Вертеп

137

(старослав., первонач. Значение - пещера, где, по преданию, родился Христос) - старинный укр. Нар. Кукольный театр. Родствен рус. Петрушке, белорус. Батлейке, польской шопке. Возник в 17 в., был распространен гл. Обр. В 18 в. Авторы и исполнители вертепной драмы, обычно бурсаки и семинаристы, во время рождественских каникул возили по сёлам небольшую переносную сцену - двухъярусный ящик наподобие макета церкви. Он назывался В., как и представление в нём. В спектаклях, широко претворявших фольклорные мотивы, соединялись устойчивая сюжетная канва и постоянно менявшиеся, часто импровизационные элементы. В верхнем ярусе разыгрывался 1-й "акт" - поклонение пастухов новорожденному Иисусу и история избиения младенцев Иродом, за что Смерть обезглавливала жестокого царя.

Его тело доставалось Чёрту. Действие сопровождалось пением колядок и кантов - преим. Хоровых ("Перестань рыдати, печальная мати", "Шедшие три цари" и др.). Несмотря на традиционный четырёхгол. Аккордовый склад, в их интонационном и ладовом строе сказались нар.-песенные влияния. Еще ярче они проявлялись в обязательном инстр. Номере - танце пастухов "Дудочка" (казачок).2-й "акт" разыгрывался в нижнем ярусе и представлял собой чередование бытовых сценок с песнями и танцами разл. Народностей (русскими, украинскими, польскими, цыганскими, еврейскими, мадьярскими и др.). Среди них "Ой пiд вишнею, пiд черешнею" - своеобразный вариант нар. Юмористич. Песни, изложенной в виде канта. Муз. Сопровождение к песням и танцам исполнял инстр.

Ансамбль, чаще всего в типичном нац. Составе. Сопилка, скрипка, бубен, цимбалы, иногда и басоля - в их разл. Сочетаниях. Центр. Номер - выход храброго Запорожца. Он пел героич. Песню "Та не буде лучче, та не буде краще, як у нас на Вкрачнi...", издевался над папами и церковниками, воевал с врагами и побеждал самого Сатану. Постоянными персонажами были также Солдат (Москаль), Дед и Баба, Дьяк, Шинкарка.Позже существовал т.н. "живой В.", в к-ром тот же спектакль разыгрывался не куклами, а людьми (бурсаки, ремесленники, мастеровые, отставные солдаты и пр.).Народный, реалистич. Обличительный характер 2-го "акта" вертепной драмы (хоть и поданный в наивной форме), а также чередование разговорных диалогов с муз. Номерами существенно повлияли на дальнейшее развитие укр.

Театра.Литература. Франко I., До iстopiч украчнського вертепу, XVIII в., "Записки Наукового товариства iм. Шевченко", т. 73, кн. 5, Львiв, 1906. Галаган Г. П., Малорусский вертеп, "Киевская старина", 1882, октябрь. Марковський Є., Украчнський вертеп. Розвiдки и тексти. Все-украчнська Академiя наук. Матерiяли з украчнськоч народноч драми, т. 1, Кичв, 1929. Украчнський драматичний театр, т. 1, Кичв, 1967, с. 34- 43. Л. Б. Архимович..

Значения в других словарях
Веркмейстер А.

(Werckmeister) Андреас (30 XI 1645, Беннеккенштейн, близ Магдебурга - 26 X 1706, Хальберштадт, близ Магдебурга) - нем. Муз. Теоретик, акустик и органист. Учился у братьев отца - Иоганна Кристиана В. (в 1658-60) и Виктора В. (в 1662-64). С 1664 работал церк. Органистом в разл. Городах Германии, в т. Ч. В Хальберштадте (с 1696), где занимал пост королевского инспектора оргбнов.В. - один из создателей системы равномерной темперации. Он разработал несколько вариантов темперированного строя клавишных..

Верстовский А. Н.

Алексей Николаевич (18 11 (1 III) 1799, имение Селивёрстово, ныне Мичуринский р-н Тамбовской обл. - 5 (17) XI 1862, Москва) - рус. Композитор и театр. Деятель. С детства обучался музыке. Переехав с семьёй в Уфу (1808), выступал в концертах (по нек-рым сведениям, его учителем был местный музыкант П. И. Протопопов). В 1816-17 учился в Ин-те корпуса инженеров путей сообщения (Петербург), служил в разл. Гражданских учреждениях, продолжая заниматься музыкой. Брал уроки у Д. Штейбельта и Дж. Филда (фп..

Вертикаль

(от лат. Verticalis - отвесный) - условно-образное понятие, связанное с применением к музыке пространственных представлений и обозначающее гармонич. Аспект муз. Ткани. К В. Относится любое одновременное звучание двух и более звуков, одновременное как в буквальном смысле (звучание аккорда), так и в переносном (арпеджио, гармонич. Фигурация). Одновременность может быть физической (в аккорде) или психологической (в арпеджио и родств. Фигурах), когда слух объединяет в единую В. Звуки, появляющиеся п..

Вертинский А. Н.

Александр Николаевич (9(21) III 1889, Киев - 21 V 1957, Ленинград) - рус. Сов. Артист эстрады, поэт и композитор. С 1915 выступал как автор и исполнитель своих песен (в гриме и костюме Пьеро). В. Создал изысканно-интимный жанр муз. Новеллы со своеобразной манерой исполнения, отмеченной богатой нюансировкой интонаций и жестов. В 1919 эмигрировал за границу. В 1920-43 концертировал в Польше, Румынии, Германии, Англии, Франции, Италии, Китае, США и др. Странах (одновременно снимался в кино). С 1943..

Дополнительный поиск Вертеп Вертеп

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вертеп" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вертеп, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа