Аренский А. С.

112

Антон (Антоний) Степанович (30 VI (12 VII) 1861, Новгород - 12(25) II 1906, Перкярви, близ Териоки, ныне Зеленогорска Ленинградской обл.) - рус. Композитор, пианист, дирижёр, педагог. Сын врача. Учился в Петербурге в частной музыкальной школе Руссо (у К. К. Зикке). В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Моск. Консерватории (общие муз.-теоретич. Предметы, в 1889-94 специальные теоретические дисциплины и класс свободного сочинения. С 1889 профессор). Его ученики. С. В. Рахманинов, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзер и другие. В 1888-95 руководил концертами Рус. Хор. Об-ва. В 1895-1901 был управляющим петерб. Придв. Певч. Капеллы. С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью (выступал в России и за границей как пианист и дирижёр).Творчество А.

Сформировалось под влиянием рус. Композиторов и прежде всего П. И. Чайковского. А. По-преимуществу лирик, для музыки его характерны элегически-созерцат. Настроения. Лучшие произв. А. Принадлежат к жанру камерной вок. И инстр. Музыки. Популярны романсы "Разбитая ваза" (сл. А. Н. Апухтина), "Не зажигай огня" (сл. Д. М. Ратгауза), "Осень" (сл. Т. Л. Щепкипой- Куперник). Значит. Место в творчестве композитора занимают фп. Сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его фп. Миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры. Б. Ч. Они объединены в серии-циклы ("Пестрота", ор. 20. 4 пьесы, ор. 25. "Характеристические пьесы", ор. 36, и др.). Из фп. Произв. Крупной формы выделяются концерт f-moll (1882), фантазия на темы И.

Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-конц. Стиле разрабатываются народные былинные темы. А. Одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фп. (4 сюиты, лучшие из них - 2-я и 3-я). Значительное место в творчестве А. Занимают инструментальные ансамбли (2 фп. Трио, 2 квартета, фп. Квинтет), наиболее популярно среди них - фп. Трио d-moll (1894), посв. Памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова.Операм А. Недостаёт драматизма и целостности. В опере "Сон на Волге" (по А. Н. Островскому, 1888. А. Дополнил и переработал переданное ему Чайковским либр. Оперы "Воевода") более всего удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом одноактная опера А. "Рафаэль" (1894).Склонность А. К лирич. Камерности проявилась и в симфониях.

В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова. 2-я (1889) - характеризуется сжатостью формы, придающей симф. Циклу черты лирич. Поэмности. Из симф. Сочинений А. Чаще исполняется орк. Сюита g-moll (1886).Сочинения. Оперы - Сон на Волге (ор. 16, 1888, пост. 1890 (ст. Стиль), Большой т-р, Москва), Рафаэль (ор. 37, пост. 1894, Москва, силами учащихся консерватории), Наль и Дамаянти (ор. 47, 1903, пост. 1904, Большой т-р, Москва). Балет - Ночь в Египте (Египетские ночи, ор. 50, 1900, пост. 1908, Париж, "Русские сезоны" С. П. Дягилева. 1909, Мариинский т-р, Петербург). Кантаты - Лесной царь (на текст И. В. Гёте, пер. В. А. Жуковского, ор. 3, 1882), На 10-летие коронования (на текст А. Крюкова, ор. 26, 1893). Для голоса с орк. - баллада Волки (на текст А.

К. Толстого, ор. 58, 1902), баллада Кубок (с хором, на текст Ф. Шиллера, пер. Жуковсксго, ор. 61, 1902), сюита Воспоминание (на текст П. Б. Шелли, пер. К. Д. Бальмонта, ор. 71, 1904), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др. Для орк. - 2 симфонии (h-moll, op. 4, 1883, и A-dur, op. 22, 1889), сюита g-moll (op. 7, 1886), Фантазия Маргарита Готье (ор. 9, 1886), Интермеццо (g-moll, для струн. Орк., ор. 13, 1888-89), Сюита из балета "Египетские ночи" (ор. 50, 1900), Вариации на тему Чайковского (для струн. Орк., ор. 35), марши. Для фп. С орк. - концерт (f-moll, op. 2, 1882), фантазия на темы Рябинина (ор. 48, 1899). Концерт для скр. С орк. (a-moll, op. 54, 1901). Камерно-инстр.

Ансамбли - фп. Квинтет (D-dur, op. 51, 1900), 2 струн. Квартета (G-dur, op. 11, 1888, и a-moll, ор.35, 1894), 2 фп. Трио (d-moll, op. 32, 1894, и f-moll, ор. 73, 1905), пьесы для скр. И фп., для влч. И фп. (ор. 12, 30, 56, 72). Для фп. В 2 руки - ор. 1, 5, 8, 19, 20, 24, 25, 28, 36, 41, 42, 43, 52, 53, 63, 67, 74. Для фп. В 4 руки - ор. 34, 66. Для 2 фп. В 4 руки - 4 сюиты (ор. 15, 1890. Ор. 23, "Силуэты", 1892. Ор. 33, 1894. Ор. 62, 1902), Детская сюита (Каноны, ор. 65, 1903). Хоры - светские, в т.ч. A cappella (жен., 3 муж., смешанный), и духовные. Романсы - ор. 6, 10, 17, 21, 27, 38, 44, 60, 64, 70. Вок. Ансамбли - 3 квартета (с влч.), 2 квартета (a cappella), 5 дуэтов (с фп.), дуэты ор. 29, 45 и др. Музыка к сценич. И лит. Произв. - к инсценировке поэмы "Бахчисарайский фонтан" Пушкина (ор.

46, 1899), к драме "Буря" Шекспира (ор. 75, пост. 1905, Малый т-р, Москва). Перелож. Собств. Произведений.Литературные сочинения. Краткое руководство к практическому изучению гармонии, М., 1891, М., 1929. Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, М., 1893-94, М., 1930. Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии, М., 1897, посл. Изд., М., 1960. Музыкальная заметка (замечания к напевам И. Т. Рябинина), "Этнографическое обозрение", 1894, М 4.Письма. П. И. Чайковскому, в кн. Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. III, M., 1903. С. И. Танееву, "СМ", 1937, No 6, также в сб. С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952, с. 69-197. А. И. Зилоти, "РМГ", 1909, NoNo 40-42. А. П. Ленскому, в статье. Заметки А. П. Ленского и переписка с ним А.

С. Аренского по поводу "Бури" Шекспира, "ЕИТ", 1909, вып. IV.Литература. Кашкин Н. Д., "Сон на Волге". Опера. Музыка А. Аренского, "Артист", 1891, No 12. Конюс Г. Э., "Рафаэль". Музыкальные сцены А. С. Аренского, "Артист", 1894, No 37. "Наль и Дамаянти" Аренского, "ЕИТ". 1903/1904, вып. XIV. О. В-ва, Антон Степанович Аренский, "РМГ", 1906, No 9. Последнее произведение А. Аренского "Буря", "РМГ", 1906, No 41. "ЕИТ", 1907-1908, вып. XVIII (некролог). Гнесин М. P., А. Аренский, "Ростовская речь", 1916, No 47. Цыпин Г., Аренский, М., 1966.Ю. Н. Хохлов.

Значения в других словарях
Аренг К. Й.

Куно Йоханнесович (р. 23 VII 1929, волость Выхмута, ныне Раквереский р-н) - сов. Хор. Дирижёр и педагог. Нар. Арт. Эст. ССР (1974). В 1959 окончил Таллинскую консерваторию у Г. Г. Эрнесакса, в 1965 - аспирантуру при Ленингр. Консерватории у Е. П. Кудрявцевой. Один из дирижёров Респ. Смешанного хора хор. Дирижёров и гл. Дирижёр Таллинского камерного хора (с 1962). С 1966 дирижёр Гос. Акад. Муж. Хора Эст. ССР. С 1975 один из гл. Дирижёров респ. Певч. Праздников. С 1962 преподаёт в Таллинской консе..

Арендс А. Ф.

Андрей (Генрих) Фёдорович (2(14) III 1855, Москва - 27 IV 1924, там же) - советский дирижёр, скрипач и композитор. Засл. Арт. Гос. Академич. Театров (1922). Род. В семье музыканта. В 1877 окончил Моск. Консерваторию по классу скрипки Ф. Лауба (теорию музыки изучал у П. И. Чайковского). Некоторое время работал концертмейстером Шведской оперы в Гельсингфорсе. В 1883-92 альтист оркестра Большого театра и преподаватель Муз.-драм. Уч-ща Моск. Филармонич. Общества. В 1892-1900 дирижёр оркестра Малого ..

Ариетта

(итал. Arietta, уменьшит. От aria. Франц. Ariette). 1) Небольшая ария, обычно в двухчастной форме, отличающаяся простотой изложения, песенностью мелодики. 2) В 1-й пол. 18 в. Во франц. Опере - ария da capo, к-рую пели на итал. Текст, обычно в блестящем колоратурном стиле. В отличие от арии, в итал. Опере не была связана с развитием сценич. Действия и применялась исключительно как "вставной" номер в дивертисменте. 3) В одной из разновидностей франц. Комич. Оперы - "комедии, перемежающейся ариетта..

Аринушка

См. Колобаева И. В.. ..

Дополнительный поиск Аренский А. С. Аренский А. С.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аренский А. С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аренский А. С., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 14 символа