Адорно Т.
(Adorno) Теодор (фам. Отца Визенгрунд, Wiesengrand. А. - фам. Матери) (11 IX 1903, Франкфурт-на-Майне- 6 VIII 1969, Бриг, Швейцария) - нем. Философ, социолог, музыковед и композитор. Изучал композицию у Б. Секлеса и А. Берга, фп. - у Э. Юнга и Э. Штойермана, а также историю и теорию музыки в Венском ун-те. В 1928-31 ред. Венского муз. Журн. "Anbruch", в 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. Изгнанный из ун-та нацистами, эмигрировал в Англию (после 1933), с 1938 жил в США, в 1941-49 - в Лос-Анджелесе (сотрудник Ин-та обществ. Наук). Затем возвратился во Франкфурт, где был профессором ун-та, одним из рук. Ин-та социологических исследований.А. - разносторонний учёный и писатель-публицист. Его философские и социологич. Труды являются в ряде случаев и музыковедческими исследованиями.
Уже в ранних статьях А. (конец 20-х гг.) ярко выразилась социально-критич. Тенденция, осложнённая, однако, проявлениями вульгарного социологизма. В годы амер. Эмиграции наступило окончательное духовное созревание A., сформировались его эстетич. Принципы. В период работы писателя Т. Манна над романом "Доктор Фаустус" А. Был его помощником и консультантом. Описание системы серийной музыки и критики её в 22-й главе романа, а также замечания о муз. Языке Л. Бетховена основаны целиком на анализах А. Выдвинутой А. Концепции развития муз. Иск-ва, анализу западноевроп. Культуры посвящён ряд книг и сб. Статей. "Очерк о Вагнере" (1952), "Призмы" (1955), "Диссонансы" (1956), "Введение в музыкальную социологию" (1962) и др. В них А. Предстаёт как острый в своих оценках учёный, приходящий, однако, к пессимистич.
Выводам о судьбе западноевроп. Муз. Культуры. Круг творческих имён в трудах А. Ограничен. Он ориентируется гл. Обр. На творчество А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, редко упоминая не менее крупных композиторов. Неприятие его распространяется на всех, сколько-нибудь связанных с традиционным мышлением композиторов. Он отказывает в положительной оценке творчества даже таким крупнейшим композиторам, как С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Онеггер. Его критика направлена также и на послевоенных авангардистов, к-рым А. Ставит в вину утрату естественности муз. Языка и органичности худож. Формы, связанность математич. Расчётом, что приводит на практике к звуковому хаосу. С ещё большей непримиримостью обрушивается А. На т. Н. "массовое" иск-во, служащее, по его мнению, духовному порабощению человека.
А. Полагает, что истинное иск-во должно быть в постоянном конфликте и с массой потребителей, и с аппаратом гос. Власти, регламентирующим и направляющим официальную культуру. Однако иск-во, противостоящее регламентирующей тенденции, оказывается, в понимании A., узкоэлитарным, трагически изолированным, убивающим в себе жизненные истоки творчества. В этой антитезе проявляется замкнутость и бесперспективность эстетико-социологич. Концепции А. Его философия культуры имеет преемственные связи с философией Ф. Ницше, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета. Нек-рые её положения сформировались как реакция на демагогическую "культурную политику" национал-социалистов. Схематизм и парадоксальность концепции А. Отчётливо сказались в его книге "Философия новой музыки" (1949), построенной на сопоставлении творчества А.
Шёнберга и И. Стравинского. Экспрессионизм Шёнберга, как утверждает A., ведёт к распаду муз. Формы, к отказу от создания композитором "законченного опуса". Целостное же замкнутое худож. Произв., по мнению A., уже своей упорядоченностью искажает действительность. С этой точки зрения А. Критикует неоклассицизм Стравинского, к-рый якобы отражает иллюзию примирения индивидуальности и об-ва, превращая иск-во в ложную идеологию. А. Считал закономерным абсурдное искусство, оправдывая его существование бесчеловечностью общества, в к-ром оно возникло. Истинное произв. Иск-ва в совр. Действительности, по мнению A., может оставаться лишь разомкнутой "сейсмограммой" нервных шоков, неосознанных порывов и смутных движений души.А. - крупный авторитет в совр.
Зап. Муз. Эстетике и социологии, убеждённый антифашист и критик бурж. Культуры. Но, критикуя бурж. Действительность, А. Не принимал идеи социализма, они остались чужды ему. В ряде выступлений А. Проявилось враждебное отношение к муз. Культуре СССР и др. Социалистических стран. Его протест против стандартизации и коммерциализации духовной жизни звучит остро, однако позитивное начало эстетич. И социологич. Концепции А. Выявлено значительно слабее, менее убедительно, чем начало критическое. Отвергая и совр. Бурж. Идеологию и идеологию социалистическую, А. Не видел реального выхода из духовного и социального тупика совр. Бурж. Действительности и остался по сути дела во власти идеалистич. И утопич. Иллюзий о "третьем пути", о некой "иной" социальной действительности.А.
- автор муз. Произв. Романсов и хоров (на тексты С. Георге, Г. Тракля, Т. Дёйблера), пьес для оркестра, обработок франц. Нар. Песен, инструментовок фп. Пьес Р. Шумана и др.Литературные сочинения. Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949. Versuch ьber Wagner, Frankf., 1952. Prismen, Frankf./M., 1955. Dissonanzen, Cцttingen, 1956. Klangfiguren, B.-Frankf., 1959. Mahler. Eine musikalische Physiognomik, Frankf./M., 1960. Einleitung in die Musiksoziologie, Frankf., 1962, и др.Литература. Манн Т., История "Доктора Фаустуса". Роман одного романа, гл. V, Собр. Соч., т. IX, М., 1960. Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, гл. V. Развитие элитарной концепции искусства на основе буржуазной философии истории и социологии XX века, М., 1966. Его же, Негативная диалектика "негативной диалектики" Т.
Адорно, "СМ", 1969, NoNo 7, 8. Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, "Вопросы философии", 1968, No 3.О. Т. Леонтьева.
Дополнительный поиск Адорно Т.
На нашем сайте Вы найдете значение "Адорно Т." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адорно Т., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 9 символа