Венеция

100

(Venezia) - один из старейших культурных центров Италии. 367,5 тыс. Жит. (1971). По нек-рым данным, уже в 6-8 вв. В В. Процветало литургич. Пение, в 11 в. Имелись органы. Во время торжеств при Дворце дожей выступали певцы, с сер. 13 в. Звучала инстр. Музыка. В нач. 15 в. В соборе св. Марка организуется певч. Капелла (в 1403 она насчитывала 8 человек, должность магистра пения занимал А. Романо). В связи с многочисл. Обязанностями органиста здесь были введены должность второго органиста, с 1588 - третьего, к-рый во время торжеств. Служб играл на небольшом органе. В 1491 принят первый устав капеллы, учредивший школу пения. Расцвет капеллы наступил в 16-17 вв., когда здесь работали (капельмейстерами и органистами) крупнейшие музыканты Италии и др.

Стран. Основоположник венецианской школы А. Вилларт, К. Меруло, А. И Дж. Габриели, К. Монтеверди. В 1577 была осн. Григорианская семинария, где будущие священники наряду с др. Предметами изучали хоральное пение. В семинарии преподавали К. Де Pope, Б. Донато, Дж. Кроче и др. Распространению муз. Культуры способствовали также "религиозные братства" (Schuole grandi), в к-рые входили и проф. Музыканты. В 15 в. В В. Развиваются светское музицирование и нар. Музыка. Композиторы создавали наряду с религиозными вок. И инстр. Сочинения, предназначенные для исполнения в домах патрициев (мн. Композиторы состояли на службе у богатых горожан). Одним из первых авторов светских песен нар. Характера был видный учёный и гос. Деятель Л. Джустиниани.В сер. 17 в. Ведущее положение в муз.

Жизни В. Заняли оперные т-ры. Расцвет венецианской оперы связан с деятельностью К. Монтеверди, мн. Сочинения к-рого впервые были исполнены в В. Среди оперных композиторов - Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Страделла и др. В 1637 по инициативе певцов Ф. Манелли и Б. Феррари был создан первый в истории общедоступный оперный т-р "Сан-Кассиано". На протяжении 17 в. Открылось ещё 15 т-ров (мн. Из них строились рядом с крупными соборами и назывались их именами). Т-ры "Санти-Джованни э Паоло" (1639), "Сан-Мойзе" (1639, впоследствии "Минерва"), "Новиссимо" (1641), "Санти-Апостоли" (1649), "Сант-Аполлинаре" (1651), "Сан-Джованни Кризостомо" (1678, впоследствии т-р "Малибран") и др. Оперные постановки отличались помпезностью и хорошей технической оснащённостью, однако театральные оркестры и хоры были невелики.В 18 в.

В В. Получает развитие особая форма муз.-образоват. Учреждений - т.н. "оспедале" (сиротские дома, приюты для призрения бедняков, больных). Ещё в кон. 16 в. В них было введено муз. Обучение, появились проф. Учителя музыки (нередко органисты и певцы собора св. Марка). Здесь создавались свои капеллы, устраивались массовые хор. Концерты. К нач. 18 в. При многих из них действовали консерватории, где преподавали выдающиеся композиторы - А. Вивальди, Дж. Порта, Н. Порпора, Дж. Сарти, Б. Га-луппи, Н. Йоммелли и др. Наибольшей известностью в Италии и за её пределами пользовались 4 консерватории - "Пиета", "Мендиканти", "Инкурабили", "Санти-Джованни э Паоло" ("Оспедалетто"). В них учились музыканты мн. Стран. Воспитанники и педагоги консерваторий участвовали в регулярных открытых концертах.

К кон. 18 в. Финансовое положение консерваторий ухудшилось (в 1776 3 из них были приняты на содержание гос-ва, "Пиета" сократила свою деятельность).В 18 в. Расцветает конц. Жизнь В., широкое распространение получает инстр. Музыка. Возрастает роль разл. Частных академий, устраивавших орк. И камерные концерты. Для них писали композиторы, служившие в капелле св. Марка и консерваториях, а также работавшие в В., - Т. Альбинони, Б. Марчелло, Д. Альберти, П. Нардини и др. Большой популярностью пользовались концерты под открытым небом (музыканты располагались в гондолах). Ещё в кон. 17 в. Была осн. Гильдия музыкантов св. Цецилии, к сер. 18 в. Её членами стали все музыканты В. (в т. Ч. Гастролировавшие здесь артисты). В 18 в. Продолжает развиваться оперное иск-во.

Были открыты т-ры. "Сан-Бенедетто" (1755, впоследствии "Театр Россини") и "Фениче" (1792). Для венецианских т-ров писали многие композиторы Италии и других стран, в т. Ч. А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, Д. С. Бортнянский и др. На сценах В. Выступали лучшие певцы того времени - Дж. Карестини, А. Бернакки, Ф. Бордони и др.После падения Венецианской республики и с началом длительного периода австр. Владычества (с 1797) утрачивается роль В. Как одного из центров европ. Музыки. Закрываются мн. Т-ры, консерватории. Муз. Жизнь сосредоточивается в т-ре "Фениче", на сцене к-рого были впервые пост. Написанные специально для этого т-ра оперы Дж. Россини ("Танкред", 1813. "Сигизмунд", 1814. "Семирамида", 1823), В. Беллини ("Капулетти и Монтекки", 1830.

"Беатриче ди Тенда", 1833), Г. Доницетти ("Велизарий", 1836. "Мария ди Руденц", 1838), Дж. Мейербера ("Крестоносец в Египте", 1824), а также Д. Чимарозы, С. Майра, Н. Цингарелли, С. Меркаданте и др. В т-ре пели выдающиеся вокалисты - А. Каталани, Дж. Стреппони, И. Кольбран, Дж. Паста, Дж. Гризи, М. Малибран, Дж. Рубини, Д. Ронкони, А. Тамбурини и др. В 1838-59 при т-ре функционировала певческая школа. Яркой страницей в истории театра явились постановки специально написанных для него опер Дж. Верди. "Эрнани" (1844), "Атилла" (1846), "Риголетто" (1851), "Травиата" (1853), "Симон Бокканегра" (1-я ред., 1857). Т-р "Фениче" впервые в Италии пост. Тетралогию "Кольцо нибелунга" Вагнера (1883), а также ряд опер Р. Леонкавалло, П. Масканьи.Во 2-й пол.

19 в. Вновь оживляется конц. Жизнь города. Об-во "Бенедетто Марчелло" (осн. 1877 Д. К. Ди Кастельсепио) устраивало концерты, пропагандируя старинную и совр. Музыку, открыло б-ку и Музыкальный лицей. С 1895 лицей стал государственным (помещался во Дворце Пизани). В кон. 19 - нач. 20 вв. Им руководили видные музыканты, в т. Ч. М. Э. Босси, Э. Вольф-Феррари. В 1916 лицей был приравнен к высшей школе, в 1940 преобразован в Государственную консерваторию им. Бенедетто Марчелло. Директорами консерватории были Дж. Ф. Малипьеро, Р. Фазано, Г. Бьянки и др.В В. С 1930 проводятся Международные фестивали современной музыки (первоначально каждые два года, с 1936 - ежегодно). Здесь состоялись премьеры мн. Произв. А. Казеллы, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Б. Бриттена, Л.

Ноно и др. В 1953 по инициативе Р. Фазано основан Междунар. Центр пропаганды итал. Музыки, к-рый ежегодно организует летние курсы ("Музыкальные каникулы") по изучению старинной итал. Музыки. В В. Находятся Нац. Б-ка Марчиано, б-ка фонда Д. Чини, Музей музыкальных инструментов при консерватории.Литература. Caffi Fr., Storia della musica sacra nella giа Cappella ducale di S. Marco in Venezia dal 1318 al 1797, v. 1-2, Venezia, 1854-55, facsim., Roma, 1936. Galvani L. N., I teatri musicali di Venezia nel secolo XVII (1637-1700), Mil., 1878. Wiel T., I teatri musicali di Venezia nel '700, Venezia, 1897. La musica veneziana, Venezia, 1955..

Значения в других словарях
Венедиктов Л. Н.

Лев Николаевич (р. 6 Х1924, Тамбов) - сов. Хор. Дирижёр. Нар. Арт. СССР (1979). Чл. КПСС с 1953. В 1949 окончил Киевскую консерваторию у Г. Г. Верёвки. С 1941 хормейстер разл. Ансамблей песни и пляски Сов. Армии, с 1954 хормейстер, с 1967 дирижёр, с 1972 гл. Хормейстер Укр. Т-ра оперы и балета. Поставил хор. Сцены в операх "Иван Сусанин", "Хованщина", "Пиковая дама", "Аида", "Отелло", "Лоэнгрин", "Гугеноты", "Тарас Бульба". "Милана", "Арсенал", "Ярослав Мудрый" Г. И. Майбороды, "Война и мир", "Т..

Венецианская школа

Назв. Нескольких направлений муз. Творчества, сложившихся в Венеции в 16-17 вв. Центром В. Ш. В 16 - нач. 17 вв. Был собор св. Марка. В нём работали органистами и композиторами все осн. Представители школы. Первыми капельмейстерами собора были. П. Де Фосис (в 1491-1527), А. Вилларт (в 1527-62), К. Де Pope (в 1563), Дж. Царлино (в 1565-90), Б. Донато (в 1590-1603), Дж. Кроче (в 1603-09), Ч. Мартиненго (в 1609-13), К. Монтеверди (в 1613-43). Первыми органистами - Дж. Армонико (в 1516-51), А. Падов..

Венская государственная опера

(Wiener Staatsoper) - крупнейший австр. Оперный т-р, центр муз. Культуры Австрии (до 1918 - венская придв. Опера). Возникновение венской оперы относится к сер. 17 в., когда при дворе австр. Императора состоялись первые оперные представления итал. Труппы. Со 2-й пол. 17 в. Оперные спектакли, исполнявшиеся австр. Придв. Труппой, шли на сценах разл. Т-ров (сначала в венском "Бургтеатре", с 1763 - в основном, в "Кернтнертортеатре"). Основу репертуара составляли итальянской оперы. Постановки отличали..

Венская классическая школа

(нем. Wiener Klassik) - творческое направление, сложившееся в Австрии во 2-й пол. 18 в. - 1-й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора - Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. Индивидуальностью, к-рая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности муз. Языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы. У Моцарта особенно выделяется лирико-драматич. Начало. Главе..

Дополнительный поиск Венеция Венеция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Венеция" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Венеция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа