Дифференциальные Игры

69

- раздел математич. Теории управления (см. Автоматического управления теория), в к-ром изучается управление в конфликтных ситуациях. Теория Д. И. Примыкает также к общей игр теории. Первые работы по теории Д. И. Появились в сер. 50-х гг. 20 в. Постановка задач теории дифференциальных игр. Различают Д. И. Двух игроков и нескольких игроков. Основные результаты получены для задач с двумя игроками. Содержательное описание этих задач укладывается в следующую схему. Имеется динамическая система, в к-рой часть управляющих воздействий подчинена игроку I, а другая часть - игроку II. При постановке задачи, стоящей перед игроком I или II, предполагается, что выбор управлений этого игрока, гарантирующий ему достижение определенной цели при любом неизвестном заранее управлении противника, может опираться лишь на нек-рую информацию о текущих состояниях системы.

В теории Д. И. Рассматриваются также задачи управления в условиях неопределенности, когда помехи, действующие на систему, трактуются как управления противника. Напр., постановка задачи игрока I описывается следующим образом. Обычно предполагается, что движение управляемой системы задается дифференциальным уравнением где х- фазовый вектор системы, ии v- управляющие векторы игроков I и II соответственно. Определен класс стратегий игрока I, и для каждой стратегии определен пучок движений X(U), к-рый порожден этой стратегией в паре со всевозможными управлениями противника и выходит из начального состояния системы (1). Эти понятия выбираются так, чтобы они соответствовали заданным ограничениям на управления игроков и характеру информации о текущих состояниях системы, предоставленной игроку I.

На движениях x(t), t>t0, системы (1) задан функционал (плата игры), значение к-рого игрок I стремится минимизировать (иногда функционал g зависит также от реализаций u(t), v(t), t>t0, управлений игроков). Учитывая самую неблагоприятную реализацию движения выбор к-рой в этой задаче предоставляется противнику, качество стратегий оценивается величиной Задача игрока I состоит в определении стратегии на к-рой достигается минимум функционала х 1 (эта задача наз. Задачей степени). Иногда рассматривается так наз. Задача качества, в к-рой требуется определить условия существования стратегии удовлетворяющей неравенству где с- нек-рое заданное число. Аналогичным образом формулируются задачи игрока II, к-рый максимизирует плату игры.

Стратегии игрока II оцениваются величиной Задача степени здесь состоит в выборе стратегии максимизирующей значение функционала x2, а задача качества - в определении условий, при к-рых для нек-рой стратегии Если в задачах игроков I и II классы стратегий и таковы, что для всякой пары можно определить хотя бы одно движение порожденное этой парой, то говорят, что эти две задачи составляют дифференциальную игру, определенную на классе стратегий Если в Д. И. Выполняется равенство то величина с 0 наз. Ценой дифференциальной игры. Типичным примером Д. И. Является игра преследования - уклонения. В этой игре х= ( х 1, . ., xk+l) =(y1, ..., у k,z1, . ., zl), где уи z - фазовые векторы преследователя и преследуемого соответственно, движение к-рых описывается уравнениями Наиболее часто рассматривается случай, когда выбор управлений стеснен ограничениями вида (2) где Р и Q- некоторые компакты.

Платой в этой игре является время до встречи, т. Е. где {у} т и {z} т - векторы, составленные из первых ткомпонент векторов y и z. Таким образом, сближение точек {y(t)}m и {z(t)}m нa заданное расстояние е трактуется как встреча объектов. В случае, когда игроки располагают информацией о текущей позиции игры (t, x(t)), т. Е. В позиционной игре преследования-уклонения, существует цена игры. Формализации дифференциальных игр. Для математич. Формализации Д. И. Необходимы строгие определения перечисленных выше понятий. Основное внимание в теории Д. И. Было уделено задачам, в к-рых игрокам известна позиция игры, а управления удовлетворяют ограничениям (2). В этом случае естественно было определить стратегии игроков как функции u=u(t, x), v=v(t, х )со значениями в компактах Ри Qсоответственно.

Оказалось, однако, что при таком подходе нередки случаи, когда приходится рассматривать разрывные стратегии, а порожденные ими движения нельзя определить известными в теории дифференциальных уравнений понятиями. Трудности, возникшие сначала на этом пути, привели к созданию иных постановок Д. И. Ниже рассмотрены такие формализации, где не используются позиционные стратегии. Затем дана формализация позиционных Д. И., к-рая охватывает разрывные позиционные стратегии и базируется на специальном определении движений. Среди сложившихся направлений в теории Д. И. Прежде всего следует отметить цикл исследований (см., напр., [2] - [4]), восходящих к работе У. Флеминга [1]. Здесь рассматривается аппроксимация Д. И. Многошаговыми играми, где игроки последовательно (по шагам) выбирают свои управления на заданных промежутках времени [ti, ti+1), i=0, 1, .

.., N. Причем обычно выделяется игрок, выбирающий каждый раз свое управление первым и сообщающий этот выбор противнику. В зависимости от того, минимизирует или максимизирует этот игрок плату игры, различают мажорантную и минорантную многошаговые игры. Применение этого подхода сводится к доказательству теорем существования цены Д. И., определенной здесь как общее значение, к к-рому сходятся цены мажорантной и минорантной игр при измельчении разбиений [ti, ti+1), i=0, 1, . ., N (увеличении числа шагов). Однако построение позиционных стратегии, не зависящих от дискретизации времени, при таком подходе, как правило, не рассматривается. Л. С. Понтрягин предложил постановку игровых задач управления (см., напр., [5] - [8]), где допускается информационная дискриминация противника, т.

Значения в других словарях
Дифференциальное Уравнение С Частными Производными

..

Дифференциальное Уравнение С Частными Производными Второго Порядка

..

Дифференциальные Уравнения

система бесконечного порядка - бесконечная совокупность дифференциальных уравнений содержащая бесконечное множество неизвестных функций xk(t), k=1,2, . ., и их производные. Решением такой системы наз. Множество функций {xk(t)}, обращающих все уравнения системы в тождества. Система (1) наз. Счетной, в отличие от несчетной системы где а пробегает нек-рое несчетное множество значений. Система вида (2) содержит в себе несчетное множество функций {xa(t)}, подлежащих определению, и их производны..

Дифференциальные Уравнения На Торе

потоки на торе,- класс динамических систем. Примером может служить поток, порожденный групповыми сдвигами тора (как Ли группы )на элементы к.-л. Однопараметрич. Подгруппы тора. В терминах "угловых", или "циклических", координат на торе, отсчитываемых по модулю 1 (их можно рассматривать как обычные координаты в евклидовом пространстве Rn, из к-рого тор Т п получается как факторгруппа по целочисленной решетке Z п), этот поток описывается так. За время tточка х=( х 1,. ., х п )переходит в т..

Дополнительный поиск Дифференциальные Игры Дифференциальные Игры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дифференциальные Игры" в словаре Математическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дифференциальные Игры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 21 символа