Венецианская школа

104

Назв. Нескольких направлений муз. Творчества, сложившихся в Венеции в 16-17 вв. Центром В. Ш. В 16 - нач. 17 вв. Был собор св. Марка. В нём работали органистами и композиторами все осн. Представители школы. Первыми капельмейстерами собора были. П. Де Фосис (в 1491-1527), А. Вилларт (в 1527-62), К. Де Pope (в 1563), Дж. Царлино (в 1565-90), Б. Донато (в 1590-1603), Дж. Кроче (в 1603-09), Ч. Мартиненго (в 1609-13), К. Монтеверди (в 1613-43). Первыми органистами - Дж. Армонико (в 1516-51), А. Падовано (в 1552-64), К. Меруло (в 1564-84), А. Габриели (в 1585-86), Дж. Габриели (в 1586-1612). В числе вторых органистов К. Меруло (в 1557-64), А. Габриели (в 1564-65), Дж. Габриели (в 1565-86). Основоположником В. Ш. Был А. Вилларт, нидерландец по происхождению, автор мотетов, ричеркаров для инстр.

Ансамблей, многохорных сочинений и канцон в нар. Духе. Вилларт и его ученики и последователи, в особенности А. И Дж. Габриели, объединив достижения нидерл. Полифонистов и местные нац. Традиции (нар. Песня, гомофонное сложение, многохорность), создали новый высокоразвитый монументально-декоративный стиль вок. Полифонии, характеризующийся пышностью, колористич. Богатством, полнотой звучания. В отличие от композиторов римской папской капеллы, они нередко усиливали вок. Голоса орк. Инструментами. В их сочинениях постоянно использовалось разделение хора и оркестра на противопоставлявшиеся друг другу группы, временами сливавшиеся в мощном общем звучании. Привлекались оба имевшихся в соборе органа, также противостоявшие друг другу.

Хотя большинство подобных сочинений писалось на духовные тексты ("Священные симфонии" Дж. Габриели), их музыка отражала типичное для эпохи полнокровное оптимистич. Мировосприятие, упоение богатством и красочностью действительности. Музыка эта была родственна современной ей венецианской живописи - творениям Тициана, Веронезе. Не случайно Дж. Габриели называли "музыкальным Тицианом Венеции".Те же устремления проступали и в др. Жанрах. Осн. Жанр светской вок. Музыки - мадригал - вслед за Виллартом развивали его ученики Н. Вичентино и К. Де Pope. Мадригал становится у них более выразительным, насыщается хроматикой. Как шуточные подражания нар. Песням создаются многогол. Канцоны (А. Вилларт, А. Габриели, Б. Донато, К. Меруло), к-рые оказали влияние на формирование мадригальной комедии и оперной арии.

В области орг. Музыки основы В. Ш. Заложил К. Меруло, старые орг. Жанры ричеркара, канцоны, токкаты развивали А. И Дж. Габриели, К. Меруло и др. Уже у Меруло органная музыка насыщается контрастами, драматизируется, у Дж. Габриели внутри ричеркара формируется новый жанр - фуга.В 17 в. Центром В. Ш. Становится первый в истории общедоступный (платный) оперный театр, открытый в 1637. Главой В. Ш. В области оперы был К. Монтеверди. Его последователи в этом жанре - Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Ф. Гросси, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Страделла, А. Вивальди и др. Для венецианской оперы 17 в. Характерно преобладание историч. Сюжетов. Стремление к особой выразительности мелодии, её драматизации (особенно в операх Монтеверди "Возвращение Улисса", 1641, и "Коронация Поппеи", 1642) сочетается с традициями bel canto.

Господствуют закруглённые сольные формы (ария, дуэт, реже терцет и квартет). Наряду с ариями в сопровождении генерал-баса появляются арии с орк. Сопровождением, с концертирующими инструментами. Новым выразительным средством явился аккомпанированный речитатив, применявшийся в моменты высшего драматического напряжения.Литература. Winterfeld G. Von, J. Gabrieli und sein Zeitalter, Bd 1-3, В., 1834, Nachdruck, Hildesheim, 1965. Caffi Fr., Storia della musica sacra nella giа cappella ducale di S. Marco in Venezia dal 1318 al 1797, v. 1-2, Venezia, 1854-55, facsim., Roma, 1936. Sandberger A., Zur venetianischen Oper, Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, Jahrg. XXXI-XXXII, 1924-25. Wolff H. Chr., Die venezianische Oper in der 2.

Hдlfte des 17. Jahrhunderts, В., 1937. Towneley W. S., Venetian opera in the 17th century, Oxf., 1954. Worsthorne S. T., Venetian opera in the 17th century, Oxf., 1954. Оsthоff W., Maske und Musik. Die Gestaltwerdung der Oper in Venedig, "Castrum Peregrini", Jahrg. 65, 1964..

Значения в других словарях
Веневитинов М. А.

Михаил Алексеевич (25 II (8 III) 1844 - 14 (27) IX 1901, имение Новожитное Воронежской губ..) - рус. Муз. Деятель, писатель, композитор и археолог. Внук Мих. Ю. Виельгорского, племянник поэта Д. В. Веневитинова (1805-27). Один из организаторов Воронежского отделения РМО (1868) и муз. Школы при нём (1870-е гг.). С 1896 директор Румянцевского музея в Москве (передал в музей свою б-ку, а также коллекции и ценные документы, перешедшие к нему от Виельгорских и Д. В. Веневитинова). В 1870-80-е гг. Опу..

Венедиктов Л. Н.

Лев Николаевич (р. 6 Х1924, Тамбов) - сов. Хор. Дирижёр. Нар. Арт. СССР (1979). Чл. КПСС с 1953. В 1949 окончил Киевскую консерваторию у Г. Г. Верёвки. С 1941 хормейстер разл. Ансамблей песни и пляски Сов. Армии, с 1954 хормейстер, с 1967 дирижёр, с 1972 гл. Хормейстер Укр. Т-ра оперы и балета. Поставил хор. Сцены в операх "Иван Сусанин", "Хованщина", "Пиковая дама", "Аида", "Отелло", "Лоэнгрин", "Гугеноты", "Тарас Бульба". "Милана", "Арсенал", "Ярослав Мудрый" Г. И. Майбороды, "Война и мир", "Т..

Венеция

(Venezia) - один из старейших культурных центров Италии. 367,5 тыс. Жит. (1971). По нек-рым данным, уже в 6-8 вв. В В. Процветало литургич. Пение, в 11 в. Имелись органы. Во время торжеств при Дворце дожей выступали певцы, с сер. 13 в. Звучала инстр. Музыка. В нач. 15 в. В соборе св. Марка организуется певч. Капелла (в 1403 она насчитывала 8 человек, должность магистра пения занимал А. Романо). В связи с многочисл. Обязанностями органиста здесь были введены должность второго органиста, с 1588 - ..

Венская государственная опера

(Wiener Staatsoper) - крупнейший австр. Оперный т-р, центр муз. Культуры Австрии (до 1918 - венская придв. Опера). Возникновение венской оперы относится к сер. 17 в., когда при дворе австр. Императора состоялись первые оперные представления итал. Труппы. Со 2-й пол. 17 в. Оперные спектакли, исполнявшиеся австр. Придв. Труппой, шли на сценах разл. Т-ров (сначала в венском "Бургтеатре", с 1763 - в основном, в "Кернтнертортеатре"). Основу репертуара составляли итальянской оперы. Постановки отличали..

Дополнительный поиск Венецианская школа Венецианская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Венецианская школа" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Венецианская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 18 символа