Веркмейстер А.
(Werckmeister) Андреас (30 XI 1645, Беннеккенштейн, близ Магдебурга - 26 X 1706, Хальберштадт, близ Магдебурга) - нем. Муз. Теоретик, акустик и органист. Учился у братьев отца - Иоганна Кристиана В. (в 1658-60) и Виктора В. (в 1662-64). С 1664 работал церк. Органистом в разл. Городах Германии, в т. Ч. В Хальберштадте (с 1696), где занимал пост королевского инспектора оргбнов.В. - один из создателей системы равномерной темперации. Он разработал несколько вариантов темперированного строя клавишных инструментов. Возглавлял возникшее во 2-й пол. 17 в. Течение среди нем. Акустиков, стремившихся связать теорию акустики с практикой передового муз. Иск-ва. В. Был в числе первых нем. Теоретиков, установивших определение ладов по их мажорному и минорному наклонению, боролся за использование в органо-клавирном иск-ве всей системы мажора-минора.
Результаты своих акустич. Изысканий, приведших к выработке им неск. Вариантов темперации, В. Изложил в ряде теоретич. Трудов. Практич. Задачей В. Являлось устранение т.н. Пифагоровой коммы. Он стремился замкнуть квинтовый круг. Темперации В. Были присущи оригинальные черты и прежде всего тенденция к установлению энгармонического равенства звуков, отсутствовавшего во всех созданных до него неравномерно-темперированных строях. Один из его последних вариантов наиболее близок к системе "равномерной темперации":В. Считал, что именно этот вариант наиболее удобен. X. Риман, рассматривая акустич. Изыскания В. В историч. Перспективе, отмечает, что они должны быть признаны первым сближением неравномерной темперации с равномерной. Как музыкант-практик, В.
Выдвинул не только новый метод настройки клавишных инструментов, но и требование упражняться в иск-ве модулирования. Смелые по новизне и целеустремлённости идеи В. Нашли своё художеств. Претворение в "Хорошо темперированном клавире" И. С. Баха, к-рый был знаком с его работами. В. Расширил также круг муз. Средств, связываемых с теми или иными аффектами (см. Аффектов теория), вводя в него тональность, темп, диссонанс, консонанс, регистр. Из муз.-теоретич. Трудов В. Наибольший интерес представляют. "Испытание оргбнов" ("Orgel-Probe...", Fr./M. - Lpz., 1681), переиздано под назв. "Дополненное и улучшенное издание Испытания оргбнов" ("Erweiterte und verbesserte Orgel-Probe", Fr./M. - Lpz., 1698) и "Музыкальная темперация" ("Musikalische Temperatur...", Fr./M.
- Lpz., 1691).Литература. Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. С нем., М., 1898, о. 45-48. Шерман Н., Формирование равномерно- темперированного строя, М., 1964, с. 64-77. Seranky W., А. Werckmeister als Musiktheoretiker, в кн. Festschrift Max Schneider, Halle, 1935. Dammann R., Zur Musiklehre des A. Werckmeister, "AfMw", XI, 1954. И. M. Ямпольский..
Дополнительный поиск Веркмейстер А.
На нашем сайте Вы найдете значение "Веркмейстер А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веркмейстер А., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 14 символа