Ганская музыка

96

При наличии общенац. Традиций музыка многочисл. Народностей Ганы, говорящих на языках фанти, аким, аквапим, дагомба, мампруси и др., имеет свою специфику и выполняет разл. Функции в быту. Напр., у народов конкомба, дагбани, адангме одним из осн. Элементов свадебной церемонии является музыка, у акан и ряда др. Народов этой традиции нет. В сев. Р-нах страны коллективный труд, как правило, сопровождается музыкой, у народов ашанти нет такого обычая. У конкомба есть песни косьбы и гребли, но нет песен молотьбы, в то время как у народов кассена-нанкани и буилса имеются песни молотьбы, но нет песен др. Видов труда. В муз. Практике нек-рых народов Ганы существуют песни, исполняемые только женщинами (напр., похоронные плачи), мужчинами (охотничьи песни), детьми и т.п.

У др. Народов распространены смешанные хоры. Разнообразны вок. Традиции народов Ганы. Так, у народа кассена-нанкани серенада исполняется дуэтом (молодой человек поет серенаду девушке вместе со своим другом), у др. - соло. Своеобразна вок. Техника и манера исполнения разл. Этнич. Групп, связанная с природными особенностями тембра голоса и певч. Практикой (носовой характер звука, пульсации, хроматич. Скольжения, напряженный или открытый голос, фальцет, йодль, улюлюканье и т.д.). Народы акан, га, эве поют открытым звуком, с ровным постепенным понижением от начала к концу фразы. В песнях дагбани, фрафра, кассена-нанкани и буилса фраза открывается обычно громким и высоким звуком, а завершается резким его понижением. Певцы фрафра ноют очень напряженным голосом.

Ладовой основой Г. М. Является пентатоника, но используются также 6- и 7-ступенные звукоряды, близкие к диатоническому. Обычно каждая этнич. Группа применяет какой-то один постоянный звукоряд с определенной, строго фиксированной последовательностью интервалов. В р-нах, заселенных представителями разл. Этнич. Групп, встречается неск. Звукорядов.В нар. Музыке Ганы существует как одноголосие, так и многоголосие. Распространено пение параллельными терциями (терцовый параллелизм широко применяют музыканты конкомба, кассена-нанкани, буилса), но заканчиваются песни унисоном.Одна из особенностей Г. М.- наличие "определенного" и "вольного" ритмов, к-рые возникают благодаря применению наряду с "главным" (метрическим) акцентом (появляется через определ.

Промежутки длительностей, придает музыке ритмич. Строгость, стройность, подчеркивается притопыванием ноги, хлопком в ладоши, ударом барабана) регулярных и нерегулярных акцентов. В "вольном" ритме исполняются песни, инструментальные пьесы, танцы же требуют "определенного" ритма.Многочислен муз. Инструментарий Ганы. Наиболее богата ударно-шумовая группа. Существуют разнообразные типы, размеры барабанов. У народа эве семейство барабанов (асавуи) состоит из барабана-хозяина - ацимеву, а также барабанов coгo, киди, каган, клодзио, клобото и др. У народа ашанти в семейство барабанов (твене) наряду с другими входит барабан этвие (леопард), названный так благодаря звуку, напоминающему рычание. Ритмич. Фон в ганском оркестре создают трещотки, погремушки, колокольчики, кастаньеты, а также ганкогви (2 металлических безъязычковых колокольчика, по к-рым бьют деревянной палочкой), акзатце (полая тыква, окутанная сетью бус, нанизанных на мягкую проволоку) и др.

Духовая группа представлена флейтами (изготовляются из бамбука, древесины), трубами (из бивней слонов, рогов животных). В Сев. Гане преобладают струн. Инструменты. Муз. Луки, однострун. Скрипки, инструменты типа лютни, цитры. В Ашанти имеются своеобразные 6-7-струн. Арфы (сеперева) и музыкальные луки с резонатором (бэнта).В 50-х гг. 20 в. Под влиянием европ. И амер. Воен. Оркестров в муз. Ансамблях Ганы стали применяться европ. Инструменты. Распространился новый муз. Стиль - хайлайф, основанный на сочетании элементов афр. Нар. И европ. Иск-ва. К нач. 60-х гг. 20 в. В Гане насчитывалось неск. Десятков оркестров хайлайф (их обычный состав. Трубы, саксофоны, тромбоны, контрабасы, барабаны, бонго-барабаны, конго-барабаны и т.д.), среди к-рых выделяются оркестры под рук.

Г. Воррена, С. Аквайе, Л. Никой, Э. Менса, А. Гайвори, Д. Данка. Оркестры гастролируют в др. Странах Зап. Африки, благодаря чему хайлайф распространился почти по всей Африке.С образованием независимого гос-ва Ганы открылись новые пути развития проф. Музыки. В 1958 был создан Совет искусств, осн. Задача к-рого - сохранение и развитие афр. Нар. Культуры. По инициативе Совета проводились нац. Фестивали музыки и драмы, конкурсы традиц. И совр музыки. Проблемами муз. Иск-ва занимается Ин-т по изучению Африки при ун-те Ганы (существует спец. Сектор музыки и иск-ва). Сотрудники Ин-та ведут научно-исследоват. И пропагандистскую работу. При Ин-те организованы симфонический оркестр и хор. В Аккре создана Академия, курс обучения к-рой рассчитан на 2 года.

При Академии имеются фонотека и коллекция муз. Инструментов. Выдвинулись проф. Композиторы - Э. Аму, Ф. Гбехо и др. Широко распространены в Гане муз.-драм. Спектакли, насыщенные песнями, танцами. Музыку к этим спектаклям пишет С. Аквайе. Популярность получила его муз. Комедия "Обадзенг" (показана в СССР, 1961). Появился ряд работ по вопросам музыки, фольклора, в т. Ч. Труды о Г. М. Квабены Нкетия.Литература. Xанга Л., Первый труд, "СМ", 1965, No 6. Современная музыкальная жизнь Африки, там же, 1972, No 3. Gbеhо rh., The Indigenous Gold Coast music, "United Empire", 1451, XLII, May-June. Его же, Beat of the master drum, "West African Review", 1951, v. 22, No 290, Gadzekpo B., Making music in Eweland, там же, 1952, v. 23, No 299. Onwona-Osafo F., Talking drums in the Gold Coast, "Gold Coast Teachers Journal", 1957, No 2, Apr;, Nketia J.

H. Кwabena, Changing traditions of folk music in Ghana..., "Journal of the International Folk Music Council", 1959, v. 11. Его же, Festivals of Ghana, "The Ghanaian", 1958, No 2. Его же, African music in Ghana, Accra, 1962. Его же, Drumming in Akan communities of Ghana, Edinb.-L., 1963. Его же, Folk songs of Ghana, L., 1963, Ghana's talking drums, "West African Review", 1959, May.Л. О. Голден.

Значения в других словарях
Ганзен Ц.

Цецилия (р. 4(16) II 1897, станица Каменская, ныне Донецкой обл.) - скрипачка. В 1914 окончила Петерб. Консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра. В 1910 с большим успехом дебютировала в Петербурге. С 1921 гастролировала в западно-европейских странах и США. Позднее поселилась в Гейдельберге (Германия), профессор Высшей музыкальной школы.. ..

Ганон Ш. Л.

Правильнее Анон (Напоп) Шарль Луи (2 VII 1819, Ран-сюр-л'Эр - 19 III 1900, Булонь-сюр-Мер) - франц. Пианист, органист, педагог. Учился в Парижской консерватории у III. В. Берио (сына Ш. О. Берио). Преподавал игру на фп. В Булонь-сюр-Мер. Автор этюдов и инструктивных пособий для фп., в т.ч. Известного сб. "Пианист-виртуоз..." ("Pianiste-virtuose. En 60 exercices". Последнее издание - Будапешт, 1964), элементарной фп. Методики ("Mйthode йlйmentaire de piano"), руководства по аккомпанементу ("Systи..

Ганслик Э.

Xанслик (Hanslick) Эдуард (11 IX 1825, Прага - 6 VIII 1904, Баден, близ Вены) - австр. Музыковед. Занимался теорией музыки и игрой на фп. У В. Я. Томашека. Учился на юридическом ф-те Пражского, а затем Венского ун-тов. С 1846 выступал как муз. Критик, сотрудничал в различных органах венской периодической печати. С 1861 профессор Венского ун-та по теории и истории музыки. Читал публичные лекции о музыке во мн. Городах Австрии, Чехии, Германии. Широко известен эстетич. Труд Г. "О музыкально-прекра..

Гануш Я.

(Hanus) Ян (р. 2 V 1915, Прага) - чеш. Композитор. Учился у О. Еремиаша в Праге (1932-40). Руководитель муз. Изд-ва Ф. А. Урбанека (до 1949), чл. Совета лит. Об-ва "Пршитомност", муз. Об-в З. Фибиха, Й. Б. Фёрстера и О. Острчила, сотрудник неск. Пражских изд-в. В кон. 40-х гг. Организовал симф. Оркестр при Армейском ансамбле им. В. Неедлы. Участвовал в подготовке полн. Собр. Соч. А. Дворжака (до 1955), традиции к-рого (наряду с традициями нем. Поздних романтиков) продолжал в своём творчестве. Со..

Дополнительный поиск Ганская музыка Ганская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ганская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ганская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 14 символа