Веркмейстер А.

124

(Werckmeister) Андреас (30 XI 1645, Беннеккенштейн, близ Магдебурга - 26 X 1706, Хальберштадт, близ Магдебурга) - нем. Муз. Теоретик, акустик и органист. Учился у братьев отца - Иоганна Кристиана В. (в 1658-60) и Виктора В. (в 1662-64). С 1664 работал церк. Органистом в разл. Городах Германии, в т. Ч. В Хальберштадте (с 1696), где занимал пост королевского инспектора оргбнов.В. - один из создателей системы равномерной темперации. Он разработал несколько вариантов темперированного строя клавишных инструментов. Возглавлял возникшее во 2-й пол. 17 в. Течение среди нем. Акустиков, стремившихся связать теорию акустики с практикой передового муз. Иск-ва. В. Был в числе первых нем. Теоретиков, установивших определение ладов по их мажорному и минорному наклонению, боролся за использование в органо-клавирном иск-ве всей системы мажора-минора.

Результаты своих акустич. Изысканий, приведших к выработке им неск. Вариантов темперации, В. Изложил в ряде теоретич. Трудов. Практич. Задачей В. Являлось устранение т.н. Пифагоровой коммы. Он стремился замкнуть квинтовый круг. Темперации В. Были присущи оригинальные черты и прежде всего тенденция к установлению энгармонического равенства звуков, отсутствовавшего во всех созданных до него неравномерно-темперированных строях. Один из его последних вариантов наиболее близок к системе "равномерной темперации":В. Считал, что именно этот вариант наиболее удобен. X. Риман, рассматривая акустич. Изыскания В. В историч. Перспективе, отмечает, что они должны быть признаны первым сближением неравномерной темперации с равномерной. Как музыкант-практик, В.

Выдвинул не только новый метод настройки клавишных инструментов, но и требование упражняться в иск-ве модулирования. Смелые по новизне и целеустремлённости идеи В. Нашли своё художеств. Претворение в "Хорошо темперированном клавире" И. С. Баха, к-рый был знаком с его работами. В. Расширил также круг муз. Средств, связываемых с теми или иными аффектами (см. Аффектов теория), вводя в него тональность, темп, диссонанс, консонанс, регистр. Из муз.-теоретич. Трудов В. Наибольший интерес представляют. "Испытание оргбнов" ("Orgel-Probe...", Fr./M. - Lpz., 1681), переиздано под назв. "Дополненное и улучшенное издание Испытания оргбнов" ("Erweiterte und verbesserte Orgel-Probe", Fr./M. - Lpz., 1698) и "Музыкальная темперация" ("Musikalische Temperatur...", Fr./M.

- Lpz., 1691).Литература. Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. С нем., М., 1898, о. 45-48. Шерман Н., Формирование равномерно- темперированного строя, М., 1964, с. 64-77. Seranky W., А. Werckmeister als Musiktheoretiker, в кн. Festschrift Max Schneider, Halle, 1935. Dammann R., Zur Musiklehre des A. Werckmeister, "AfMw", XI, 1954. И. M. Ямпольский..

Значения в других словарях
Веризм

(итал. Verismo, от vero - истинный, правдивый) - течение в итал. Лит-ре и иск-ве конца 19 в. Возникло на рубеже 80-х гг. (лит. Манифест писателей-веристов - 1880). Принципы лит. В. (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи) сходны с идеями французского натурализма. Изображение повседневного быта, психологических переживаний героев, внимание к тёмным сторонам жизни городской и сельской бедноты, строго научный подход к изучению фактов наряду с отказом от широких идейных обобщений, позитивистским "объекти..

Вериковский М. И.

Михаил Иванович (8(20) XI 1896, Кременец - 14 VI 1962, Киев) - сов. Композитор, дирижёр, педагог. Засл. Деят. Иск-в УССР (1944). В 1923 окончил Киевскую консерваторию. Учился композиции у Б. Л. Яворского. С 1921 участвовал в работе Товарищества им. Н. Д. Леонтовича, в 1928-39 - Всеукраинского товарищества революционных музыкантов. В 1926-28 дирижёр Киевского, в 1928-35 - Харьковского оперных т-ров. Дирижировал симф. Концертами, вёл педагогическую работу в Киевском муз.-драм. Ин-те, Киевской конс..

Верстовский А. Н.

Алексей Николаевич (18 11 (1 III) 1799, имение Селивёрстово, ныне Мичуринский р-н Тамбовской обл. - 5 (17) XI 1862, Москва) - рус. Композитор и театр. Деятель. С детства обучался музыке. Переехав с семьёй в Уфу (1808), выступал в концертах (по нек-рым сведениям, его учителем был местный музыкант П. И. Протопопов). В 1816-17 учился в Ин-те корпуса инженеров путей сообщения (Петербург), служил в разл. Гражданских учреждениях, продолжая заниматься музыкой. Брал уроки у Д. Штейбельта и Дж. Филда (фп..

Вертеп

(старослав., первонач. Значение - пещера, где, по преданию, родился Христос) - старинный укр. Нар. Кукольный театр. Родствен рус. Петрушке, белорус. Батлейке, польской шопке. Возник в 17 в., был распространен гл. Обр. В 18 в. Авторы и исполнители вертепной драмы, обычно бурсаки и семинаристы, во время рождественских каникул возили по сёлам небольшую переносную сцену - двухъярусный ящик наподобие макета церкви. Он назывался В., как и представление в нём. В спектаклях, широко претворявших фольклор..

Дополнительный поиск Веркмейстер А. Веркмейстер А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веркмейстер А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веркмейстер А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 14 символа