Хунань). Окончив учительскую семинарию, три года учительствовал. Принял участие в антияпонском движении «4-го мая 1919» и в движении «литературной революции». Писать С. Начал рано. В 1919 он - деятельный участник студенческой газеты «Сян-цзян ревью», выходившей под редакцией Мао Цзе-дуна. Совместная учеба и общение с Мао и другими помогли С. Стать поэтом-революционером. Великая Октябрьская социа..

Тавадзе

ТАВАДЗЕ Соломон (1890-) (псевдоним «Оболи-Муша») - грузинский писатель. Происходит из крестьян. С 1903 по 1906 работал на фабрике и чайных плантациях в Чакве. В 1906 за участие в революционном движении был сослан в Тобольскую губ. В 1910 был снова арестован и присужден к тюремному заключению на 10 лет.Литературную деятельность Т. Начал в 1912, вступив в ассоциацию «демократических поэтов» «Демос». Начало творчества Т. Относится к периоду подъема революционного движения в стране (1912-1916). Стих..

Тавастшерна

ТАВАСТШЕРНА Карл Август (Tavastjerna K. A., 1860-1898) - основоположник реалистической школы шведо-финской литературы. Т. Положил конец господству эпигонов Тегнера и Топелиуса, дал реалистическое изображение жизни финского народа, в особенности крестьянства, которое все еще воспевали как «патриархальное», игнорируя его изменившееся положение. Реализм Т., однако, не свободен от импрессионизма, а психологизм порою слишком субъективен. Лучшие произведения Т. «Barndomsvanner» (Друзья детства), первы..

Дополнительный поиск Табидзе Табидзе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Табидзе" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Табидзе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 7 символа