Аккорд

142

(франц. Accord, итал. Accordo, от позднелат. Accordo - согласовываю) - созвучие из трёх и более разл. (разноимённых) звуков, к-рые отстоят друг от друга на терцию или могут быть (путём перестановок) расположены по терциям. Подобным образом А. Ранее всего определён И. Г. Вальтером ("Musikalisches Lexikon oder Musikalische Bibliothek", 1732). До этого под А. Понимались интервалы - всякие или только консонансы, а также любые сочетания тонов в одновременном звучании.В зависимости от количества входящих в состав А. Разноимённых звуков различают трезвучие (3 звука), септаккорд (4), нонаккорд (5), ундецимаккорд (6, встречается редко, как и А. Из 7 звуков). Нижний звук А. Называют осн. Тоном, остальные звуки получают назв. По интервалу, образуемому ими с осн.

Тоном (терция, квинта, септима, нона, ундецима). Любой звук А. Может быть перенесён в др. Октаву или удвоен (утроен и т.п.) в др. Октавах. При этом А. Сохраняет своё название. Если осн. Тон переходит в верхний или один из средних голосов, возникает т. Н. Обращение аккорда.А. Может быть расположен и тесно и широко. При тесном расположении трезвучия и его обращений в четырёхголосии голосб (кроме баса) отстоят друг от друга на терцию или кварту, в широком - на квинту, сексту и октаву. Бас может образовать с тенором любой интервал. Встречается и смешанное расположение A., в к-ром сочетаются признаки тесного и широкого расположения.В А. Различаются две стороны - функциональная, определяемая его отношением к тонике лада, и фоническая (красочная), зависящая от интервального состава, расположения, регистра, а также от муз.

Контекста.Осн. Закономерностью строения А. Остаётся до наст. Времени терцовость состава. Всякое отступление от неё означает введение неаккордовых звуков. В конце 19 и в 20 вв. Делались попытки полной замены терцового принципа квартовым (А. Н. Скрябин, А. Шёнберг), однако последний получил лишь ограниченное применение.В совр. Музыке широко используются усложнённые А. Терцового строения, в к-рых внедрение диссонансов повышает экспрессивность и красочность звучания (С. С. Прокофьев):Композиторы 20 в.применяют также А. Смешанного строения.В додекафонной музыке А. Теряет самостоятельное значение и становится производным от последования звуков в "серии" и её полифонич. Преобразований.Литература. Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884-85.

Его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, М., 1956 (оба издания вошли в Полн. Собр. Соч., т. IV, М., 1960). Ипполитов-Иванов М. М., Учение об аккордах, их построение и разрешение, М., 1897. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В., Учебник гармонии, ч. 1-2, 1937-38, посл. Изд. 1965. Тюлин Ю., Учение о гармонии, Л.-М., 1939, M., 1966, гл. 9. Тюлин Ю., Pривано Н., Учебник гармонии, ч. 1, М., 1957. Тюлин Ю., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959. Берков В., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-66, 1970. Riemann H., Geschichte der Musiktheorie, Lpz., 1898, В., 1920. Schцnberg A., Harmonielehre, Lpz.-W., 1911, W., 1922. Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Tl 1, Mainz, 1937. Sch?nberg A., Structural functions of harmony, L.-N. Y., 1954. Janecek K., Zбklady modernн harmonie, Praha, 1965.Ю.

Г. Кон.

Значения в других словарях
Акколада

(франц. Accolade, от accolader - соединять скобкой. Англ. Brace, нем. Klammer) - в нотном письме комбинация вертикальной линии и фигурной скобки, соединяющая нотные станы (строки) в произв. Для фп., органа, арфы, а также прямые или дополненные вертикальной линией фигурные скобки, соединяющие нотные станы в хоровых, камерных и оркестровых партитурах.. ..

Аккомпанемент

(франц. Accompagnement, от accompagner - сопровождать. Итал. Accompagnamento. Англ. Accompaniment. Нем. Begleitung). 1) Партия инструмента (напр., фп., гитары и т.д.) или партии ансамбля инструментов (певч. Голосов), сопровождающие сольную партию певца или инструменталиста. А. Помогает солисту точно исполнять свою партию. 2) Всё в муз. Произв., что служит гармонич. И ритмич. Опорой осн. Мелодич. Голосу. Подразделение муз. Изложения на мелодию и А. Свойственно музыке гомофонно-гармонического скла..

Аккордеон

(франц. Accordeon, от нем. Akkordion). 1) Общее наименование пневматич. Язычковых инструментов разл. Конструкции, имеющих на левой клавиатуре систему готового аккордового аккомпанемента (см. Гармонь). Название А. Известно с 1829, когда венский орг. Мастер К. Дамиан дал его усовершенствованной им гармонике. В России название А. В форме "аккордион" применялось в 19 - нач. 20 вв. Первые А. Издавали при сжатии и растяжении меха звуки различной высоты. На правой клавиатуре было 5-7 и более кнопок, на..

Аккордовый звук

Звук, входящий в состав аккорда. А. З. Являются все звуки любого созвучия, к-рые можно расположить по терциям, - осн. Звук, терция, квинта, септима и нона (ундецима и следующие терцовые наслоения, нарушающие функциональную определённость аккорда, применялись лишь как исключение).А. З. Могут появляться в условиях гармонической и мелодической фигурации.В конце 19 - нач. 20 вв. Нек-рые композиторы пытались заменить терцовый принцип построения аккорда к.-л. Иным. В этом случае понимание А. З. Соотве..

Дополнительный поиск Аккорд Аккорд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аккорд" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аккорд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа